Вторники у францисканцев

Бесконечная история

8 февраля состоялась лекция о. Андрея Буко, OFMConv

ЧЕМУ МОЖЕТ НАУЧИТЬ СКАЗКА

о.АндрейО.Андрей Буко, OFMConv: Тема для меня самого лично очень интересная, и мы как-то делились с друзьями, и возникла идея, а почему бы не рассказать об этой теме и вам. Я ее озвучил так: «Что нам может рассказать сказка?» Ну, в общем посмотрим, что из этого получится. Думаю, каждый взрослый, слыша слово «сказка», считает обычно, что это что-то чисто детское. В общем, это некая история для маленьких детей, и Толкиен, например, вам хорошо известный Джон Рональд Руэл Толкиен, писатель, католик, мне дали ссылочку на его текст, замечательный текст – его размышление о сказке «О волшебной сказке»[1]. Он тоже об этом говорит такими словами, поэтому хочу их вам зачитать, они меня заставили улыбнуться. Он говорит так: «Теперь я перехожу к детям <…> Принято считать, что для сказок дети — самая естественная и подходящая аудитория. Обозреватели часто позволяют себе шутить о сказках, которые, по их мнению, можно читать и взрослым для собственного удовольствия: “Эта книга для детей в возрасте от шести до шестидесяти”. Но я еще ни разу не слышал незаслуженной похвалы подобного рода, например, новой модели машины: “развлекает детей от семнадцати до семидесяти”, все любят быстро кататься быструю езду. По-моему замечание с его стороны точное и справедливое. И он говорит: «Существует ли специфическая связь между детьми и сказками? Нужно ли обращать внимание на то, что взрослый читает их для собственного удовольствия? Читает как сказки, а вовсе не изучает как какие-нибудь курьезы».

Вообще, пытаясь посмотреть, какая существует литература по этому поводу, я обнаружил, что оказывается ее достаточно много, оказывается, очень многих взрослых людей интересовал этот вопрос. Много больших толстых исследований на эту тему, людей, занимающихся ей в разных сферах деятельности: психологов, культурологов, филологов – в общем, сказка вех интересует с разной стороны. Но просто взрослые, даже не признаваясь в этом, думаю, сказки любят смотреть и читать.

о.АндрейПоделюсь моментом из своей жизни. В детстве я сказками зачитывался, просто очень. У меня любимая книга была – «Русские народные сказки». Я ее перечитывал по нескольку раз, уже не помню который раз когда взялся, (были и сказки скандинавских писателей и английских писателей, конечно же Андерсен, ну все, что угодно), но вот эти народные сказки у меня была любимой книгой. В конце концов, родители осекли. Мама особенно следила за тем, что я читаю, сказала, ну сколько можно, пора же уже взрослеть, возьми, прочитать серьезную взрослую книжку. Мне тогда стало стыдно, я помню, отложил так насилу эти сказки, взялся за какую-то взрослую книжку, которую она мне советовала. Но любовь к сказкам не прошла. И только потом понял, почему и для чего они мне нужны были, когда открыл в них очень большую мудрость и помощь, которую они мне на самом деле оказали. Что-то из этого попробую сейчас рассказать, сказать.

Может быть, для начала нужно немножко разобраться в понятиях, потому что существует много синонимов: сказка, сказание, предание, легенда, миф, басня. Т.е. очень много вариантов в этом плане. Некоторые из этих жанров мы встретим и в Священном Писании, об этом я тоже скажу в последней части своего доклада. В польском языке, например, есть слова «bajka» и «ba??»; вот то, что они называют «байка» в нашем языке переводится однозначно, как «сказка». Но что имеется в виду? Это как продукт чистой фантазии, литературное дело, которое показывает человеческую сноровку, способности его разума, но теряет из своего поля зрения самое важное. Она в принципе, сказка, не относится к целостности нашего существования, как к экзистенциальным нашим каким-то проблемам. А вот то, что в польском языке звучит как «ba?nie», но в нашем это тоже можно перевести как «сказка» или «предание», «сказание», я в принципе далее и буду называть сказкой. Оно передает некую существенную психологическую правду, она имеет воспитательные функции, она воспитывает, она готовит незрелое человеческое сознание к пониманию проблем и вызовов, которые ставит человеку жизнь и зрелость, с которой человек должен в определенный момент столкнуться. Т.е. сказка она обладает терапевтической способностью. Вы знаете, что есть в психологии такое понятие как сказкотерапия. Поэтому в этом смысле сказка она и для детей и для взрослых подходит одинаково.

Откуда происходит сказка трудно сказать, никто не знает. Те понятия, которые выдает словарь, он говорит что т?, что в русском понятии «сказка» — как фольклорное, литературное произведение, — возникло сравнительно недавно в истории. А к древности, незапамятной древности относится миф и легенда. Миф, немножко поясню. Миф – это некое предание, создание, произведение, коллективного сознания, которое пытается объяснить происхождение мира, происхождение человека. И в этом плане миф относится, как и сказка, о которой я говорю, к архетипам, как говорил Юнг, что автором сказок является некое собирательное неосознанное. Т.е. вот эти архетипы, которые возникают в народном сознании и которые затем выражаются в символическом языке в каких-то иносказательных вещах. И Толкиен это тоже отмечает, что в какой-то момент сказка просто выделилась из мифа. А затем, конечно же, этот жанр, поскольку был передаваем, был читаем, восхищал тоже многих взрослых, возникли многие литературные переклады, давно нам известных сказок. Вот как Пушкин, многие сказки вы знаете, укладывал в стихи, как и современные тоже авторы. Об этом тоже чуть-чуть попозже скажу.

Я сказал, что сказка включает в себя элементы воспитательные, в том числе она включает в себя элементы инициации. Раньше как воспитывался человек? Он должен был войти в общину взрослых, и это передавалось от старшего поколения – от бабушек, мам своим дочерям, от мужчин, отцов, своим сыновьям. И в этом им помогали как раз-таки мифы, которые они пересказывали из поколения в поколение, те традиции, которым обучали, и которые помогали ввести своих детей в эту взрослую жизнь. Сказки, я говорил, есть терапевтические, которые лечат раны, переживаемые ребенком. И чаще всего, больше всего детям нужны сказки именно для того, чтобы уметь преодолеть те трудности, которые он переживает в своем мире, с которыми сталкиваются. И вызовами. Т.е. для ребенка проблемы кажутся неразрешимыми, а сказки помогают их принимать, воспринимать и самому взрослеть.

Для верующих людей любой творческий импульс происходит от Бога. И именно Он приводит в действие все наши процессы, и интеллектуальные и духовные. Поэтому можно в этом смысле сказать, что вдохновение к тем сказкам, которые сложились в народном сознании, они все равно навеяны духом Божиим для того, чтобы нам помочь стать зрелыми, в том числе и христианами. Сказки включали в себя символику, соединяющую противопоставления. Это, между прочим, выражается в счастливом конце, который они имеют. Нередко в сказках происходит много драматических и трагических событий. Но затем все равно выводят это все в счастливый конец. И очень важно, чтобы сказка не была наивной. Потому что дословность, буквализм, система каких-то приказов и запретов она убивает глубину опыта, который помогает на самом деле пережить сказка, который должен пережить каждый человек сам. И тогда это сводит просто все дело до какой-то конкретики, которую мы, люди, очень плохо воспринимаем на самом деле. Если нам дать почитать каноническое право или законы Российской Федерации, нас это мало к чему вдохновит…

Из зала: Особенно сейчас.

О.Андрей: …особенно сейчас (смеется), в лучшем случае мы заснем, мы прочитаем несколько страниц, ну как-то это нас до глубины души не тронет. Сказка всех заворожит и именно будет интересна тем, что там есть много недосказанного, там очень много символизма, который человек должен сам открыть, должен его переложить на свою собственную жизнь. И там всегда есть пространство для соотнесения, т.е. вот этого диалога с тем, что происходит там и что творится в моей душе. Т.е. сказка она имеет только зацепку к реальности. И еще очень часто пользуется некой тайной, которая нас влечет, завораживает. Именно поэтому дети, когда читают сказки, они противопоставляют себя проблеме, которую переживают согласно своему возрасту, степени своего развития. Одну и ту же сказу будет читать совершенно маленький ребенок, чуть постарше или взрослый, он ее воспримет совсем по-другому на том уровне, на каком находится он в данный момент.

Может быть, чуть остановлюсь на сказке как инициации. Вот, к примеру, чтобы понять, что это такое, приведу вам хорошо известную сказку о Белоснежке. Если кто забыл, я вам прочитаю только фрагмент, самое начало этой сказки.

о.Андрей

«Однажды во время суровой зимы, когда сыпались хлопья белого снега как пух распоротой перины, сидела королева при окне с рамами из черного хибана (это название дерева – о.А.) и шила. Так занимаясь шитьем и смотря на снег, она уколола себе палец и три капли крови упали на снег. А поскольку красная кровь удивительно выглядела на белом снегу, королева подумала себе: “Я бы хотела иметь дитя белое как снег, румяное как кровь и с волосами черными, как этот хибан”. Вскоре после этого королева родила девочку белую как снег, румяную как кровь, с волосами черными как хибан и назвала ее Белоснежка» (пер. о. А).[2]

Белоснежка

Вот есть такой психолог Ядвига Вайс, она в книге «Пути сказки» таким образом объясняет мотив трех капель, говоря об инициации, которые падают на снег. Она говорит так, что когда мать принцессы во время шитья укалывает себя иглой в палец, эти три капли они символизируют три основное инициации девушки, которая должна стать женщиной. Это, она говорит, первая менструация, первый сексуальный опыт и рождение ребенка. Эти переживания связаны с кровью. Белизна снега же является символом девственности, невинности, чистоты, а зима ассоциируется с мертвостью, сном жизни, которая нуждается в оживлении. И вот как раз кровь является символом жизни. Болезненный укол рождает три капли и без них нет жизни и перемены. Именно после этого опыта, что очень важно, помимо этой раны королева произносит эти слова: «Я хочу иметь дитя белое как снег, румяное как кровь и с черными волосами как хибан». Как бы вот здесь автор этой книги видит удивительный образ обогащения, углубления опыта, обретения смысла жизни. Т.е. королева открывает благодаря новому опыту новый смысл жизни в том ребенке, дите, которое рождается.

Также к этим сказкам инициации относят, например, сказку о Красной шапочке.

Красная шапочка

Ну, я не буду тут говорить о подробностях. К инициации еще вернусь, когда скажу о библейских сказаниях или легендах о святых, там тоже есть вот этот мотив введения в зрелость христианской жизни. Обычно в сказках есть общие мотивы, которые сродни всем сказкам. Например, общий мотив во всех сказках – это смерть, расставание с близким человеком. Т.е. потеря чего-то очень ценного, дорогого в нашей жизни. И вы знаете, что потеря – это всегда болезненное переживание, с которым человек должен столкнуться, преодолеть. И вот появляясь в сказке, этот мотив готовит нас к принятию смерти в нашей жизни. Маленький ребенок, когда читает сказку, он сталкивается с этим событием. Причем удивительно, сказки не сглаживают, они не смягчают некоторые вещи, они говорят о многих вещах очень прямо и конкретно. Т.е. если жестокость – прямо об этом говорится, о смерти – говориться о смерти. Есть некоторые попытки сейчас многих, ввиду новых современных взглядов вообще на воспитание, исправлять, корректировать старые сказки. Например, уже вспомненная мной сказка о Красной шапочке, знаете, там по сюжету, когда, в конце концов, волк съедает бабушку и съедает потом Красную шапочку, там дровосек, который проходил мимо, он врывается в дом, убивает волка и этим спасает бабушку и Красную шапочку. Так вот одна из современных версий, чтобы сгладить насилие, ну как это убивать животных, ну жалко же волка тоже. Вышли из этого так, дровосек, проходя мимо двери услышал там суету и возню, которая там происходит, входит, видит волка, проглатывающего Красную шапочку, он наставляет на него ружье и, конечно же, приказывает волку освободить бабушку и Красную шапочку. Волк кашляет, из него выходят бабушка и Красная шапочка. Волк остается жив и дровосек, угрожая волку, приказывает ему не обижать больше никогда бабушку и Красную шапочку, и волк остается навсегда с бабушкой и Красной шапочкой прислуживает им как верный пес. Вот подобного рода наши коррективы очень часто лишают эти сказки важной сути. Потому что в сказках всегда очень четко: зло всегда наказывается, добро всегда вознаграждается, и там нет неоднозначных вещей. Современное произведение «Гарри Потер» и фильмы, которые сняты, там как раз это очень заметно, что всё неоднозначно. Хороший герой может оказаться плохим, плохой герой может оказаться хорошим, там всё так запутано, что часто очень трудно понять, сделать четкий выбор и определение. И нередко такие коррективы вносятся даже в само Священное Писание, потому что нужно же как-то детям рассказать эти серьезные вещи. И Библия для детей часто переводится на такой же язык: ну жил себе Боженька, где-то-когда-то-всегда, сотворил Он Адама и Еву, и так далее. Они жили, потом вдруг перескакиваем на Ноя, на еще что-то, огибая трагедию человечества, первородный грех, ну как детям об этом рассказать? И все это рассказывается таким языком очень примасленным, благополучным, чтобы донести до ребенка вроде бы идею о Боге, но лишая его возможности воспринять до глубины серьезности, вот ту жизнь, о которой говорит Библия. Ну, это я уже отступил немножко от темы.

Возвращаемся к тем общим мотивам, которые есть в сказках. Есть очень важные темы, часто встречающиеся в сказках – обручение, встречи с мужественностью и женственностью. Когда герою нужно научиться тому, что такое быть мужчиной, что такое быть женщиной. Есть очень важный мотив общины, т.е. семьи, какого-то собрания, царства. Есть тоже очень часто встречающийся лечащий мотив обретения сокровища. Вот исследователи говорят, что сокровище оно означает восстановление некой целостности, внутреннего единства. ЗолушкаЧеловек, входя во взрослую жизнь, чувствует себя обычно внутренне разодранным, таким несобранным, негармоничным еще внутри. И вот он размышляет о том, что значит быть верным себе. Размышляет о том, какой сделать выбор – оставаться верным себе или быть верным обществу, вот возникает такая дилемма. И говорят для детей это очень трудное переживание. А сказка, повествуя об этих вещах, она учит тому, что изначально, сначала человек должен остаться верным себе, а потом уже с этим войти в общество, соединиться с общиной как зрелая разумная личность. К примеру, сказка о Золушке. Вот этот ребенок, который пережил некую драму, мать умерла, у нее есть некий аморфный отец и злая мачеха. Ребенок, с одной стороны, предстает нам как очень послушный, работящий, все исполняющий, но с другой стороны полный комплексов. Она постоянно живет где-то там за печкой, копается в золе, это ребенок полностью нераскрытый, нереализованный. И все, что начинает происходить в ее жизни – встреча с доброй тетей-феей и потом все эти события помогают ей наконец-то открыть свою личность и войти в эту общину, в это общество. И сказки причем не балуют, там жесткость и нежность они идут наравне вместе. И это очень хорошо, потому, что они говорят, что жизнь – это не игрушка, это серьезная вещь. И это всё не прямо конкретно доносится, а ребенок, читая, восхищаясь этим, он как бы даже подсознательно воспринимает такую информацию.

Есть, казалось бы, даже очень ужасные сказки по содержанию. Я не знаю, знаете ли вы сказку братьев Гримм «Верный Иоанн». Я не знаю, как она звучит в оригинале «Верный Жан», «Верны Йохан», но суть в том, я вам тоже хотел отрывок небольшой этой сказки прочитать. То, что произошло до этого, Иоанн отдал свою жизнь за жизнь своего короля, был верным служителем, чтобы король мог жить, пожертвовал своей жизнью.

«И верный Иоанн, когда сказал последние слова, упал без жизни и стал как камень. Король и королева носили в себе огромную скорбь по этому поводу. И король сказал, я так жестоко отплатил тебе, плохо поступил с тобой за твою великую верность. И приказал перенести этот камень-тело в свою спальную и поставить возле своей кровати. Всегда, когда он на него смотрел, слезы изливались из его глаз. “Ах, если бы я мог вернуть тебе жизнь, мой вернейший Иоанн”. После определенного времени королева родила близнецов, двоих сыновей. Они росли и были для нее радостью. Однажды королева была в храме, молилась, а дети игрались при отце. Он посмотрел на них, полный скорби по каменной статуе и вздохнул. “Ах, если бы я умел вернуть тебе жизнь, мой вернейший Иоанн”. И тогда камень начал вдруг говорить: “Ты можешь вернуть мне жизнь, если посвятишь, пожертвуешь тем, что для тебя самое дорогое”. Король сказал: “Я отдам все, что есть у меня в этом мире, только бы тебя спасти”. А камень дальше: “Если собственной рукой отрубишь обоим детям головы и помажешь меня их кровью, я получу жизнь”. Король ужаснулся, что он должен убить своих дражайших детей. Но подумал, однако о том, каким верным был ему Иоанн и что он умер за короля, достал свой меч и собственной рукой отрубил детям головы, а когда помазал их кровью камень, вернулась к нему жизнь. Верный Иоанн встал перед ним полностью здоровый. И сказал королю: “Твоя верность не останется без награды”. Он взял головы детей, поставил их на плечи, а раны помазал их кровью и они вернулись к здоровью в одну же минуту, бегали и игрались так, как будто ничего не случилось. Возрадовался король…»[3]

Потом возвращается королева, король прячет детей и Иоанна в шкафу и говорит, скажи, дорогая, если бы пришлось заплатить самым дорогим в твоей жизни ради того, чтобы вернуть жизнь Иоанну, хотела бы ты это сделать или нет? Ну да, она говорит. Ну, тогда нам придется посвятить своих детей для того, чтобы вернуть ему жизнь. Она, конечно, тоже ужаснулась, но в конце концов согласилась, и тогда он открыл шкаф и показал, что все живы. И очень обрадовался, что его королева думала точно также как он, т.е. они сошлись в этом.

Казалось бы, сказка ужасная – ну как это, отрубить головы собственным детям даже ради какого-то верного Иоанна? Но автор, который анализирует эту сказку, он говорит так, он задает себе вопрос, что значит быть заколдованным в камень? Он говорит, что страх, какое-то большое наше страдание, наша боль, они приводят нас к такому состоянию. Например, в переживании депрессии мы как мертвые, мы не можем ни свободно двигаться, либо в момент ужаса мы говорим «он оцепенел», «находиться в параличе каком-то». И вот эти две крайние эмоции они как раз появляются в момент опасности смерти, когда мы чего-то боимся, или боимся смерти, или какого-то сильного страдания, которое подкрадывается к нам. И он говорит, что спасти человека в таком состоянии может только справедливость и любовь. Святой Бернард размышлял что как раз-таки эти две вещи – это две стопы Бога – справедливость и любовь (милосердие). И справедливость требует того, чтобы Иоанн вернулся к жизни, он отдал свою жизнь за короля, пострадал несправедливо и справедливость должна восторжествовать. И ребенок это чувствует, когда читает сказку. Он прекрасно знает, что справедливость должна быть восстановлена, каким-то интуитивным образом чувствует. Если, например, рассматривать эту сказку с точки зрения психологии, то спасти человека в такой ситуации может целостность и полнота. Юнг, размышляя об этом, говорил так, что есть король и двое детей, три незрелые психическая функции и одна зрелая. Т.е. число один – это Ионанн, это целостность и полнота. Он говорит, что как бы, в самом короле есть вещи незрелые, которые мешают ему жить, они его парализуют, они приводят его в это окаменелое состояние. Причем королеву тоже. И такие люди они не готовы к взрослой жизни. И чтобы выйти из этой ситуации они должна попрощаться с тем, что в них является незрелым, инфантильным. Чтобы мочь развиваться на этом высшем уровне, к которому каждый из нас призван. В общем, человек должен заплатить высокую цену за свое преображение. И убийство детей в этой сказке значит отказ от своего незрелого инфантильного поведения. И вот когда король и королева прощаются со своим инфантильным поведением, они как раз-таки обретают эту полноту, целостность и единство и к ним возвращается их счастье. И становясь зрелыми личностями, они могут управлять в своем царстве. Конечно, к такой интерпретации может придти взрослый человек. Но если этот взрослый человек не читал эту сказу с детства, потом не переосмыслил бы ее в своей жизни, не проходил бы это на своем опыте, он, возможно, не пришел бы к таким замечательным выводам, к которым она ему помогла придти.

Кот в сапогахНе все сказки представляют борьбу добра и зла. Помните наверно сказку «Кот в сапогах». Сюжет, там было три сына, третий, самый никудышный, самый младший, самый слабый, ему достался всего лишь кот. Но кот оказался очень мудрым и хитрым, и он так проворачивает все дело, что представляет своего хозяина как маркиза Карабаса, у которого большое имение так, что король соглашается даже выдать свою дочку за него замуж. Затем этот кот проворачивает так все дело, что этот юноша занимает замок одного ужасного людоеда, который благодаря своим магическим возможностям может превращаться во что угодно, и кот так обдуривает этого людоеда, что людоед превращается в мышь и проглатывает ее. В общем, такие сказки говорят нам о героях, которым что-то удается благодаря своей хитрости и ловкости. И у них есть следующая цель, они должны дать ребенку надежду, что даже самый слабый, а таким чаще всего считается ребенок, возможно и сам себя считает, что даже таким может в жизни повезти. И ребенка восхищает эта ловкость, проворность, хитрость этого кота, и в то же время этого героя, и они многому от этого учатся.

о.АндрейВ сказке, заметьте, какой-то реальный герой, обычно человек, сталкивается, встречает каких-то мифических существ (ведьм, драконов), но при этом проблема, которую надо решить человеку, она всегда взята из реальной жизни. Т.е. у него реальная проблема, он реальный человек, это человеческая проблема, но решается она, когда он сталкивается с некими мифическими представлениями. Вообще в нашей жизни много наших иррациональных страхов, тех наших проблем, с которыми мы сталкиваемся, и сказки их просто заключают в такие образы. И этот герой в них обычно преодолевает эти проблемы, достигает какого-то уровня развития. Есть замечательная современная сказка, поставленная в кино, «Звездная пыль», удивительно добрая сказка. И она так и начинается – «совсем не важно, как мальчик вырос, но для нас более важно, как юноша стал мужчиной». Вот как он, благодаря столкновению с мифическими существами, этим сказочным миром смог созреть стать настоящим мужчиной. Причем, эта сказка авторская, этот фильм, который поставлен. Есть, я говорил, некое общее народное сознание, которое пытается донести эту истину о жизни следующим поколениям. Авторы, подхватывая ее, каким-то образом трансформируют, пересказывают ее или переделывают, иногда лишая ее вот этого изначального значения. Но иногда у них получаются вещи, которые как раз-таки исполняют эту функцию. Мне самому в жизни сильно помогла сказка «Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Я когда еще прочитал ее вот в народном варианте, она была про Андрея-стрелка, это было созвучно с моим именем. Я посмотрел, как Филатов[4] ее пересказал в своих стихах, это получилась, может быть даже где-то другая сказка, возможно, его интересовали другие проблемы. Там он замечательно описывает, я не знаю, в каком году он ее написал…

Из зала: В 1985-м.

О. Андрей: В 80-х… Смотря на ту обстановку в стране, она у него может получилась больше политическая, эти все отношения царя и послов, эти пиры, диалог с нянькой, чего нет в оригинальной сказке. А оригинальная народная сказка она очень четко поделена на этапы, трудности, которые необходимо преодолеть Андрею-стрелку.

Андрей-стрелец

Он, занимаясь охотой, вдруг находит горлицу, которая оборачивается прекрасной царевной и становится его женой, с ней у него начинается настоящая жизнь, заканчивается его рутина, но и начинаются проблемы, серьезные проблемы. Для меня это собирательный образ, здесь ее можно интерпретировать и как влюбленность, некую любовь, которую он открывает в своей жизни, которая преображает жизнь человека. Можно интерпретировать ее и как веру, человек, обретающий в своем сердцу веру, действительно открывает для себя новый мир и сталкивается не только с тем, что мир становится красочным, но и с новыми проблемами, с новыми вызовами. И другие начинают ему завидовать, красоте его жены, пытаясь заполучить ее себе. Вот царь посылает его на три задания.

Удивительно, они раскладываются тоже, я так для себя назвал их, на этапы духовной жизни человека. Когда человек начинает серьезно жить духовной жизнью, первое задание, которое исполняет Андрей-стрелок – царь посылает его на тот свет, к своему батюшке царю расспросить, как он живет. Первое, что должен человек сделать – это примирится со своим прошлым, со своей родословной, со своей генеалогией. У Андрея-стрелка получается на тот свет добраться, встретить батюшку-царя, на котором черти возят дрова за его великие грехи. И когда в этой минуте отдыха Андрей расспрашивает царя, как ты тут поживаешь? Царь-батюшка предупреждает: иди, вернись к моему сыну и скажи, чтоб царствовал мудро и справедливо, чтоб не делал таких грехов, иначе окажется там, где я.

Вначале происходит вот это преображение человека, примирение его со своим прошлым, прощение, обретение новой жизни. Следующее испытание, которое ставит царь Андрею-стрелку – пойти добыть кота-баюна. Кот-баюн, который живет за тридевять земле, в тридевятом царстве, сидит на огромном столбе и рассказывает свои сказки, он всех усыпляет этими сказками и затем раздирает в клочья. В детстве всегда, когда я видел эту картинку из книжки, это был огромный черный пушистый кот на высоком столбе, и он был похож на какого черта, дьявол просто. И здесь есть некая правда в том, что человек далее в своей духовной жизни становится на духовную брань. Кто принимает решение жить праведной жизнью, ему неминуемо приходится столкнуться с этой духовной бранью и вести ее на этом поле его веры. И то, что дает ему супруга его – это три колпака – железный, медный, оловянный, и три прута – железный, медный, оловянный. И говорит, хорошие тоже слова, когда пойдешь, кот-баюн начет тебе рассказывать сказки, но ты их не слушай, бей себя по лицу, но иди дальше, руку за руку перекидывай, ногу за ногу перекатывай, но иди дальше, кувырком или кубарем, но иди дальше. В духовный жизни лукавый нам рассказывает многие сказки, но на этом пути очень важно не останавливаться. Прутья можно интерпретировать по-разному, нам церковь дает для спасения тоже три вещи – пост, молитву и дела милосердия, замечательнее три вещи. Ну и в конце он привозит этого кота во двор, добивается своего. И третье задание, может самое сложное – пойти туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Тут уж и царевна оказывается бессильна. В серьезной духовной жизни те, кто идет до конца, очень многие святые об этом свидетельствуют, им приходится сталкиваться с темной ночью, когда нет никаких подсказок. Кто-то говорит, что ведет одна вера, кто-то говорит, что даже веры недостаточно, что ведет некая любовь даже в те минуты, когда веры не остается у человека. Это по-разному, но то, что обретает Андрей-стрелок, там в сказке это названо сват Наум – то, чего никто не может увидеть, но то, которое исполняет всё. Этот сват Наум какой-то всемогущий, он делает всё, что угодно, но он всем служит, он не герой, который повелевает как-то. Для меня это замечательный образ Бога – Бог, Который служит всем, Которого никто никогда не может увидеть, Который может всё. Но получается так, что этот сват Наум остается с Андреем, приходит с ним, стрелок проявил жест доброты по отношению к нему. Когда он попросил, а ты можешь накрыть стол? Могу накрыть стол, вот все на столе появилась. Ух ты. Говорит, здорово, так, а чего я буду один сидеть, садись рядом и ешь.

Сват-Наум

Ничего себе, сколько я здесь служу, никто меня еще за стол к себе не пригласил, говорит сват Наум. Вот эта естественная доброта, которая в нас где-то есть, которой нужно пробудиться, каждому человеку, она помогает в нашей жизни обрести Бога. В общем, любую сказку каждый может интерпретировать по-своему, перекладывая на свой опыт жизни, она ему может открыться по-другому, он сам должен дать имя какому-то символу, который в ней открывает.

Вспомню здесь еще только Сказку о рыбаке и рыбке. Интересно да, старуха захотела быть у Пушкина Столбовой дворянкой, потом она захотела быть царицей, а потом морской владычицей, чтобы сама рыбка мне служила и была у меня на служках. Рыбка сначала исполняет послушно раз, два; потом в третий раз, ничего не говоря, разворачивается и уплывает, ничего не исполняет, и возвращается старуха, к своему корыту.

Золотая рыбка

Возникает вопрос, почему рыбка именно в этот момент повела себя по-другому? Вот там послушно исполняла прихоти этой бабки, а потом вдруг нет? Оказывается, у этой сказки есть другая версия более ранняя. Мимоходом о ней вспоминает Ганс Христиан Андерсен в одной из своих сказок, рассказывая там про одного героя, там есть такие слова:

«Мальчик читал о жене рыбака, у которой исполнялись все желания: она хотела стать королевой и стала, хотела стать императрицей и стала. Но потом она захотела стать Богом и вернулась в болотную канаву, из которой она вышла» (пер. о. А).[5]

И как бы несколько предложений всего, но насколько это меняет представление, показывает эту историю в другом свете. И здесь не идет речь об исполнении желаний, об оценке того, что какие желания хорошие, а какие плохие. И хорошие и плохие желания человека могут исполниться, рыбка не делает между ними никакой разницы, человек получает то, о чем просит. Но есть некая граница, которую человеку переступить нельзя. Желание, которое стягивает неминуемое наказание. Вот в тот момент, когда она желает стать Богом, все происходит моментально, мгновенно, получает это наказание. Действие, которое вызывает бунт всей природы. Помните, там у рыбки море возмутилось, произошла великая буря. Именно это желание бросает человека с высоты, на которой он находился в самый низ, в самую темноту, вот в эту болотную канаву. И это первородный грех. Первый, но постоянно возвращающийся к человеку на протяжении всех веков.

И вот здесь, поскольку есть как бы такая аллюзия, к Богу, к первородному греху, хотел бы сейчас перейти может быть к Священному Писанию. Евреи выработали замечательный жанр мидраш. Это некая выдуманная история, которая пытается пояснить то, что пропущено в тексте, т.е. есть история, которая вызывает вопрос, содержит некий пробел. И вот их традиция она пытается восполнить этот пробел, сочиняя, придумывая вот этот мидраш. Но даже помимо мидраша есть в Священном Писании тексты, которые по своему содержанию очень похожи на жанр сказки. Есть книги, например, книга Товита, книга пророка Ионы – ну чем не «чудо-юдо-рыба-кит?! Т.е. выкинули в море, рыба проглотила, три дня находился в животе рыбы (чреве кита), потом выплюнула. Проповедовал, уселся на горе, чтобы видеть Ниневию, что с ней произойдет, за ночь выросла над ним груша, которая создала над ним замечательную тень. За ночь червячок подточил грушу, она засохла, он расстроился до смерти, обиделся на Бога. Бог говорит, ну как так? Тебе жалко этой груши, а не жалко тех людей? Язык очень сказочный.

о. АндрейЧуть-чуть остановлюсь на этой книге, но вначале, может быть, скажу о книге Товита. Сказки они не должны нас забавлять, они должны показать мир в ясном и темном свете, облике, помочь человеку понять реальность и сделать свой выбор. И они показывают последствия наших решений. Добро, я вам говорил, награждается, зло наказывается. Причем награда приходит не сразу, а зло может дать моментальную выгоду, но с протяжением времени потом становится всё понятно. Так вот я вам говорил, что есть сказки, которые связаны с некой инициацией. И книга Товита, мне кажется, она есть как раз книга, которая проводит определенную инициацию человека в христианскую жизнь. Если помните, сюжет – у старого отца Тобии есть сын Товит. Отец слепнет и в определенный момент отправляет сына вернуть заложенные им у родственника сокровища, деньги и в путники посылается ему архангел Рафаил. Там есть определенный интересный момент. Сказано в Священном Писании, что когда Товит отправился в путь с другом своим Азарией, т.е. Рафаилом, который взял имя Азария, перед ними бежал пес. Ну, вот казалось бы к чему? Библия повествует нам о каких-то, может быть, серьезных, глубоких вещах, а тут ну бежал пес себе и бежал. В результате потом во время одной ночевки видит огромную рыбу и Азария ему советует, поймай эту рыбу, не бойся, вынь из нее внутренности желчь, сердце и печень, возьми с собой, они тебе пригодятся. Товия так и делает. Там у родственника, у которого он должен был взять эти деньги, он встречает девушку Сару, дочь его, которая… Простите, я немножко совместил. Он по дороге встречает еще одного родственника, у которого есть эта девушка Сара, бедная несчастная, у которой демоны убивали всех ее мужей. Вот у нее уже было семь мужей и после каждого бракосочетания, во время первой брачной ночи они все умирали. Вот он влюбляется и просит руки этой девушки. Азария советует, чтобы изгнать демона, который так вредит Саре, возьми печень и сердце рыбы и воскури, сожги на огне, демон не выносит этого запаха и он убежит. Он так и делает. Замечательный образ – рыба в этой книге как символ наших страхов, с которыми сталкивается человек. Экзистенциальный страх, который пугает всю нашу жизнь. Рыба – это то, что водится на глубине, что скрыто, чего мы, может быть, не вимдим прямо и открыто в нашем сознании, но которое, когда всплывает, поднимается на поверхность, оно нас пугает. И Азария, этот архангел, советует «не бойся, поймай ее, не нужно боятся своего страха, нужно с ним прямо встретится, войти в эту конфронтацию с ним». Наш страх может нам помочь, он нам многое может подсказать. И сердце рыбы, которое необходимо сжечь, вот это вот, ну скажем так, трусливое холодное сердце, которое необходимо возжечь, демон боится, он не терпит этого. От человека, верного Богу и смелого, он бежит, убегает далеко. И это приводит к тому, что Товия со всей чистотой и благочестием приступает к этому браку, поэтому я говорю – это книга инициации. Он говорит, что подожди, Сара. Прежде чем мы возляжем на ложе, давай помолимся Богу. И он произносит замечательную молитву: отныне, Господи, благослови нас, ты создал нас… Он вспоминает Адама и Еву, благословил их, дал им заповедь быть одним телом, плодиться и размножаться. И отныне я беру эту Сару, жену мою, не в удовлетворение своей похоти, а как истинно жену, супругу, спутницу моей жизни. И опять маленький нюанс. Когда он возвращается домой, опять книга говорит об этом псе, собаке. Он говорит, а пес бежал сзади. Маленькая деталь. Пес как символ нашей человеческой природы, страсти, которая нас мучает. Вначале этот юноша, еще молодой юноша, этот пес бежал впереди него, он его опережал. Но затем, пройдя этот путь инициации, встретившись со своими страхом, т.е. вот истинно взяв Сару как жену, как спутницу, не для удовлетворения своей похоти, отныне они бегут сзади эти страсти, не они им руководят. И это помогает ему вернуться домой и исцелить отца от слепоты, которой тот был подвержен. И подобная история, кто смотрел фильм[6], хотя обсуждая мы немножко этот символ пса по-другому прочитали в восточной ментальности, больше как символ верности.

Здесь, в нашей западной, он имеет скорее такое значение. Почему? Есть легенда о святом Рохе. Слышали о таком святом, да? Путник, пилигрим, паломник, который болел проказой, рядом с ним находился его верный пес, который зализывал ему эти раны. Я всей истории святого не помню, но часто он изображается именно так, в одежде пилигрима, паломника со своим верным псом. Но есть, существует легенда об этом святым:

st_roch«Однажды святой Рох умер, умирают все, даже святые. А после его смерти пес начал выть и тоже покинул этот мир. У него была маленькая легкая душечка, у пса. И он также добрался до ворот рая вместе со святым. Святой Рох постучался палкой паломника и назвал свое имя. Он исцелил множество несчастных людей и поэтому был уверен, что войдет в рай через главные ворота. Святой Петр поспешил открыть эти ворота, но в то же время широко раскрыл глаза от удивления и посмотрел сквозь очки. За тенью этого святого он увидел тень пса. Прочь отсюда, сказал он, нет для псов места в раю. Нет, воспротестовал святой Рох, однако нужно найти этому псу какое-нибудь место в раю, мы неразлучны, он спас мне жизнь и по-своему он тоже является святым. Да успокойся же ты, говорит святой Петр, тоже мне, история. Мне тоже один петух спас жизнь, склонив меня к сокрушению. Разве я привел его с собой сюда, когда пришел? Я даже не довел его до этого входа, даже в близость ангелов Божиих не привел его. Нет, мой дорогой, если петух остался там, вне, а я вошел внутрь, то твой пес также отправится к моему петуху. А ты же можешь войти и соединиться со всеми святыми, которые уже тебя ожидают, идем. У меня конкретный приказ на то, чтобы я тебя проводил. Ну, трудно, сказал упрямо святой Рох, раз мой маленький Рошек (так он назвал этого пса) не войдет в рай, не войду и я. Я выбираю пса, которого знаю, вместо рая, которого я еще хорошо не узнал» (фрагм. Пер. о. А.).[7]

Очень странная, казалось бы, история, выдуманная из головы, и некоторые вещи нас могут смутить. Но знаете, вообще в христианстве очень большое значение имеет течение, представляющее борьбу человека со своей природой. В нас это как бы воспитано, впитано с какой-то христианской так называемой аскетикой, что человек должен вознестись над своей природой, мы должны стремиться к совершенству, к тому, чтобы быть каким-то необыкновенными, выйти за пределы своей природы. Поэтому небеса – это такая тончайшая духовная реальность, в которой нет места для этих животных стихий. Нет места для животных в раю. А на самом деле нет! Природа человека и его дух они всегда идут в паре, вместе. Они как друзья, несмотря на то, что они все время в течение жизни борются друг с другом.

Например, если вспомнить те же сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Некоторые спрашивают, а можно ли так, что вот кому-то что-то сказать, прочитать, понять, да, и этого не делать? Ну не бывает так в жизни человека. Алёнушка говорила этому Иванушке, не пей отсюда, этим станешь, не пей из этого этим станешь… Да, прекрасно понимал, но все равно поступил по-своему. Ему нужно было пережить определенный опыт своей жизни, чтобы потом придти к сокрушению, к пониманию того, что этого не следовало делать. Как бы нужно нам поддаться силе нашего развития. Добро и зло они в нас постоянно сталкиваются. Достоевский говорил: красота страшная сила, там дьявол с Богом борются, а полем битвы является сердце человека, душа человека. Действительно в нас постоянно происходит эта борьба между добром и злом. Человек не всегда может быть выиграет эту битву, но это процесс, который он должен пройти, преодолеть, и зло именно тем полезно для нас, что оно учит нас выносливости. А добро может когда-нибудь закончиться, и мы это прекрасно знаем из опыта своей жизни, и это учит нас бдительности, чтобы нам постоянно быть внимательными и бдительными.

Человек должен приди к этой свободе духа. Вот как в рассказе об Аврааме. Может быть, вспоминая короля и сыновей, которых он должен был убить, очень похожа на них эта история Авраама, когда он… Бог в определенный момент тоже требует от него принести эту жертву, убить своего собственного сына. Вождь всего народа не мог иметь привязанность к чему-то близкому себе, он должен был быть совершенным в вере, полностью свободным даже от этой вот кровной привязанности, самого дорого для него в жизни. И когда Бог видит, что он прошел это путь, т.е. преодолел эту привязанность, он свободен от нее, он не требует от него этой жертвы. И вот мидраш, о котором я вспоминал, еврейский, (может я кому-то уже рассказывал) добавляет здесь, что когда они пришли на гору и Авраам связал Исаака и возложил его на жертвенник, Исаак сказал: отец ты уже стар и немощен, а я молодой и крепкий юноша, свяжи меня, пожалуйста, покрепче, чтобы я увидев нож в твоей руке нечаянно не дрогнул и этим самым ты, покалечив меня, не сделал бы жертву несовершенной. Или еще хуже, чтобы я не покалечил тебя. Т.е в Библии мы этого не встречаем, но наше сознание додумывает, какова должна быть совершенная жертва, насколько эта любовь к Богу должна превышать все наши человеческие чувства, все эти отношения.

о. Андрей

Может быть, я закончу тогда на этом. Хотел еще немножко рассказать о книге Ионы, но это можно сделать отдельной темой, потому что книга очень богатая символами и рассказать более подробно об этом в следующий раз. Читайте сказки! (смеется)

Благодарим о. Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материала

*

ПРИМЕЧАНИЯ


[2] List: Miesi?sznik Katolicki. – Lipiec, sierpie?. – 2010. – s. 24.

[3] List: Miesi?sznik Katolicki. – Lipiec, sierpie?. – 2010. – s. 23.

[5] List: Miesi?sznik Katolicki. – Lipiec, sierpie?. – 2010. – s. 37.

[6] «Весна, лето, осень, зима…» 2003, режиссер Ким Ки Дук – фильм, который был показан на Кинофоруме в Центре христианской культуры и францисканской духовности 2 февраля 2011 г.

[7] List: Miesi?sznik Katolicki. – Lipiec, sierpie?. – 2010. – s. 27.

Добавить комментарий