Христианство в Сирии

С. Тереза

Доклад сестры Терезы Канакри FMM на «Вторниках у францисканцев» 18.03.2014. Благодарим сестру Терезу за любезное предоставление этого материалы для нашего блога.

Сирия: колыбель многих цивилизаций и культур, колыбель христианства

Сирия – небольшая страна на Ближнем Востоке, которой Бог отвел очень большую роль в истории человечества.

Сирия граничит на севере с Турцией, на Востоке-с Ираком, на юге с Иорданией и Израилем и на западе с Ливаном и Средиземным морем. Дамаск – столица.

Цивилизация зародилась в Сирии ещё в 4-м тысячелетии до н. э.

В Сирии зародился Угари?тский алфави?т, один из древнейших алфавитов. Появился в XV веке до н. э. в Угарите – торговом порту на сирийском берегу Средиземного моря. Использовался для записи местных семитских языков.

Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической, римской и византийской культур

Страна апостолов и святых

Сирия, занимает в истории христианства одно из важнейших мест. Как повествует книга Деяний апостолов, именно по дороге в Дамаск – столицу Сирии – апостол Павел перестал быть гонителем христиан ветхозаветным иудеем Савлом и принял Христианство, можно сказать, от самого Христа, который обратился к нему грозным голосом и ослепил его. А позднее Павел поселился в сирийском городе Антиохия, который был в то время четвертым по величине городом Римской империи после Рима, Эфеса и Александрии. И, как сообщается в тех же Деяниях апостолов, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11, 26).

Позже этот город стал настоящей колыбелью христианского богословия, поскольку здесь была создана и успешно развивалась, наряду с другими, Антиохийская богословская школа. Одним из ее основателей явился учитель Церкви святой Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и совершал здесь свое пресвитерское служение до призвания на Константинопольскую кафедру. Именно в родном городе Антиохия он написал свои лучшие и главные богословские произведения. Кроме того, по некоторым указаниям, сохранившимся в трудах древних церковных писателей, в Антиохии родился и святой апостол Лука.

Поэтому не случайно именно в этом городе находился центр одной из четырех древнейших автокефальных Церквей – Антиохийской, которая после упадка Антиохии была перенесена в Дамаск. По церковному преданию, она была основана около 37 года апостолами Петром и Павлом. С 451 года Церковь обрела статус Патриархата. Из Антиохийской церкви вышли, кроме  последователей Христа, св. Иларион Великий, основатель монашества в Палестине, св. Симеон Столпник, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие. Без этих величайших людей невозможно представить и понять историю и духовный опыт Вселенской Церкви.

Дамаск – старейшая столица мира

Дамаск является древнейшей из существующих ныне столиц мира. это места средоточия христианской истории, церковного духа. Этот город был известен уже с XVI века до Рождества Христова, когда находился под властью египетских фараонов. В 940 году до Рождества Христова он являлся столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами, в состав которого входила Палестина (4 Цар. 8, 7–15).

Поскольку христианская община была основана в Дамаске святыми апостолами Петром и Павлом, ее епископы имели большой авторитет в иерархии Антиохийской Церкви. А в эпоху первых Вселенских соборов некоторые епископы Дамаска принимали участие в соборных заседаниях. В Дамаске до сих пор сохранились памятные места, связанные с историей христианской Церкви. Например, на месте, где стоял дом, в котором апостол Павел был исцелен от слепоты и крещен Ананией, позднее был построен храм в честь святого апостола Анании. В настоящее время он расположен под землей, в старой части Дамаска.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого в городе был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. По преданию, под алтарем храма была захоронена честная глава пророка.

После завоевания Дамаска арабами храм поначалу использовался совместно и мусульманами, и христианами, которые молились в одном помещении: мусульмане – в западном крыле, а христиане – в восточном. Только через 70 лет храм был перестроен в Великую мечеть.

В IV–VII веках в Дамаске построили множество храмов и часовен, большинство из которых не сохранились до нашего времени. Тогда же началось строительство христианских монастырей, которые, как правило, представляли собой скромные здания. Обнаружив святую главу Иоанна Крестителя в одном из подземных храма, арабские строители возвели для нее гробницу у восточной стены мечети, которая стала святыней для всех мусульман. Сирийское монашество вело успешную миссионерскую проповедь среди язычников, активно занималось благотворительностью. Многие обители стали центрами образовательной, богословской, литературной и художественной деятельности.

Маалюля – город, говорящий на языке Христа

В Сирии до сих пор есть несколько деревень, где говорят на языке, на котором проповедовал Иисус Христос. Самая большая из них – Маалюля.

Маалюля, расположен в 60 километрах к северо-востоку от Дамаска, весь мир узнал, что местные жители говорят на одном из древнейших, почти исчезнувшем языке мира – арамейском, на котором в период своей земной жизни говорил сам Христос. Здесь сохранилась прочная связь с двухтысячелетней историей христианской Церкви. В этом многообразии – языковом, этническом, религиозном – проявилось одно из духовных богатств Сирии. В Маалюле также находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь в честь святой Феклы. К сожалению, он был захвачен боевиками, также захватили монахинь, но недавно освободили их.

Арабы – одни из первых христиан на земле

«Арабы действительно пришли на Ближний Восток в VII веке с мусульманами, но и до них еще в I веке на землях, где находятся современная Палестина и Израиль, проживали арабские племена. Например, между Дамаском и Амманом жило христианское арабское племя гассанов и правила династия Гассанидов».

И многие другие арабские племена приняли христианство до появления ислама в Сирии. Первыми христианами на земле были не только обращенные евреи, но и арабы из этих племен.

На сегодняшний день: 21 миллион население Сирии

Примерно 86 % населения Сирии – мусульмане, 10 % – христиане. Из мусульман 82 % – сунниты, остальные – алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака. 3% друзы.

Среди христиан половину составляют православные, и половину католики.

В отличие от западной части империи, где преобладающее развитие получил римский (латинский) обряд, на Востоке с древности развилось семь мощных литургических традиций, которые принято сводить в две семьи или традиции – Антиохийскую и Александрийскую.

Следовательно существует много обрядов: сиро-антиохийский обряд, Сиро-яковитской Маронитский обряд, Византийский обряд, Армянский обряд, халдейский обряд, Коптский обряд, Эфиопский обряд, латинский обряд появился по позже, и различние протестанты.

Сегодня в Дамаске есть предстоятели трех христианских Церквей: Греко-Православной – Патриарх Иоанн X, Греко-Католической – Патриарх Григорий III, и Сиро-яковитской (дохалкидонской, признающей решения только первых трех Вселенских Соборов) – Патриарх Мор Игнатий Закка I Ивас.

Христианских церквей в Дамаске много. Службы проходят каждый день. Христианские школы отдыхают в субботу и воскресенье, как в выходные дни, в то время как официальные сирийские выходные выпадают на пятницу и субботу. Христианские магазины отдыхают в воскресенье, мусульманские отдыхают в пятницу. Сирийские христиане имеют свои собственные суды, которые занимаются гражданскими делами, такими как брак, развод и т.д. Они основываются на Библейских учения.

Сирийские христиане всегда были со своим народом

Концепция «светского арабского национализма» нынешнего политического режима в Сирии разработана христианами, которые всегда участвовали в формировании арабо-исламской цивилизации и внесли большой вклад в развитие культуры и науки.

Сирия – страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Она внесла огромный вклад в культуру человечества, всегда была примером межконфессионального единства.

Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой христианских общин, христиане считают себя коренными жителями этой страны, и чувствуют себя в полной безопасности.

Опасность безвластия

Если система власти в стране рухнет из-за массовых беспорядков, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это приведет к нападению исламских радикалов на христиан, которые станут беззащитны перед экстремистами, как христиане в Иране.

Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Сегодня они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.

Если христиане исчезнут с Ближнего Востока (а такая опасность есть – триста тысяч христиан уже бежали из Сирии), христианские святыни там превратятся в « диснейленд».

Конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Год назад террористы убили сына верховного муфтия Сирии. Отдельные христиане входят в оппозицию. Это говорит о том, что нельзя рассматривать события в Сирии как чисто религиозный конфликт.

Но непримиримых оппозиционеров среди сирийских христиан мало. Большинство выступает против внешнего вмешательства во внутренние дела Сирии. Если кто-то из них встал в ряды оппозиции, то оппозиции, готовой к диалогу с властью и совместному с ней реформированию страны.

Враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт. Но даже если это им удастся, я уверена, что нелегко будет уничтожить достижения 1000-летнего религиозного соработничества и терпимости в этой стране.

Около 60 христианских церквей разрушено в Сирии в результате военных действий, прежде всего в городах Хомс, Алеппо, Маалюля.

Сирию уже покинуло больше миллиона христиан – врачей, инженеров, адвокатов, предпринимателей. При этом многие из них в ожидании мира в Сирии чтобы вернуться.

Христиане в Сирии сейчас находятся в трудном положении. Если они поддержат оппозицию, они станут мишенью для правительственных войск, если же они поддержат Асада, а его режим падет, они могут превратиться в противников нового исламистского режима.

Но в первую очередь христиане глубоко озабочены плодами «арабской весны» в странах, где она расцвела. Политическая жизнь там сейчас окрашена в более фанатичные тона, равноправие для христиан отсутствует. Даже в Тунисе, где предыдущий политический режим был основан на совершенно светских принципах, эта традиция насчитывает больше 50 лет, к власти пришло происламистское правительство. Весной 2012 г. там прошли многочисленные демонстрации под лозунгами установления исламского государства. Можно то же сказать про Ирак, Ливию и ждем что будет в Египте.

Добавить комментарий