Вторники у францисканцев

9 ноября состоялась лекция с. Марии Терезы Рамуш FMM

«СВ. КЛАРА, МАЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК СВ. ФРАНЦИСКА»

Святая КлараКлара Ассизская, урождённая Кьяра Оффредуччо (16 июля 1194 — 11 августа 1253) – итальянская святая, одна из первых последователей Франциска Ассизского и основательница ордена кларисс.

Публикуем текст этого сообщения

Семья, детство и юность

Клара родилась старшей дочерью в семье дворянина Фавароне ди Оффредуччо и его жены Ортоланы. Семья Клары была одной из самых богатых и могущественных дворянских семей в Ассизи. Линия предков Клары прослеживается вплоть до Карла Великого. Донна Ортолана, мать Клары, была очень благочестивой женщиной, предпринимавшей паломничества в Рим, Сантьяго-де-Компостела и Святую землю. Много позже она вступила в монастырь, основанный её дочерью. О детском времени Клары известно немногое, однако имеются свидетельства, что по причине опасной политической ситуации в Ассизи часть детства она провела в изгнании, бежав вместе с матерью и младшими сестрами Катериной и Беатриче в соседнюю Перуджу. Родители Клары выразили желание выдать её замуж вскоре после её двенадцатого дня рождения, однако вплоть до своего восемнадцатилетия ей удавалось убедить их повременить с планами замужества.

Встреча с Франциском

Учитывая небольшие размеры Ассизи, Клара предположительно знала историю обращения Франциска и произошедшую с ним драматическую перемену, превратившую его из богатого и распутного весельчака в смиренного, одетого в нищенскую одежду и ухаживающего за прокажёнными молодого человека. Кроме того, оба первых последователей Франциска, Руфино и священник Сильвестр, были её двоюродными братьями. Наблюдения этой перемены произвели глубокое впечатление на юную девушку. В период Великого поста 1212 года Франциск произнёс ряд проповедей в соборе Сан Руфино в Ассизи, на которых присутствовала Клара. Она была глубоко тронута его словами и окончательно приняла решение последовать за Христом по примеру Франциска. С помощью своей тёти Клара организовала тайную встречу с Франциском. Дабы избежать любого намёка на непристойность, Клара явилась на встречу в сопровождении близкой родственницы. Франциск же, который, как правило, вообще избегал всяческого контакта с женщинами, в том числе зрительного, был сопровождаем братом Филиппом Высоким. В ходе встречи Клара рассказала Франциску о своём желании посвятить жизнь Христу. Франциск посоветовал ей отвергнуть пути мира с его суетой и хранить своё тело как храм для одного только Бога. Осознав, что её желание следовать за Христом несовместимо с проживанием под родительской крышей и грозящим замужеством, Клара решилась бежать из дома.

Побег

В день Вербного воскресенья 18 марта 1212 года Клара вместе со своей семьёй пошла на утреннюю мессу в собор Сан Руфино, где некогда она (как и сам Франциск) была крещена. Волнения перед предстоящим побегом, намеченным на вечер этого же дня, и предчувствие расставания с родным домом столь ослабили её, что она не смогла подняться с церковной скамьи, когда подошло время раздачи пальмовых ветвей. Тогда Гвидо, епископ Ассизи, к которому Франциск обратился за советом относительно Клары – так как она готовилась стать первой женщиной среди последователей Франциска, что создавало для дотоле исключительно мужского братства некоторые трудности – сошёл к ней сам и вручил ей освящённую пальмовую ветвь прямо в руки. Он же посоветовал Франциску после побега временно поместить Клару в монастырь сестёр-бенедиктинок, как позже и было сделано. При наступлении ночи, когда все в доме заснули, Клара вышла вон через porta di mortuccio, специальную дверь для выноса из дома умерших, имевшуюся во всех старинных домах Умбрии. Таким образом, она символически показала, что умерла для своей прежней жизни в этом доме. Снаружи Клару поджидала её кузина, служившая ей помощницей при побеге. Вместе с ней они выбрались за городскую стену, чтобы пробраться к Франциску в храм Порциункула, который находился за пределами городской черты Ассизи. Точных сведений о том, каким образом это произошло, нет – хотя следует понимать, что этот шаг представлял собой известную трудность, так как все средневековые города Италии были окружены крепостной стеной, ворота которой запирались с заходом солнца, а ключи передавались на хранение мэру.

Постриг

Прибыв в Порциункулу, Клара была встречена братьями с факелами, которые провели её внутрь храма. Там она сменила своё элегантное платье на грубую францисканскую одежду. Затем у алтаря Франциск обрезал её длинные золотистые волосы и выбрил ей тонзуру, а Клара принесла ему свои обеты. Согласно церковному праву, выполнять подобные действия мог только епископ, Франциск же не являлся даже священником. Поэтому епископ Гвидо заранее наделил Франциска полномочиями на этот случай. После окончания церемонии Клара в сопровождении брата Филиппа отправилась в бенедиктинский женский монастырь Сан Паоло, находящийся на расстоянии двух миль.

Реакция семьи

Обнаружив на следующее утро исчезновение Клары и узнав о происшедшем, родные Клары пришли в ярость и печаль из-за содеянного ей. С твёрдыми намерениями вернуть её домой, дядя Клары Мональдо, сопровождаемый несколькими вооружёнными людьми из дома Фавароне, отправился в монастырь Сан Паоло, готовый применить силу, чтобы возвратить Клару обратно. Их появление произвело в монастыре переполох. Вначале они попытались уговорить Клару вернуться, применяя как угрозы, так и лестные обещания, убеждая её отказаться от дела, не подобающего её сословию и не имеющего прецедентов в семье. Но, ухватившись за покрывало алтаря, Клара обнажила свою обритую голову, настаивая на том, что ничто не сможет оторвать её от служения Христу. Поддавшись страстному протесту Клары, вооружённые мужчины покинули стены монастыря, решив не применять грубую силу. Чувствуя, что Клара представляет собой угрозу монастырю и безопасности прочих монахинь, настоятельница послала известие Франциску, который забрал Клару в другой бенедиктинский монастырь, Сан Анжело в Пансо. Но обоим было ясно, что Клара нуждается в стабильном приюте, где она могла бы свободно следовать избранному ей францисканскому пути.

«Клара упоенно вкушала жизнь, посвященную Богу, день ото дня укрепляясь и возрастая в добродетели, ибо лишь Иисус Христос был ее сокровищем, и она жила только Им и для Него!

…Первой, кто разделил счастье святой Клары, стала ее родная сестра Екатерина. Она пришла в монастырь Сант-Анджело де Панцо на семнадцатый день после ухода Клары из отчего дома» (1).

Постриг Екатерины тоже совершил Франциск, который дал ей имя Агнесс.

Скоро после этого, Франциск проводил Клару и Агнессу в монастырь Святого Дамиана, приготовленный специально для них.

«Маленькая церковь Святого Дамиана, восстановленная руками святого Франциска, где Господь говорил с ним, и где Франциск начал свое служение Господу, теперь стала тем местом, где в лучах Милости Божией, как благоухающая роза, расцветал новый монашеский Орден – Орден Нищих Дам.

…Клара и Агнесса следовали за Христом по пути высочайшей бедности и непрестанной молитвы» (2).

Очень скоро начали присоединяться к ним много женщин из Ассизи.

«Видя, что новая монашеская община становится все больше, святой Франциск написал для своих духовных дочерей «Образ жизни», небольшую записку, которой они могли пользоваться, как уставом. В монашеской жизни святой Франциск ставил на первое место подражание Христу в совершенной бедности и в смиренном служении Отцу Небесному.

…Однако во дни святой Клары и святого Франциска сохранить свой Орден и монастырь в нищете было не так-то просто! Проблема заключалась в том, что многие секты, желая приукрасить свою ересь, в качестве главной своей заслуги называли именно нищету, противопоставляя ее обеспеченной жизни духовенства Церкви. Поскольку святой Франциск во всем выказал полное послушание Церкви и Наместнику Христа на Земле – Папе Римскому, в истинности его Ордена Меньших Братьев Церковь не сомневалась.

…Поскольку святой Франциск и его братья взяли Орден Нищих Дам под свою опеку и защиту, Церковь не боялась, что в монастыре Святого Дамиана может зарождаться новая секта, ибо не может дерево доброе приносить плоды худые (Ср. Мф 7,18). Святой Престол, заботясь о женских монастырях, выделял им огромные земельные участки, а также приставлял к ним слуг и вооруженную охрану. Этого требовало неспокойное и опасное время, но это противоречило Евангельской Бедности, в которой стремились жить святая Клара и ее сестры. Нищие Дамы были призваны жить, как птицы небесные, во всем полагаясь только на Бога, а не на земные богатства и защиту» (3).

Франциск и Клара

«Когда два сердца соединяет пламенная Любовь к Богу, тогда они истинно любят друг друга и восходят на вершины совершенства. Отношения святого Франциска и святой Клары были ангельскими уже на земле, ибо они любили друг друга в Боге. Об их духовном единстве Папа Иоанн Павел II сказал: «Невозможно разделить Франциска и Клару. Их единство – это нечто глубокое, то, что можно понять только в свете духовности францисканской, христианской, Евангельской». (Jo?o Paulo II «Discurso: Francisco e Clara insepar?veis», перевод с португальского языка Ксении Козловой) Клара была утешением и опорой для Франциска, а он был для нее отцом и вдохновителем… Франциск и Клара вместе познавали Возлюбленного Христа Распятого и Воскресшего: он – в апостольских странствиях, она – в безмолвии затвора и пламенной молитве, и оба – в бедности и самоотречении. Святой Франциск и святая Клара неотделимы друг от друга, потому что Господь соединил их в Своем Сердце. Все, чему Святой Дух научил Клару, Он научил ее через Франциска. Клара сама постоянно говорила об этом и даже называла себя «маленьким росточком блаженного отца Франциска».

…В своем «Завещании» святая Клара много раз упоминает о святом Франциске. Клара называет Франциска пресвятым и преблаженнейшим отцом и считает его основателем Ордена Нищих Дам, а не себя. При написании своего «Завещания» и «Правила» для Нищих Дам, святая Клара следовала во всем не только духовности святого Франциска, но даже структуре написания его «Завещания» и его «Правила, утвержденного буллой» для Ордена Меньших Братьев.

…Клара возрастала в духовности Франциска, которую благодарно впитывала всей душой, как цветок впитывает в себя живительную влагу. А в центре духовности святого Франциска, было подражание Христу Нищему и Распятому.

…Важно помнить, что бедность не является добродетелью сама по себе. Бедность благословенна и ведет к Небесам только в том случае, если она соединена с Бедностью Иисуса Христа… бедность, которую воспели Франциск и Клара, касается в первую очередь сердца.

…Кроме подражания Возлюбленному Христу, у святой Клары была еще одна причина жить в совершенной бедности… И эта причина – подражание Матери Божией Непорочной Деве Марии. В своем «Правиле», давая повеления относительно соблюдения бедности, Клара во всем следует «Правилу» святого Франциска, но от себя добавляет упоминание о бедности Девы Марии. (См.: Santa Clara de Assis «Regra», VIII, 6)

…Святая Клара созерцала Бога и видела, что Он явил людям совершенство смирения! Бог от начала Сущий и Вечный стал Человеком и заключил Себя во плоти; Бог Всемогущий стал беспомощным Младенцем; Бог Творец всего видимого и невидимого, обладающий всем и всеми, родился в хлеву для животных, в течение Своей земной жизни был гоним и не имел, где преклонить голову; Бог Царь царей был распят на Кресте, и, вместо короны, Он был увенчан терновым венцом!.. И все это Бог сделал из Любви к человеку. Но Господь не остановился на этом и в Своей Любви пошел еще дальше: каждый день Он приходит к человеку под видом Хлеба и Вина в Таинстве Пресвятой Евхаристии, полностью отдавая Себя человеку! Бог Бесконечный заключил себя в Пресвятых Дарах, доверив Себя человеку, став еще беззащитнее и безоружнее, чем в пещере Вифлеема и на Кресте… Евхаристия – это Вершина Смирения Бога. И в смирении Бога святая Клара видела величие Его Всемогущей Любви! Господь был примером смирения для святой Клары. Вот что она говорит святой Агнессе Пражской:

«Посмотри, сколь презренным Он стал ради тебя, и последуй за Ним, становясь ради Него презренной в мире сем. Желая подражать Ему, королева благороднейшая, смотри на Него, размышляй о Нем, созерцай Его, Супруга твоего, прекраснейшего из сынов человеческих, Который ради тебя стал самым уничиженным и презираемым, претерпел бичевание по всему телу и умер в страшной тоске на Кресте» (Santa Clara de Assis «Carta 2 a In?s de Praga», 19-20) (4).

Ради Иисуса Христа святая Клара отказалась от своего высокого социального статуса и от знатного замужества. Ради Иисуса святая Клара не побоялась отвергнуть всю славу мира сего и пошла за Возлюбленным Господом по пути самоотречения. Святая Клара совершила настоящий переворот в устоях монашеской жизни XIII века. Например, в женских общинах монахинь-бенедиктинок существовала строгая иерархия: к принесению вечных обетов допускались только представительницы высшего общества, а простолюдинки всю жизнь были вынуждены оставаться только послушницами. Кроме того, эти послушницы выполняли всю тяжелую и грязную работу и прислуживали за столом, чего никогда не делали аристократки. Здесь стоит сразу сказать, что такая иерархия воспринималась, как норма и даже считалась установленной Богом, а поэтому подобные устои не препятствовали душам, стремившимся к святости, быть смиренными, даже если они занимали высокий пост в монашеской общине в силу своего знатного происхождения. Такая иерархия не исключала святости, ведь есть множество подвижниц, ставших святыми, живя согласно с такими устоями… Монашеству был необходим свежий воздух, и его принесла святая Клара. Клара установила в Ордене Нищих Дам полное равенство, следуя словам Господа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20, 26 – 28).

О должности настоятельницы святая Клара пишет в своем «Правиле»:

«Пусть избранная помнит о своей обязанности, которую приняла на себя, и о Том, Кому она даст отчет о доверенном ей стаде. Да старается она вести за собой других сестер скорее своими добродетелями и доброй жизнью, нежели с помощью принуждения, дабы сестры, воодушевленные ее примером, слушались ее из любви, а не из страха» (Santa Clara de Assis «Regra», IV, 9-10).

«Утешай скорбящих. Будь последним прибежищем для тех, кто страдает и печалится, чтобы, если не хватит тебе лекарств для телесного здравия, болезнь отчаяния не одержала бы победу в сердцах болящих. Сохраняй единство между сестрами всегда и во всем, особенно в церкви, в спальне, в трапезной, в больнице и в прачечной» (Santa Clara de Assis «Regra», IV, 12-13).

«Настоятельница должна вести себя с сестрами столь смиренно и открыто, чтобы они могли говорить и обращаться с ней так, как госпожи со своей служанкой. Ибо настоятельница должна быть служанкой всех сестер» (Santa Clara de Assis «Regra», X, 4-5).

То, что святая Клара завещала своим преемницам, она, став настоятельницей, исполняла сама. Клара ухаживала за больными сестрами, мыла за ними горшки. За скудной монастырской трапезой она сама прислуживала сестрам и разносила пищу. Клара омывала руки и ноги сестрам и благоговейно целовала их. Однажды Клара омыла ноги одной из сестер, собиравших милостыню в городе, и наклонилась, чтобы поцеловать ей ноги. Но сестра, смущенная дивным смирением своей настоятельницы, отдернула ногу и случайно ударила Клару по губам. Святая перетерпела боль и с еще большим трепетом поцеловала ноги сестре.

Смирение, нищета духа, самоотречение из любви к Богу являются сутью Евангельской Бедности, к которой призван каждый христианин, независимо от того монах он или мирянин. Но уникальность харизмы святой Клары, которую ей даровал Господь через святого Франциска, в том, что она стремилась не только к духовному, но и кматериальному выражению Евангельской Бедности. Святая Клара, покинув отчий дом, при первой же возможности распродала все причитавшееся ей наследство и раздала деньги нищим. В монастыре, который был маленьким и бедным, у Клары была крохотная келья. В качестве постели Клара использовала виноградные лозы или же вовсе спала на голой земле, а под голову вместо подушки она подкладывала доску или камень… Святая Клара не обладала никакими вещами, то есть, никакой собственностью, даже самой незначительной, и призывала сестер к тому же. Поэтому каждый раз, когда Папа хотел даровать монастырю Святого Дамиана земельные владения, Клара наотрез отказывалась.

Боясь, что францисканская совершенная бедность, ставшая достоянием Ордена Нищих Дам, может быть нарушена, святая Клара обратилась к Папе Иннокентию III с просьбой утвердить за Орденом «Привилегию Бедности». Клара была совсем юной, когда осмелилась просить Папу Римского о самой удивительной привилегии в истории Церкви. Святейший Отец Иннокентий III был поражен до глубины души, что беззащитные нищие девы, просят его даровать им возможность, жить еще более бедно и незащищенно! Но Иннокентий III был человеком мудрым и решительным, а потому он не побоялся увидеть в просьбе святой Клары действие Святого Духа. В 1216 году Папа Иннокентий III одобрил «Привилегию Бедности» для святой Клары и ее Нищих Дам.

Эту главу стоит завершить словами самой святой Клары о Возлюбленном Иисусе Христе, обращенными к святой Агнессе Пражской и к каждой христианской душе:

«Поистине счастлив тот, кто может участвовать в этом Святом Пире, чтобы всем сердцем соединиться с Господом Иисусом Христом, красотой Которого непрестанно восхищается все Небесное Воинство. Его Любовь воспламеняет Любовью; созерцание Его укрепляет и возрождает; Его доброта насыщает нас; Его сладость наполняет; размышление и воспоминание о Нем нежно освещает; Его благоухание дает жизнь мертвым; видение Его во славе соделает счастливыми всех жителей Иерусалима Небесного, ибо Он – сияние славы вечной, отблеск вечного света и чистое Зеркало.

О, королева, Супруга Иисуса Христа, каждый день смотрись в это Зеркало и без устали взирай на свой лик, отражающийся в Нем, дабы украситься тебе внутренне и внешне, облечься в золотые одежды всех добродетелей, украшенные цветами, о, дочь и Супруга драгоценнейшая Царя царей.

С помощью Божией благодати ты сможешь увидеть, что сверкают в этом Зеркале блаженная бедность, святое смирение и Любовь несказанная.

Заметь, что вверху этого Зеркала – нищета Младенца, рожденного в хлеву, завернутого в пеленки и положенного в ясли.

Дивное смирение, восхитительная бедность!

Царь Ангелов, Господь неба и земли лежит в яслях для скота.

В центре Зеркала ты можешь созерцать смирение, блаженную бедность, неизмеримую усталость и бесчисленные скорби, которые претерпел Господь ради Искупления рода человеческого.

В конце, на самой рукояти, этого Зеркала созерцай Любовь несказанную, которая побудила Господа страдать на Древе Крестном и умереть на нем самой позорной смертью.

Господь Иисус Христос, Зеркало Чистое, Помещенное на Древо Крестное, взывает к проходящим рядом, чтобы они задумались: «О, все вы, проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли страдание, подобное Моему?»

Господу, скорбящему и взывающему к нам, ответим же в один голос, в духовном единстве: «Во веки буду помнить о Страдании Твоем и при созерцании его душа моя будет изнемогать во мне!»

О, царица, Супруга Царя Небесного, все сильнее воспламеняйся Огнем Любви Господа!» (Santa Clara de Assis «Carta 4 a In?s de Praga», 9-27.) (5)

*

История смерти и покровительства над телевидением

Святая Клара умерла 11 августа 1253.

Папа Пий XII года объявил ее 17 февраля 1958 покровительницей телевидения, на том основании, что, когда незадолго до своей смерти в 1253 году она была прикована к своей постели и не могла участвовать в мессах, ее посещали видения: она ясно видела мессу на стене своей комнаты, словно там был телевизор. Клара Ассизская также номинировалась на звание святой – покровительницы Интернета, но уступила их Исидору Севильскому.

***

(1)Ксения Козлова «Святая Клара Ассизская – Супруга Христа Распятого», гл. IV.

(2)Там же.

(3)Там же.

(4)Здесь и далее все переводы с португальского языка Ксении Козловой.

(5)Ксения Козлова «Святая Клара Ассизская – Супруга Христа Распятого», гл. V.

Добавить комментарий