Пастырская визитация прихода Святейшего Сердца Иисуса в Санкт-Петербурге

Визитация

29-30 марта архиепископ Павел Пецци совершил пастырскую визитацию прихода Святейшего Сердца Иисуса в Санкт-Петербурге. Храм Святейшего Сердца, строительство которого началось в 1907 году, так и не завершенный в виду событий 1917 года и недостатка средств, сегодня переживает второе рождение: с 2011 года в нем идет масштабная реконструкция. У радостного обстоятельства есть и обратная сторона: на несколько лет община прихода осталась без своего здания и вынуждена просить прибежища в других петербургских храмах. О том, как прошла визитация и о сегодняшней жизни прихода рассказывает его настоятель — францисканец о. Христиан Лабановский.

В первый день визитации владыка посетил храм Святейшего Сердца, где состоялось первое знакомство владыки с прихожанами. Мы вместе прочли литанию Святейшему Сердцу и молились о Божием благословении на продолжение реставрации, чтобы приход как можно скорее мог вернуться в свой дом. Епископ познакомился с нынешним состоянием храма снаружи и внутри, и с ходом работ. Затем в нашем монастыре состоялась встреча епископа с приходским советом; владыка познакомился с приходскими документами и побеседовал со мной как с настоятелем.

Вечером, уже в монастыре Братьев Меньших Конвентуальных, владыка предстоял на Мессе группы Неокатехумената из нашего прихода. Там же в воскресенье состоялась Святая Месса, после которой прихожане могли пообщаться с владыкой и задать вопросы, которые их волнуют.

Я являюсь настоятелем прихода с 2006 года, и эта епископская визитация стала первой в его истории. Хотя пунктов в этой визитации было немного, она прошла достаточно насыщенно. Я думаю, что и владыка, и прихожане остались довольны этой встречей, которая была, несомненно, полезной для нас.

Когда можно ожидать завершения ремонта храма?

Когда мне задают этот вопрос, я обычно, вспоминая старый советский фильм, отвечаю: советую поменять тему, потому что объем работ по полному воссозданию здания храма кажется колоссальным. Конечно, хочется сделать все как можно быстрее. И сделано уже очень многое, ведь пришлось ликвидировать четыре этажа, на которые было разделено здание храма: почти год ушел только на то, чтобы вывезти из храма весь мусор.

ХрамДлительность ремонта обусловлена дополнительно тем, что в процессе реставрации храма меняется концепция, видение как должен функционировать храм и соответственно — проекты. Первоначально планировалось оставить все четыре этажа, чтобы было достаточно места и для прихода, и для благотворительных учреждений. Позже был подготовлен проект разделения храма уже на три этажа: два социальных и один — литургический. Но затем, когда этажи убрали и открылся весь объем храма, стала видна уникальная для Петербурга неоготика, и у меня рука не поднялась вновь скрыть все это — мне кажется, это было бы варварством по отношению к замыслу архитектора.

Поэтому было принято решение воссоздать храм именно таким, каким он был задуман архитектором Галензовским, весь полный объем трехнефного литургического пространства, а все социальные и пастырские инициативы перенести в цокольный этаж. Подвал храма также находился в плачевном состоянии и потребовал большего объема работ, чем предполагалось на стадии проектирования.

Поскольку наш храм является памятником архитектуры федерального значения, приход является постоянным участником федеральной целевой программы «Культура России», которая курируется Министерством культуры. Так, благодаря помощи Министерства культуры, в 2012 году в здании храма были воссозданы уникальные готические заполнения окон высотой девять метров. Воссозданы девять окон из шестнадцати.

Понемногу мы достигнем того, чтобы этот храм предстал именно таким, каким его хотел видеть архитектор. Процесс идет медленно, но может быть это и хорошо, потому что отсутствие спешки  позволяет сделать работу более тщательно и избежать ошибок.

Как живет сегодня приход, не имея своего помещения?

В 2011 году я обратился к епископу с просьбой, чтобы он разрешил закрыть храм на реставрацию. Епископ разрешил закрыть храм на год, но мы уже несколько лет вне храма. Сначала нас приняли соборе Пресвятой Девы Марии, теперь нас приняли наши братья — францисканцы конвентуальные. Приход переживает, таким образом, определенный «исход».

Конечно же, катехизация и подготовка к таинствам идут своим чередом. Но если говорить о сфере благотворительности, то сейчас мы ограничены в возможностях в виду того, что на первом месте стоит задача восстановления храма. Прихожане очень привязаны к храму, и стремление вернуться к себе домой — оно очень сильное. И люди постоянно задают вопрос: когда мы вернемся в свой храм?

Отсутствие своего храма для прихода — это серьезное испытание.  В самом начале, когда храм закрывался, епископ предложил мне найти помещение поблизости  храма. Но я отказался, во-первых, потому что аренда помещений — это немалые деньги, которые сегодня нужнее для ремонта. А во-вторых, для нас было очень важно оказаться именно в церковном пространстве, а не идти в какой-то зал или кинотеатр. Поэтому мы начали свой «исход» — движение по храмам Петербурга. Здесь возникла другая проблема — многие из прихожан стали ходить в другие приходы; не всем удобно добираться до «новых» мест нашего общеприходского  паломничества. С другой стороны, наша община на сегодняшний день, кажется выглядит более сплоченной.

Епископ во время воскресной проповеди сказал, что «состояние исхода» или паломничества — это определенный вызов для общины нашего прихода; вызов, посредством которого Бог призывает нас быть знаком надежды для других людей. Думаю, что мы стремимся переживать наш исход таким образом — без стен, крыши, скамейки, места — созидая то, что определяет христианское сердце.

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Фото Натальи Гилёвой

Добавить комментарий