Вторники у францисканцев

1 февраля состоялась лекция Марины Сергеевны Самариной

СВЯТОЙ ФРАНЦИСК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Фрагмент

М.С. Самарина

Личность святого Франциска многогранна и неслучайно русские поэты, писатели, ученые Серебряного века делали акцент на разных и наиболее близких им ипостасях образа Франциска. Вячеслав Иванов делал акцент на славословии Франциска, его благословении вселенной, Максимилиан Волошин – на стигматизации Франциска, т.е. Франциск – это символ искупительной жертвы, Мережковский – как о провозвестнике Царства Святого Духа, Кузмин – на умиленно-радостном восприятия мира и так далее. Т.е. у каждого поэта Серебряного века был свой Франциск.

М.С. Самарина

У Вячеслава Иванова есть известное стихотворение «Хваление духов благословляющих», которое является, можно сказать, переложением «Гимна творений» Франциска Ассизского. Т.е. благословение всяких стихий, как мы помним – ветра, огня и так далее, и вертикальное построение вселенной, которое есть у Франциска Ассизского, и идея одушевленности и родства всего живого и всей природы. Это стихотворение Вячеслава Иванова вольное обработанное переложение «Гимна творений» Франциска Ассизского.

Максимилиан Волошин – фигура интересная, стоящая в стороне от остальных поэтов Серебряного века. Помните, он жил в Коктебеле, в Крыму, он как бы издалека смотрел на события русской революции, не примкнув ни к «белым», ни к «красным», и вообще умудрился сохранить хорошие отношения с теми и другими. В 1926 г в его доме в Коктебеле отмечалось 700-летие со дня смерти Франциска Ассизский, уже при советской власти, что само по себе, вещь совершено невероятная. И сам Волошин с грустью писал о том, что во всем СССР «мы наверное единственные, кто помнят и произносят это величайшее имя». И в этом же году в 1926 году, подчеркиваю, при советской власти (как ему это удалось я не знаю), Максимилиан Волошин прочел лекцию о Франциске Ассизском в Феодосии в Народном университете!

Франциск для Волошина наверно один из самых любимых образов вообще европейской культуры за многие столетия. Особо Волошин ценил во Франциске ощущение внутренней свободы, независимости, отречения от мирских благ, что ведет к внутренней свободе. Если человеку ничего не надо и он ничего не хочет, значит он абсолютно свободен от материальных благ. Ощущение гармонии вселенной и радостного единства всего живого – вот именно эти францисканские идеи близки Волошину, и конечно мотив благословения всему миру, всему живому, всей вселенной.

У Волошина есть одно стихотворение 1919 года под названием «Русская революция». Стихотворение страшное, наполненное библейскими ассоциациями. Россия, истекающая кровью, уподобляется Франциску Ассизскому, стигматизированному, принимающему кровоточащие стигматы. При этом русская революция предстает у Волошина как некий акт религиозного жертвоприношения, необходимого для грядущего воскресения и спасения. И богоизбранная Россия, таким образом, выступает как спасительница Европы, поскольку именно Россия принимает на себя все грехи и становится искупительной жертвой.

Позволю себе процитировать:

*

Не нам ли суждено изжить

Последние судьбы Европы,

Чтобы собой предотвратить

Ее погибельные тропы.

Пусть бунт наш — бред, пусть дом наш пуст,

Пусть боль от наших ран не наша,

Но да не минет эта чаша

Чужих страданий — наших уст.

И если встали между нами

Все бреды будущих времен —

Мы всё же грезим русский сон

Под чуждыми нам именами.

Тончайшей изо всех зараз,

Мечтой врачует мир Россия —

Ты, погибавшая не раз

И воскресавшая стихия.

 

Как некогда святой Франциск

Видал: разверзся солнца диск

И пясти рук и ног Распятый

Ему лучом пронзил трикраты —

Так ты в молитвах приняла

Чужих страстей, чужого зла

Кровоточащие стигматы.

 

 

Добавить комментарий