Образ святого Франциска в кинематографе

Фильмография составлена на основе следующих публикаций:

1) Felice Accroca. Francesco e il cinema // Francesco: Un folle per amor. – Paoline, 1998. – P. 122 – 130.

2) Буклет к DVD-диску «Франциск» (реж. Л. Кавани). М., Neoclassica, 2007.

Самый первый фильм о жизни святого Франциска появился почти одновременно с рождением кино, в начале XX века, в 1911 году, его снял итальянский режиссер Энрико Гуадзони.

В 1918 году вышел фильм «Брат Солнце» режиссер Уго Фалена.

В 1927 году в Италии был выпущен немой фильм «Брат Франциск» (FrateFrancesco), режиссер Джулио Антаморо.

В 1932 году режиссер Блазетти снимает документальный фильм об Ассизи именно как о городе святого Франциска и там всплывает небольшая заметка о нем.

В 1946 году латиноамериканский режиссер из Мексики Альберт Гут снял фильм «Святой Франциск Ассизский» (SanFranciscodeAsis).

Франциск, шут Божий

В 1950 Роберто Росселини поставил картину «Франциск, шут Божий» (Francesco, giullarediDio), сценарий Федерико Феллини.

В 1961 на экраны вышла голливудская версия жития святого – «Франциск Ассизский» (FrancisofAssisi), режиссер Майкл Куртиц.

Брат Солнце, сестра Луна

Фильм Франко Дзеффирелли «Брат Солнце, сестра Луна» (FratelloSole, SorellaLuna) 1972 года удостоена высшей итальянской кинонаграды в номинации «Лучший режиссер». История съемок этого фильма ознаменовалась «звездным» составом участников уже на стадии проб. На роль Франциска рассматривалась кандидатура Аль Пачино и даже участников группы «Beatles», было получено их предварительное согласие, но распад «четверки» помешал осуществлению этой идеи.

В 1966 году вышла черно-белая лента Лилианы Кавани «Франциск Ассизский». Это была ее первая попытка реализовать кинобиографию святого. В России более известен ее второй фильм 1989 года «Франческо», который был издан и неоднократно переиздавался на кассетах и дисках.

Франческо

В 1960-е годы в картинах многих итальянских режиссеров преобладали мотивы социального протеста. Кавани говорила, что в ее первом фильме о Франциске она пыталась изобразить его «кем-то вроде битника», который, порвав со своим буржуазным окружением, отправился в духовное путешествие. Так образ святого получил преломление в контркультуре 1960-х: проповеди Франциска, в которых он призывал к миру и единению с природой, оказались созвучны мировоззрению «детей цветов».

На создание второго сценария фильма «Франческо» (1989) Лилиану Кавани вдохновил «Петер Каменцинд» (PeterCamenzind, 1904) Германа Гессе. Дебютный роман знаменитого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1946 год, посвящен духовным поискам главного героя, который порывает с современной цивилизацией, чтобы пережить уникальный мистический опыт. Образ Петера Каменцинда был навеян деяниями святого Франциска. Обращение Кавани к творчеству Гессе не было случайным. В шестидесятые годы его книги пользовались необыкновенной популярностью среди представителей «психоделической» культуры, которые пытались различными способами «рас­ширить пределы сознания». Романы Гессе «Степной волк» и «Игра в бисер» были настольными книгами поколения 1960-х наравне ссочинениями Джека Керуака и Уильяма Берроуза.

Лилиана Кавани не видела в роли Франциска никого, кроме Микки Рурка. Она хотела с помощью этого актера показать, как человек, любящий земные удовольствия, может отказаться от них во имя высших идеалов. В конце восьмидесятых Рурк, несмотря на тяжелый характер и полный набор звездных комплексов, считался одним из самых многообещающих американских актеров. Продюсеры картины опасались иметь с ним дело и предложили Кавани найти другого исполнителя. Но режиссер поставила ультиматум: или фильм будет с Рурком, или фильма не будет вообще. Ей посоветовали встретиться с актером до подписания контракта. Кавани отправилась в Нью-Джерси, еще в это время проходили съемки фильма по сценарию Рурка «Свой парень»(Homeboy, 1988). Рурк поразил ее своей осведомленностью о жизни святого Франциска. Позднее Кавани говорила, что «Рурк совершенно не соответствует тому образу, который создала бульварная пресса. Он один из самых талантливых актеров и один из самых приятных людей». Сам же Микки Рурк называет роль в фильме Кавани одной из своих любимых: «Мне постоянно предлагали играть самого себя: боксера, байкера или наркомана. «Франциск» был единственным фильмом, в котором я ушел от привычного амплуа».

Несмотря на обилие натуралистических сцен, фильм «Франциск» получил офици­альное одобрение Ватикана. Папа Иоанн Павел II плакал во время его просмотра. В1995 году был опубликован список картин, рекомендованных к просмотру Комиссией понтифика по связям с общественностью. В него вошли 45 лент, распределенных по трем категориям: «Искусство», «Ценности», «Религия». «Франциск» был включен в категорию «Религия», наравне с фильмом Росселлини «Франциск, шут Божий». Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», повествующий о жизни знаменитого православного иконописца, упоминается в разделе «Искусство».

fr_raul_bova

В 2002 в Италии режиссером Мигелем Соаве был осуществлен телевизионный проект «Франческо», где роль Франциска сыграл актер Рауль Бова.

Из нереализованных замыслов известен проект «Человек страстей», который братья-францисканцы предложили для реализации режиссеру Мелу Гибсону в 2004 году после выхода на экраны его религиозной драмы «Страсти Христовы » (ThePassionoftheChrist). Францисканцы нью-йоркской общины обратились к Гибсону с предложением экранизировать биографию святого Франциска.

 

Добавить комментарий