Вторник 20 апреля

о. Мариано Седано CMF

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА – СВИДЕТЕЛЬ ВОСКРЕСЕНИЯ

o_mariano

о. Мариано: Сегодня мы с вами поговорим о Туринской плащанице. Эта тема актуальна, поскольку в это самое время, в апреле, в Италии,  проходит поклонение этой известной реликвии, и даже группа паломников из приходов нашего города попала в Турин, там покоится эта плащаница.

Я больше чем через 10 лет опять возвращаюсь к этой теме и буду с удовольствием говорить о ней. Не очень много нового я скажу для тех, кто слышал меня 10 лет назад, когда эта тема была особенно популярна. В то время в России была копия плащаницы, прошли выставки в Москве, в Калининграде, и было очень интересно на самом деле. Я особенно попомню ту выставку, которая имела место в Доме ученых, в Москве. Там был полный зал и, конечно, все люди не простые, там были крутые ученые, и Дом ученых это, вообще, как SanctumSanctorumатеизма здесь в России. И я помню, в этой встрече принимали участие отец Пьер Дюмулен, я был, фотограф Синдоне Алдо Уэрески, были другие люди. И я помню почти четырехчасовой диалог, очень интересный, очень глубокий диалог. Итоги подвел человек, который организовал эту встречу. Он сказал: «Дорогие друзья, коллеги, товарищи, мы видели и слышали историков физиков, медиков, фотографов, и т.д. Все ясно, разум понимает, но сердце не хочет верить». Эти слова, которыми тот человек завершил встречу, для меня очень интересные <…> Поэтому тема, которую вы мне дали очень провокативна: «Туринская плащаница – свидетель воскресения».

o_mariano_2

Могу начинать говорить о том, что наша религия – это религия истории, христианство – это религия Воплощения. Поэтому в принципе все, что связано с Иисусом Христом, поскольку Он жил именно в пространстве и времени, должно оставить следы, обязательно, это  так и есть. И на самом деле, сами евангельские повествования, когда говорят о Воскресении, дают нам бесчисленное множество конкретных деталей, начиная со свидетельства пустого гроба. Это места, которые можно показать – вот эти конкретное места. И тоже говорить о погребальных покровах, которым в евангельском рассказе уделяется особое внимание и говорится особенно о трех: о плате, который был на голове, о плащанице, и о других предметах. И на самом деле с древних времен можно говорить о том, что христиане сохранили эти места, сохранили эти вещи с любою, с уважением. И, на самом деле, когда Святая Елена, мать императора Константина поехала в Палестину, чтобы определить конкретно те места, она опиралась не на какие-то мечты, видения, она нашла конкретные свидетельства тех людей, которые жили там. И на самом деле в Палестине эти места сохранились. Все равно, по поводу плащаницы с первого момента ничего не говорится. Говорится о гробе, о разных местах, но о плащанице не говорилось, хотя это должно было быть очень важное свидетельство о Воскресении. Мало-помалу, конечно, особенно когда христианство распространяется среди племен, особенно германских, славянских, для таких племен, принявших новую религию Иисуса Христа, этим людей очень хотелось конкретно потрогать то, во что они верили. <…> И поэтому очень важные реликвии, очень важны. И с этого момента, особенно в средневековье, особенно после VIIVIIIIX века появляется торговля реликвиями. И когда речь идет о плащанице, мы говорим, она еще одна реликвия, потому что таких реликвий есть море. Если мы поставим все вместе кусочки, которые есть от так называемого креста Иисуса Христа, то у нас будет лес. Рассказ, который делает дон Марио, ученый, автор ActaSatctorum, т.е. человек, который хочет критическим образом знает, что на самом деле есть история, что есть легенда. Он дает список из одного аббатства IX века, где были следующие реликвии: пояс Господень, одежда Его, Его сандалии, ясли Его, губка, из который Он был напоен, вода Иордана, камень на котором сидел Иисус Христос, когда насытил пять тысяч людей, свечка, светившая при Его рождении, реликвии с горы Фавор, млеко Божией Матери, Ее волосы, Ее одежда и два волоса из бороды Апостола Петра, все это было в этом монастыре. Даже, это шутка, в одном монастыре был камень, на котором Иисус Христос мог отдыхать. <…>

На самом деле история плащаницы – это очень интересная, очень длинная и очень сложная история. Можно говорить, когда впервые появляется в Европе сведения о плащанице – это 1353 г., когда есть документ, что она появляется во Франции, в регионе Шампань, после этого у нас нет сомнения об этом объекте, т.е. он сохранился так, как есть пред нами. На самом деле перед нами есть объект очень интересный. Что есть перед нами? Конечно, есть длинная ткань, 4 м 30 см из льна <…>

<…> Мы не знаем всего до конца. Конечно, верующие люди говорят: «Нам ясно, что это Иисус Христос, все совпадает и это воскресение, всё, поэтому это свидетельство воскресения». Пожалуйста, если так думать – это не анафема, не плохо. Но обратите внимание, я хочу сказать вам, что когда я был студентом в университете к нам пришел преподаватель, который был специалистом именно об Иоанне Крестителе. Он сказал: «Я делал исследование, нашел в мире 126 секир, которыми были, якобы отсечена глава Иоанна Крестителя, из которых после нескольких лет исследования, могу сказать, что только 4 подлинных» (смех а в зале). И другой тоже очень хороший богослов сказал нам, студентам: «Единственная подлинная реликвия Иисуса Христа – это Церковь». И мне кажется, обе вещи нужно поставить вместе. Конечно, Воскресение как факт не совпадает ни с какими фактами, которые мы знаем, потому что это не похоже ни на воскресения Лазаря, ни на воскресение Митры, если хотите, или на воскресение Будды, и т.д., т.е. это совсем другое. Воскресение меняет пространство и время,  мы говорим о других категориях, о чем мы ничего не знаем, я ничего не знаю, кто знает, объясните мне, пожалуйста. Поэтому, в принципе, о Воскресении, думаю, техническим образом технически серьезно не надо говорить так. Но можно говорить о Воскресении, что оно, хотя и принадлежит другой формы понимания всего (потому что есть другое пространство другое время, абсолютно всё другое), оно может иметь свои следы здесь, на земле, следы этому это не противоречат. А если это так, тогда плащаница может быть таким свидетельством. Но я предпочитаю смотреть на плащаницу не как свидетельство Воскресения, а как на свидетельство страдания Иисуса Христа. Когда я смотрю на плащаницу, я понимаю то, что Павел говорит: Он любил меня и Он предал Себя на смерть из-за меня, и я вижу то, что это Ему стоило. Иисус Христос принял очень серьезно дело моего спасения и это видно здесь. <…>

*

kis_kis

Книги, которые о Мариано рекомендовал для чтения:

Новелли Д. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. – М.: Изд-во францисканцев, 2000.

Уилсон Я. Туринская плащаница. Нерукотворный Спас и другие христианские святыни. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 288 с.

*

Полную аудиозапись этой лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00. Библиотекарь Наталья

 

Фотографии брата Алексея Косенко

Добавить комментарий