Послание Его Святейшества Папы Франциска на Великий Пост 2014

Папа Франциск

«Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9)

Дорогие братья и сёстры,

По случаю Великого Поста, хочу предложить вам некоторые размышления, чтобы они могли послужить личному или общинному пути вашего обращения. В качестве точки отсчёта хотел бы взять слова Апостола Павла: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9). Апостол обращается к христианам Коринфа, чтобы побудить их к щедрости в помощи верным в Иерусалиме, пребывавшим в нужде. Что же нам, современным христианам, говорят эти слова? Что сегодня означает приглашение к бедности, к бедности в евангельском смысле?

Благодать Христова

Прежде всего они свидетельствуют о личном стиле Бога. Бог открывается не средствами власти и богатства мира, но в слабости и бедности: «будучи богат, обнищал ради вас…». Христос, Сын вечного Бога, равный по власти и славе Отцу, обнищал; снизошёл к нам, стал близким каждому из нас; обнажился, «опустошился», чтобы стать нам подобным во всём (ср. Фил. 2, 7; Евр. 4, 15). В этом – величайшая тайна Боговоплощения! Но причина этого – Божья любовь, которая есть благодать, щедрость, желание близости и не перестаёт отдавать себя и жертвовать ради возлюбленного творения. Действенная любовь – это любовь сопричастности ко всему, что имеет отношение к любимому. Любовь делает нас похожими, создаёт равенство, разрушает стены и расстояния. Это всё Бог сделал ради нас. Ибо Иисус, на самом деле, «человеческими Своими руками трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческою волею Он действовал человеческим Своим сердцем Он любил. Рождённый от Девы Марии, Он истинно стал Одним из нас, уподобившись нам во всём, кроме греха» (Второй Ватиканский Собор, Gaudium et Spes, 22).

Как говорит св. Павел, цель Иисуса не нищета как таковая, а «дабы вы обогатились Его нищетою». Речь не идёт о некой игре слов или эффектной фразе! Мы как раз видим синтез Божьей логики, логики любви, логики Боговоплощения и Креста. Бог не ниспослал нам Спасение сверху, как подаяние того, кто делится излишками в пиетистском благонравии. Это – не любовь Христова! Когда Иисус сходит в воды Иорданские, чтобы получить Крещение от Иоанна Крестителя, Он совершает это не потому, что нуждается в покаянии, обращении; Он делает это, чтобы очутиться среди людей, нуждающихся в прощении, среди грешников, чтобы взвалить тяжесть наших грехов. Именно такой путь Он избрал для нашего примирения, Спасения и освобождения от невзгод. И нам кажется, что Апостол говорит – мы освобождены не посредством Христова богатства, но посредством Его нищеты. И при этом св. Павлу известно «неисследимое богатство Христово» (Эф. 3, 8), « Который поставлен наследником всего ( ср. Евр. 1, 2).

Так что же означает эта нищета, которой Иисус нас освобождает и обогащает? Она есть Его способ любви, то, как Он сближается с нами, подобно Доброму Самаритянину, который приближается к человеку, брошенному полумёртвым на обочине дороги (ср. Лк. 10, 25 и далее). Нам подаёт истинную свободу, Спасение и счастье Его сострадающая, нежная и соучаствующая любовь. Обогащающая нас Христова нищета есть Его воплощение, взятие на Себя наших слабостей, наших грехов, ниспослание нам бесконечного милосердия Божьего. И Его нищета является самым огромным богатством: Иисус богат бесконечной верой в Бога Отца, упованием на него в любое время, постоянным поиском Его воли и Его славы. Он также богат, как богат младенец, который чувствует любовь и сам любит своих родителей и ни в одно мгновение не ставит под сомнение их любовь и нежность. Богатство Иисуса – в том, что Он есть Сын, Его единственная связь с Отцом есть единственная властная прерогатива этого нищего Мессии. И когда Иисус зовёт нас взвалить на себя Его «лёгкое бремя», Он как раз приглашает нас обогатиться этой «богатой нищетой» и «нищим богатством», чтобы разделить с нами Его Дух сыновства и братства, чтобы мы могли стать сыновьями в Сыне и братьями в Брате Предвечном (ср. Рим. 8, 29).

Наше свидетельство

Можно подумать, что так же, как этот «путь» нищеты стал путём Иисуса, мы, пришедшие вслед за Ним, можем спасти мир соответствующими человеческими средствами. Но это не так. В каждое время и в каждом месте Бог продолжает спасать мир посредством нищеты Христа, Который являет Себя нищим в Таинствах, в Слове и в Своей Церкви, которая есть народ нищих. Богатство Божье не может проявиться в нашем богатстве, но всегда и только в нашей нищете, личной и общинной, одухотворённой Духом Христовым.

В уподобление Господу, мы, христиане, призваны видеть беды наших братьев, касаться их, проявлять заботу и конкретно действовать для их облегчения. Беда – не то же самое, что нищета по Христу; беда – это нищета без доверия, без солидарности, без надежды. Мы можем выделить три типа бед: беда материальная, беда моральная и беда духовная. Материальной бедой мы привычно называем материальную нищету и касается она людей, живущих в условиях, не достойных человека. Они лишены фундаментальных прав и благ первой необходимости – еды, воды, элементарных средств гигиены, работы, возможностей развития и культурного роста. Оказываясь лицом к лицу с этой бедой, Церковь предлагает своё служение, свою диаконию, чтобы помочь в этих нуждах и исцелить язвы, искажающие лик человечества. В нищих, в последних мы видим Лик Христа; любя бедных и помогая им, мы любим Христа и Ему служим. Нашей обязанностью является также действовать таким образом, чтобы прекратили существовать в мире нарушения прав и достоинства человека, разные виды дискриминации произвола, которые зачастую лежат в основе человеческой беды. Когда власть, роскошь и деньги становятся идолами, они противостоят необходимости равного распределения богатств. Тем более необходимо, чтобы человеческое сознание обращалось к справедливости, равенству, разумности и солидарности.

Вызывают не меньшую обеспокоенность моральные беды, состоящие в том, что люди становятся рабами порока и греха. Сколько семей находятся в тревоге, потому что их члены – часто молодые – подчинили свою волю алкоголю, наркотикам, азартным играм, порнографии! Сколько же людей потеряли смысл жизни, надежду, лишили себя перспектив на будущее! А сколько людей оказались в этой беде, вследствие несправедливых социальных условий, отсутствием работы, каковое лишает их естественного достоинства, которое имеет человек, приносящий домой кусок хлеба, вследствие отсутствия равенства в праве на образование и здравоохранение. В такого рода случаях моральные беды можно назвать начальной стадией самоубийства! И эта же форма, одновременно являющаяся причиной экономического краха, всегда имеет связь с бедой духовности, которая бьёт по человеку, отдаляющемуся от Бога и отвергает Его любовь. Если мы полагаем, что не имеем нужды в Боге, протягивающем нам руку во Христе, потому что считаем себя самодостаточными, тогда мы вступаем на путь падения. Потому что Бог – единственный, Кто спасает и освобождает.

Евангелие – воистину противоядие против духовной беды: каждый христианин призван нести в любой среде эту освобождающую весть – что существует прощение совершённого зла, что Бог – больше, чем наши грехи и любит нас даром, всегда и что мы сотворены для общения и жизни вечной. Господь зовёт нас быть радостными вестниками этого послания милосердия и надежды!

Как же прекрасно испытывать радость распространения этой благой вести, делить с другими доверенное нам сокровище, чтобы умягчать разбитые сердца и подав ать надежду множеству братьев и сестёр, погружённых во тьму. Это и означает следовать и уподобляться Христу, Который пришёл к нищим и грешникам как пастырь к заблудшим овцам, Который пришёл к нам – полный любви. Соединившись вокруг Него, мы сможем открыть новые пути евангелизации и совершенствования человека.

Дорогие братья и сёстры, в это время Великого Поста вся Церковь готова нести живущим в беде материальной, моральной и духовной евангельское свидетельство, которое сводится к провозглашению любви милосердного Отца, готового обнять во Христе любого человека. Мы сможем совершить это в той мере, в какой уподобимся Христу, Который стал нищим и обогатил нас Своей нищетой. Великий Пост – это время, когда мы предаёмся раздаче милостыни; и мы хорошо должны себя спросить – в чём мы можем себя ограничить, с целью помочь и обогатить других своей нищетой. Не забудем же, что истинная милостыня включает в себя страдание – не станет действительной милостыня без покаянного измерения. Я не верю в милостыню, которая ничего не стоит и не включает в себя страдание.

Дух Святой, благодаря которому «мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10), да поддержит эти наши намерения и да укрепит в нас внимание и ответственность к человеческой беде, чтобы стать нам милосердными и делателями милосердия. Под Его покровительством обещаю вам свою молитву, дабы всякий верный и каждая церковная община обрела плод на великопостном пути, а вас прошу молиться обо мне. И да благословит вас Господь и хранит Пресвятая Богородица.

Из Ватикана, 26 декабря 2013 года

В празднество святого Стефана, диакона первомученика

gerb_250

Источник: catholic-russia.ru

Добавить комментарий