Вторник 16 марта

Лекция Татьяны Андреевны Лопатиной, историка искусств, искусствоведа, преподавателя Академии Художеств им. Репина и католической Высшей Духовной Семинарии в Санкт-Петербурге

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ВЕКОВ

Вступление

t_lopatina

Т.А. Лопатина: Я вас приветствую и волнуюсь как всегда, потому что, если вы помните, в прошлое посещение монастыря я говорила о том, что для меня францисканцы, и монашествующие, и уже ставшие священниками, и бывшие семинаристы, и настоящие семинаристы чрезвычайно дороги и любимы в сердце моем во Христе.

Для меня это не просто одна из лекций, не просто одно из публичных выступлений, которые за пределами института, в которых я работаю, а это очень ответственный момент, и вот по какой причине. Во-первых, потому что мы сегодня с вами встречаемся в необычное рядовое время. И тема, которая была предложена это не моя идея, мы искали вместе с братом, отцом Андреем, Андреем Буко. И он именно просил о том, чтобы я пришла в монастырь во времена вот этого Великого 40-дневного поста, и что именно тема Распятия мы решили ее через тему Креста, а потом к теме Распятия. Это как бы два направления нашей сегодняшней встречи. Потому что, что как не Распятие и что как не Крест есть сердцевина жизни христианина? И особенно она приобретает особый смысл, особое эмоциональное звучание вот в эти дни.

Тем более, что дни приближаются к Великой Страстной Пятницы и Страсти Господни есть то, что сопровождают нас в этот период времени литургического календаря. Поэтому сегодня наша встреча особенно для меня волнительна. Поэтому, что я попытаюсь с вами говорить о вещах, которые на самом деле являются смыслом вашей жизни. И я верю и надеюсь, что когда-нибудь и в моей жизни эта тоже станет смыслом моей жизни.

Сейчас, конечно, смысл моей жизни – это служение и сегодня я не преподаватель, и не светское лицо, искусствовед со всеми атрибуциями, а я выступаю в роли свидетельства. Я свидетельствую произведениями искусства в первую очередь, потому что история христианского искусства, которая насчитывает сегодня более двух тысяч лет не сразу и не навсегда определило свое отношение и нашла свои способы для того, чтобы отразить то, о чем говорит апостол Павел в своем Послании к Колоссянам: «Мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие».

Начиная с I века н.э. то, что касалось изображения Креста, в первую очередь Креста, т.е. я сразу хочу обратить ваше внимание на то, что в раннехристианском мире изображений Распятия как такого не существовало. Что для церкви это было действительно неким – я говорю об искусстве – соблазном, ибо сама церковь очень долго пыталась найти те способы выразить, что есть Господь для того, чтобы найти в себе смелость и решительность, для того, чтобы найти в себе догматическое обоснование того, что мы сегодня называем «изображением Креста». Я не говорю, повторяю, о Распятии, потому что Распятие это уже следующий момент, который очень долго определялся внутри церковного сознания и соответственно выражался каким-то средствами изобразительного искусства.

И тот материал, который я пыталась вам подобрать, когда я его пыталась подобрать, я поняла, что это непостижимая и невыполнимая задача. Что на самом деле изображений как Креста, так и изображений Распятия за две тысячи лет существования христианского искусства такое количество, что отобрать из этого что-то, построить какую-либо логику повествования – это почти нечеловеческая задача. Поэтому я попыталась выбрать некий путь, который, мне кажется, может быть вам нов, может быть то, что вы увидите – вы увидите впервые. Мне именно так, хотелось это показать, потому что каждый из вас, окружают предметы, и мир церкви, и Распятие, и оно на теле Церкви в буквальном и переносном смысле этого слова. Поэтому каждый из вас по жизни своей видел разные вещи, которые касаются изобразительного искусства, и крестов, и распятий. Поэтому у каждого из вас есть свой опыт соприкосновения с вот этой темой, я говорю как о теме в искусстве сейчас. Но мне хотелось, используя именно собственные знания и свои представления показать вам, т.е. расставить некие точки. Вот насколько нам время позволит, вот настолько мы в этом времени и продвинемся. <…>

ixtios

Полную аудиозапись этой лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00. Библиотекарь Наталья

Фотографии брата Алексея Косенко

Добавить комментарий