Вторники у францисканцев

5 октября состоялась лекция с. Аленки Арко «ПОШЛЮ АНГЕЛА ТВОЕГО»

с. Аленка Арко

Когда мы размышляем, когда мы говорим об ангелах, кажется, что у нас возникает много вопросов, потому что мы знаем, что ангелы есть, но мы их не видим. Эти вопросы, может быть, связаны, прежде всего, с их сущностью. Но если у нас есть такие вопросы, то я вас должна разочаровать – ответов на такие вопросы я вам не могу дать по одной простой причине. Потому что Библия, которая для нас является основой ответов на наши вопросы, не говорит о сущности ангелов, Библия не говорит о природе ангелов и не говорит об истории ангельского существования, здесь некая загадка. Например, когда мы открываем Библию и в третьей главе Книги Бытия появляется змей и его потом предание интерпретировала как падшего ангела, он имеет что-то против человека, но мы не знаем почему, откуда, что случилось. Есть факт там что-то было, но Библия об этом не говорит нам.

Когда Библия говорит об ангелах, она говорит в принципе не о них в первую очередь, она говорит о человеке, которого защищают хорошие и искушают плохие ангелы. Поэтому есть ангелология. Этот вопрос в принципе включается в тот предмет богословия, который изучает человека, т.е. антропологию. Если вы когда-то заметили в принципе слово «ангел» происходит из греческого ??????? («ангелос»), значит «посланник». Само это имя не относится к их сущности, но относится к их роли, т.е. они посланные Богом. И это слово в Библии используется и для людей, т.е. и люди и могут быть ???????. Даже в Новом Завете в Евангелие от Луки Иоанн Креститель назван ангелом. И там мы читаем 27-й стих: «Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Т.е. тот, кто приготовляет путь Иисусу – это Иоанн Креститель, он здесь в Евангелии от Луки назван ангелом. Ангелы – это как люди, так и те сверхчеловеческие существа, которые, как мы привыкли думать об ангелах, они посланы Богом. Часто эти ангелы принимают человеческое подобие. Например, ангелы посещают Авраама как три гостя, которые приходят.

Однозначно, тем не менее, вот это важно, что с библейской точки зрения ангелы выше людей, но ниже Бога. Иногда бывает искушение воспринимать ангелов как некие метафизические принципы, которые независимы от Бога, вот это очень опасно. Ангелы – творения Бога. Мы говорим, что существует непреодолимая разница между Богом, Который является Творцом и между всеми созданными Им существами. Ангелы, хотя они выше человека, они все-таки творения, они не представляют собой некий метафизический принцип. Они – так говорит богословие – бестелесны, они чистые духи, хотя мы можем найти множество изображений ангелов в разные эпохи, разные изображения. Некоторые более духовные, другие очень-очень телесные и даже вульгарные. Они бестелесны они чистые духи, они разумные существа и свободные существа. Они с нами разделяют эту разумную природу, которая включает в себе тоже возможность и обязанность свободно принимать решения по поводу своей судьбы. В зависимости от этого свободного выбора, который они сделали, они и влияют на нашу жизнь. Те, которые сделали выбор в пользу Бога являются сотрудниками Бога в деле спасения. Те, которые отреклись, которые сказали «нет», они, мягко говоря, мешают на нашем пути. И это гораздо важнее ответов на те вопросы, которые рождаются в нашей голове из-за какого-то любопытства, т.е. «как они выглядят?» – они никак не выглядят, потому что у них нет тела.

Верно также, что сегодня многие не верят в существование ангелов и бесов. И это как раз часто реакция на эти изображения, которые мы находим в искусстве в разные периоды и реакция на не очень удачное материальное изображение чисто духовной природы.

<>

Ангелы и люди друг для друга являются мотивом настоящего смирения.

<>

Полную аудиозапись лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00. Библиотекарь Наталья

Фотография брата Алексея Косенко

Добавить комментарий