Встреча

Наталья Кандудина

28 и 29 ноября на съемках в Петербурге со своей группой была Наталья Кандудина – режиссер-педагог киностудии «Мария» при христианском культурном центре «Встреча» в Москве.

*

«Францисканцы в Петербурге»: Наталья Алексеевна, мы рады, что Вы снова в Питере, в гостях у францисканцев. Почему только на выходные? И какова цель Вашего приезда?

Н.А. Кандудина: Потому что каждый студиец где-то работает, они могут посвящать фильмам только своё свободное время. По той же причине работа даже над пятиминутным фильмом длится у нас довольно долго. Я веду учебный режиссёрский курс христианского кино, и в Петербург мы приехали втроем, я и двое моих учеников: оператор Саша Зеленов и режиссёр Аня Рыжова. Для сюжета Ани из цикла «Встреча» был нужен зимний Петербург. Кроме того записали три замечательных свидетельства веры.

«Францисканцы в Петербурге»: Вы сказали «курс христианского кино». Что значит, по-Вашему, «христианское кино»?

Н.А. Кандудина: Знаете, каждый раз при новом наборе я задаю аудитории этот вопрос, и все отвечают по-разному. А, по сути, христианский фильм – это не что иное, как фильм, снятый христианином. Есть три вида христиан: номинальные, ритуальные и реальные. Быть реальным христианином – значит, следовать учению Христа, знать Учителя и иметь смелость следовать за Ним, даже если это больно. Есть много фильмов, (а также стихов, песен и т.д.), жанр которых я называю «купола-колокола», когда по фильму видно, что режиссёр, который его сделал, только претендовал на набожность. Когда при звуке слов «православный кинофестиваль» у людей скисают лица – это «заслуга» именно таких авторов. Но смотришь документальные работы, например, Владимира Тимощенко «Одинокий рай» или «Русский Заповедник» и видишь реальное христианство и в кадре, и за кадром.

«Францисканцы в Петербурге»: Да, актуален диагноз о. Георгия Митрофанова, который сегодня повторяет за писателем Николаем Семёновичем Лесковым: «Русь крещена, но не просвещена», нужны миссионеры. Наталья Алексеевна, сериал коротких документальных фильмов «Встреча», которые Вы с учениками снимаете, построен на свидетельствах веры. Почему Вы выбрали именно такую форму?

Н.А. Кандудина: Сериал «Встреча» — это короткие фильмы о главном: рассказы разных людей о том, как в их жизни проявилось действие Бога. Иногда это маленький конкретный случай, когда герой или героиня фильма получили ответ на свою молитву. А иногда это рассказ о радикальной смене направления жизни. Человек рассказывает, а мы потом пытаемся воссоздать его историю языком кино.

Когда люди приходят учиться в христианской студии «Мария», они все называют себя христианами. Но потом, в процессе нашего общения, сами обнаруживают, что они не видят вмешательства Бога в свою судьбу, читая молитвы (кто умеет), не разговаривают с Богом, не вслушиваются в Его ответы, порой даже не догадываются, что Он может отвечать, живут земным уровнем. Поэтому не являются свидетелями, свидетель – это ведь тот, кто видел нечто своими глазами. И мы в студии стараемся «убить двух зайцев»: учимся делать кино и учимся общению с Отцом небесным, вместе молясь живой спонтанной молитвой, и вместе проектируя фильмы – свидетельства живой веры.

«Францисканцы в Петербурге»: Многие не хотят выставлять напоказ своё общение с Господом, считают эту тему слишком внутренней, интимной.

Н.А. Кандудина: Никто не требует откровений о мистических переживаниях, о всяких там явлениях, сновидениях. Я, признаться, даже побаиваюсь таких рассказов, которых наслушалась множество. Когда Бог входит в нашу ситуацию, жизнь меняется, делает поворот. Наш Бог реален! Если такое случилось, то нельзя молчать, прикрываясь ложной скромностью. Это несправедливо по отношению к Творцу.

Когда Господь говорит: «Вы – царственное священство», он имеет ввиду всех Своих учеников – и мужчин, и женщин. И слова апостола Павла «Горе мне, если я не проповедую Евангелие» также относятся к нам. Священник благовествует при помощи проповеди, а мы – миряне — можем и обязаны давать свидетельство веры. На Пасху все повторяют «Христос воскрес!», и это тоже свидетельство. Но редко кто вникает в смысл этих слов. (Я в детстве даже думала, что это имя и фамилия, и недоумевала, почему отвечают «Воистину воскрес!», всё равно что «Воистину Иванов!»).

Если Христос действительно воскрес и второй раз не умирал, значит, Он присутствует и действует в нашей жизни и лично в моей. И у меня есть потребность об этом рассказывать, ради Его славы – не моей!

«Францисканцы в Петербурге»: Надеемся, что киностудия «Мария» привезёт нам показать свои фильмы, а пока новых Вам творческих успехов и до следующей встречи!

Добавить комментарий