«Франческо»

«Францисканцы в Петербурге»: Отец Андрей, 3 октября, в день Торжества святого Франциска, францисканцы в Петербурге показали фильм «Франческо» Лилианы Кавани. Известно ли вам, какие еще фильмы были сняты о святом Франциске?

Отец Андрей Буко: Этот фильм мы подобрали как раз к дате празднования торжества святого Франциска потому что, на наш взгляд, он выразительно показывает борьбу, которую святой вел в своей душе за главенствующее в ней место Бога. Нам очень радостно, что на эту встречу кинофорума собралось столько людей. Перед началом фильма я сделал вступление, рассказал немножко о фильмографии, посвященной этому святому и сам для себя сделал открытие, что она такая богатая (См. пост в нашем блоге «Образ святого Франциска в кинематографе»).

«Францисканцы в Петербурге»: Фильм Лилианы Кавани довольно жесткий по сравнению, например, с фильмом Франко Дзеффирелли «Брат Солнце, сестра Луна». Фильм Дзеффирелли – это возвышенная легенда, приподнятая от реальности красивая фреска.

Отец Андрей Буко: Да, фильм Кавани 1989-го года был ее второй попыткой снять кинобиографию Франциска. Что особенно нового она в внесла в эту работу – она хотела показать его как монаха, трагизм его духа, и это у нее получилось. Сначала от сопротивления обществу, сопротивления отцу, когда ему нужно было идти за голосом Божиим. И вторая вещь – там есть гора восхождения,  гора преображения Франциска, когда все братья стекаются, их много, а потом все это превращается в Голгофу, потому что чем больше становится братьев, тем больше непонимания. Эта конфронтация с его уставом (противостояние его уставу), его образу жизни, не все на него способны, и давление, чтобы он упростил, изменил устав. В фильме это сильно показано, мы видим красной нитью – непонимание. Затем его внутреннее смятение по поводу того, действительно ли с ним говорил Бог, действительно ли это воля Божия, настаивать ли ему на том, что ему было открыто, во что он верит. Лилиана Кавани не боится, в этом быть может самая изюминка, она не боится делать вот эти молчаливые паузы, долгие блуждания Франциска, когда он удалился в пустынь, там кадры меняются день за днем: то он сидит под дождем, то просто бродит в полном молчании и выкрикивает только одно слово: «Говори со мной!» Потом полностью изможденный, момент стигматизации, она это очень хорошо показала в фильме святого человека, доведенного до предела этим молчанием Бога, опустошенностью, сопротивлением и затем получающий ответ таким образом. Что нового в этом фильме – режиссер вводит образ Клары в довольно странной форме, кого-то может смущать, почему она, затворница, так свободно с братьями бродит. Хотя вполне логично – это всего лишь один день, в который они собираются, чтобы записать житие Франциска. Актриса, сыгравшая роль Клары – Хелена Бонем Картер.

«Францисканцы в Петербурге»: Если бы вы снимали фильм о Франциске, какая сторона его личности привлекла бы ваше внимание?

Отец Андрей Буко: Мне трудно сказать… Я видел о святом Франциске только три фильма, последний мне тоже очень понравился, с Раулем Бова. Возможно, режиссер опирался на Честертона, у которого есть эссе «Франциск Ассизский», там есть интересное место, помните, где он рассказывает, что Франциск увидел мир как бы вверх ногами. И этот фильм начинается с детства Франциска, где он катается на качелях, вбегает Клара: «Франциск, что ты делаешь?» Франциск вверх ногами висит на этих качелях и говорит: «Это небо подпирает землю». Там есть тоже замечательный момент, где он со своими друзьями мальчишками вбегает в комнату одного старика и тот показывает им спектакль о сотворении мира с цветными стеклами и передвижными картинками, зажигая свечки, это что-то типа первого вертепа. И в момент рассказа о грехопадении появляется фигура Cмерти, которая пугает детей так, что они вылетают от ужаса, это и была его задача – напугать. Но в этом что-то есть, потому что Франциск в конце жизни воспел сестру Смерть. То, что пугает всех людей, все люди боятся ее на самом деле, благодаря этому святому она становится сестрой для человека. И еще один момент очень красивый в этом фильме – проповедь птицам, здесь это просто восхитительно показано. Это было в пути, когда Франциске шел с братом…. Я всегда предстал себе что он просто шел через лес и обратился к птицам, галдевшим на поляне. А здесь так красиво показано – действие происходит на холмистой местности в горах, нашли прекрасный пейзаж, где стоит огромное дерево. Вдохновленный Франциск взбирается на дерево, Рауль Бова замечательно это делает, начинает проповедь птицам и слетаются все птицы. Я не знаю, каким образом они собрали самых разнообразных птиц! Видя такое зрелище, сбегаются и люди. Т.е. эта проповедь птицам превращается в проповедь к сбегающимся людям. Он говорит очень вдохновенно. Франциск призывает птиц прославлять Бога-Отца за то, что Он их сотворил, дал им жизнь, за то, что их питает, кормит и греет, и они внимали ему. Правда, источники говорят, что это были вороны, галки и воробьи (смеется). А возвращаясь к тому, о чем вы спросили… Может, мне поэтому «Франческо» Кавани нравится больше всего потому что я его люблю именно трагическим непонятым героем.

«Францисканцы в Петербурге»: Можно было предположить, что вы скажете вам ближе Франциск- художник, ведь ваше светское образование – художественная академия.

Отец Андрей Буко: Да, но это все равно для меня не так актуально. Хотя люблю его и как поэта.

«Францисканцы в Петербурге»: Мы не знаем как и какую музыку он пел, мы не слышали.

Отец Андрей Буко: Да, в этом парадокс. Он любил красоту, любил природу, был творческим человеком, но он мог с легкостью все это оставить ради высшей цели. Поэтому когда братья начинают строить монастыри, что-то красивое, это показано в фильме, братья работают над проектом новой часовни, а он приходит и все это разваливает.

«Францисканцы в Петербурге»: Удивительно! Он ведь сын состоятельных родителей, как бы сейчас сказали «золотая молодежь», у него было столько возможностей наслаждаться жизнью.

Отец Андрей Буко: Необычайный аскет духа. В «Цветочках» говорится о том, что однажды он сидел и плел корзину, этим братья как-то зарабатывали на жизнь, за это жертвовали. И у него получалась необычайно красивая корзина. И вдруг брат увидел, что Франциск ее бросил в огонь и сжег. Спросил: зачем ты это сделал, она же такая замечательная, тем более что хозяин давно ждал эту корзину. А Франциск сказал, я должен был это сделать, так как во время молитвы она занимала все мое сознание. Поэтому я говорю, что необычайный аскет духа, постоянно верный Богу, очищающий в себе место не только внешне, но и внутренне, чтобы мысли, молитвы были чисты. Человек, потерявший зрение, его худоба, посты истощили, он больше дней в году постился, чем ел. Конечно, на такое способен не каждый, на все это его двигала любовь к Богу, которая постоянно в нем была. Поэтому Франциск – серафический Отец, это прилагательное постоянно сопутствует его имени, он как серафим, горящий этой любовью. Вот это меня в нем восхищает.

«Францисканцы в Петербурге»: Спасибо, что вы об этом говорите, потому что легко забыть об этом важном моменте за таким обаятельным образом святого-барда, воспевающего Творение.

Отец Андрей Буко: Он ничего не потерял, от всего этого отказываясь, он ничего не потерял – ни любви к природе, к творчеству. Поэтому он так близок и понятен всем.

«Францисканцы в Петербурге»: Отец Андрей, «провокационный» вопрос можно?

Отец Андрей Буко: Можно (смеется).

«Францисканцы в Петербурге»: В современной массовой культуре появляются произведения, которые строятся на сюжетах христианской истории – «Код да Винчи», «Заговор францисканцев». «Заговор францисканцев» построен по литературным канонам развлекательной литературы, динамично и зрелищно. Как вы относитесь к таким книжкам?

Отец Андрей Буко: Знаете, я охотно поверю в то, что францисканцы могли в это время создать какую-то секту, противостоящую церкви, весь XIV век дает к этому повод со всеми трагическими коллизиями истории францисканского ордена, с расколами, делениями, это был трудный период для церкви, но тайный заговор… сомневаюсь.

«Францисканцы в Петербурге»: Идея неоязычества как раз в том, что есть некое тайное знание, которое «церковники скрывают» и которое хранят посвященные, они неизвестны, их мало.

Отец Андрей Буко: Знаете, развлекательная литература может использовать и тот факт, что францисканцы занимались научными исследованиями, вспомните «Имя розы». Что касается тайн о сокровищах и тайниках… Больше всего в нашем ордене было споров и расколов по поводу бедности. Были те, кто пытался радикально отказаться от имущества, а не накапливать его. А вот по поводу тайных знаний, к этому почву может давать известная ересь в XIV веке, когда был такой монах Иоахим Фьоре, и он выдвинул идею, что была эра Отца Ветхого Завета. Была эра Сына, от апостолов до Франциска. И от Франциска началась эра Святого Духа, это уже последние времена и Франциск – это «ангел шестой печати» как сказано в Апокалипсисе, с этими стигматами, францисканство – это истинная церковь. Спиритуалы эту идею подхватили, это превратилось в ересь.

«Францисканцы в Петербурге»: То, что мы знаем о Франциске из его житий и то, что явлено людям в его сочинениях – этого не скрыть. Иисус говорит: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет (Лк 8, 16).Христианство пришло в мир, чтобы открыть Истину, а не спрятать.

Отец Андрей Буко: Да, это так.

«Францисканцы в Петербурге»: Спасибо за интересную беседу, отец Андрей!

Добавить комментарий