Вторник 4 мая

с. Аленка Арко

ЖИЗНЬ С ИЗБЫТКОМ, КОТОРУЮ БОГ ПРИГОТОВИЛ ДЛЯ НАС

al_1smО чем я сегодня хочу говорить – о том, что мы на протяжении нашей жизни на разных уровнях и разными способами, в разные времена постоянно испытываем, что жизнь как будто ускользает из наших рук, что мы её хотим удержать, но не получается. И даже мы пытаемся это сделать всеми возможными силами, средствами, способами: кто-то прибегает к медицине, к пластической хирургии, к разным видам спорта. Но наши попытки терпят неудачу, я бы сказала, что они даже жалкие. Почему? Потому, что когда мы хотим жизнь удержать в наших руках, очень часто мы её отнимаем у других. Бывает, что мы не даем покоя, мы не делаем того, что должны были бы сделать. Т.е. мы прекрасно знаем, более или менее осознано, что наша жизнь с первого своего момента – это приближение к смерти. Даже в богословии в последнее время говориться, под влиянием определенных философских толков, что смерть – это единственная реальность, которая непременно произойдет в жизни каждого из нас. <…> Т.е. каждый из нас умрет.

И это как-то звучит очень печально, может испортить настроение, может привести в какой-то страх. Но я думаю, что не стоит впадать в такой страх,  а нужно задуматься над этой реальностью, над этой ситуацией и особым образом. Мы в пасхальное время каждый день читаем Евангелие от Иоанна, где Иисус говорит: Я пришел, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Мне хотелось бы остановиться именно на словах Иисуса: Я есть Путь, Истина и Жизнь. Он говорит: Я – смысл жизни. Если мы задумается над этим, то мы увидим что жизнь – это некоторая реальность, которая может обладать смыслом или нет. Жизнь – это Бог. А наш Бог, мы знаем – это любовь Отца, Сына и Святого Духа. Фома Аквинский, великий богослов говорит одну замечает вещь, он, конечно, помещает в контекст своего богословия Пресвятой Троицы, но я думаю, мы прекрасно можем понять. Он говорит, что лицо в Боге – это чистые отношения. Т.е. лицо Отца, Сына и Святого Духа – это отношения. В каком смысле? В том смысле, что Отец – отец, потому что у него есть сын… И Сын – сын, потому что у него есть отец. И поэтому мы можем сказать, что жизнь – это отношения, жизнь – это общение, жизнь – это дарение. А жизнь с избытком – это полнота отношений и полный дар себя. И мы это можем созерцать, созерцая, так или иначе Пресвятую Троицу <…> Иисус постоянно говорит об Отце, Он говорит о Духе Утешителе, которого Он пошлет, которого Отец пошлет. Это как раз икона жизни <…>

<…> Жизнь с избытком – это все-таки то, что мы называем эсхатологической реальностью. Что значит это странное слово «эсхатология»? Эсхатология – это понятие, которое состоит из двух греческих слов. Из прилагательного «последний», но не только «последний», и это важно. Тоже «предельный», «конечный». И слова «логос» – не только «слово», а скорее рациональная речь, некое размышление об этом. Обычно мы говорим эсхатологическое – то, что наступить после смерти. Т.е. реальность, которая последует после завершения нашей земной жизни. Но если это так, то мы здесь и теперь только ходим по «долине слез» – со страхом приближаемся смерти, которая неизбежна, чтобы потом вступить в жизнь. Но вы думаете, что Бог для этого нас сотворил? И что про это Он сказал что «хорошо» и «хорошо весьма»? Я думаю, что нет. Эсхатологическая не только наша жизнь после смерти, и жизнь с избытком ждет нас не только в конце. Наша жизнь эсхатологическая здесь и теперь. Т.е. мы уже здесь и теперь стремимся быть конечными, вечными, преисполненными жизни. Потому что, с другой стороны, если вот так посмотреть, если не было бы так, ст?ит ли тратить силы на то, что исчезает? Т.е. я вкладываю столько своей энергии в то, что завтра исчезнет, сгорит, не будет больше. И думаю, что здравомыслящий человек понимает, что это не имеет смысла. И наше вечное наследие, на самом деле, будет именно то, что мы жили и переживали здесь. Я бы сказала, что у нас нет другого материала, чтобы построить себе дом на небесах, чем вот эта наша жизнь, которую мы сейчас живем, переживаем. Правда, Господь сказал, что Он идет и Он приготовит нам место. Но, знаете, Бог ничего не делает без нас <…>

<…> Если мы говорим об эсхатологических реальностях у нас есть один существенный критерий и это всегда – воскресший Христос. Т.е. мы можем и мы должны говорить о нашем будущем, исходя из Его судьбы, потому что с нами произойдет то, что произошло с Ним, и по-другому не может быть, потому что мы – члены Его тела. <…>

<…> Наша жизнь – это путь, это история. На этом пути, даже если мы идем к Богу, мы свободны. Мы можем сбиться, мы можем отвернуться. И, с другой стороны, если мы отвернулись от Него и идем далеко, т.е. если мы отвергаем любовь, то пока мы ходим по этому пути, к счастью, мы всегда можем вернуться. И поэтому мы никогда не можем до конца вот здесь, в нашей жизни испытать вот этих состояний, потому что ни одно из них – ни опыт рая, ни опыта ада – он не окончательный. <…>

<…> Любовь единственная не исчезнет. Исчезнет и вера, и надежда. Почему? Потому что они после смерти уже не нужны. А любовь останется. Поэтому наша Жизнь – Жизнь с большой буквы – это те моменты, в которые мы любили Бога и ближних. И они остаются, а все остальное сгорит, все остальное не имеет никакого смыла. Все, что мы переживаем и делаем в подлинной, искренней любви, все это мы найдем после смерти, и все это будет частью нашей жизни, это будет наш Дом. <…> Важно то, чт? тебя образовало на пути этой жизни, т.е. кем ты стал. Не посредством того, что у тебя были вещи, а как тебя образовали отношения – вот это будет твое вечное лицо. Т.е. всё, что мы переживаем, делаем в подлинной, искренний любви – все это мы найдем после смерти. И жизнь просто не может прекратиться, т.е. настоящая жизнь, она не может прекратиться. Смерть не имеет никакой силы над настоящей жизнью, поэтому и над Христом не имела. <…> Любовь не может быть уничтожена, она вечна или ее нет. Т.е. если что-то исчезает – это признак, что это не была любовь. <…>

trinity<…> Каждый человек в каком-то смысле вечен. Мы все были призваны в жизнь, и наше существование никогда не будет уничтожено. А вот Жизнь, именно Жизнь – это жизнь в полноте и жизнь в радости. Т.е. это уже перспектива Ветхого завета. Новый Завет, конечно, дает нам еще новые определения, новые понимания. И когда говорится о рождении Иисуса, там говориться что Он – Эммануил, Бог с нами. Т.е. вечная жизнь согласно Новому Завету – это жизнь Святой Троицы в отношениях Святой Троицы, которых мы достигаем во Христе и через воскресшего Христа. Мне очень нравится смотреть, чтобы понять, что это значит, я так часто об этом говорю, на икону Пресвятой Троицы Андрея Рублева, все знают ее, там сзади есть Дом. По богословию Иоанна что обозначает этот Дом? Это именно отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом. И вот туда мы приглашены, в эту жизнь с избытком. Т.е. больше этого мы не можем хотеть и стремиться к чему-то более великому. Когда я первый раз увидела этот образ в оригинале, мне хотелось там остаться на всю жизнь. Но это образ, а что реальность?

Синоптические Евангелия много говорили об этой полноте жизни, об этой жизни с избытком как Иоанн ее определяет, и они использовали очень разные выражения. Может вот те, которые чаще всего встречаются это такие – РАЙ, НЕБО, ПИР, НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ. Потом встречается тоже такой выражение как БОЖЕСТВЕННОЕ ЛИЦЕЗРЕНИЕ, ЦАРСТВО БОЖИЕ, говорится тоже о ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ. Есть еще другие, я выбрала те, которые чаще всего встречаются. О чем они говорят? Они говорят именно о том, что после смерти для нас приготовлена самая высокая радость как результат того, что наша жизнь достигла, в конце концов, смысла.

Вот посмотрим немножко. РАЙ — давайте с этого начнем. <…>

*

Полную аудиозапись лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00. Библиотекарь Наталья

Фотография брата Алексея Косенко

Добавить комментарий