Вторники у францисканцев

Великопостные духовные упражнения

«РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАСТЯМИ ХРИСТОВЫМИ»

5 апреля беседу ведет о. Андрей Буко OFMConv

«Терновый венец»

JesusОтец Андрей Буко OFMConv: Святая Бригита шведская в своих откровениях видела Божью Матерь, которая ей сказала такие слова, что существуют два пути, ведущие к Богу, к Божьему Сердцу. Первый путь — это смирение истинного раскаяния, ведущего человека к Сердцу Божьему и духовная с Ним беседа. Смирение истинного раскаяния, которое приближает нас к Богу и в результате которого возникает духовная беседа с Ним. Это первый путь, который ведет нас к Богу. «Второй путь — это размышления над Страстями Моего Сына», — сказала Дева Мария. Очень многие святые, мистики, блаженные созерцали Страсти Христа. К примеру, хорошо вам известная Анна Эмерих, которая описала житие Христа, как она его видела в своих видениях. Поэтому во время этого Великого Поста я решил, что мы поразмышляем немножко над Страстями Христовыми, и выбрал четыре стояния. В прошлый вторник вы разговаривали с отцом Мариано о Гефсиманском саде, о Гефсиманском молении Христа. Знаю тоже, что он затрагивал суд у Пилата. Сегодня продолжим, и поговорим с вами о Терновом Венце.

Я раздал вам Библии, буду называть много текстов, зачитывать, можете открывать и возвращаться к ним. То, что я буду говорить это может быть не будет для вас большим откровением, но я знаю, что именно слушая, видя, созерцая этот текст, — это именно дает пищу для размышления и мы потом выносим плоды из этого, поэтому приглашаю вас к такому размышлению.

Сам момент венчания Терновым Венцом Христа это была своего рода коронация Христа, нашего Царя, Царя Царей. Интронизация и коронация. Я специально залез и посмотрел в справочнике как определяется коронация, что называется коронацией. Там дается такое определение, что это формальная процедура, которая символизирует принятие монархом своей власти, и ее атрибутов — трона, короны и скипетра. Она не всегда совпадает с началом правления, потому что монарх может уже начинать править, но сама коронация происходит чуть-чуть попозже. Чаще всего, начиная с Ветхого Завета, это церемония, которая сопровождалась помазанием на царство и смысл этого помазания и коронации — это благословение Богом на это царствование, как бы мистическое венчание с государством, которое царь, правитель, принимает в свое владение.

И вот я сказал, что коронация часто связана с помазанием, они тоже могут быть разделены во времени. Если помните, помазание Давида произошло когда он был совсем юношей, мальчиком, он пас овец у своего отца, и не сразу после того, как пророк тайно помазал его в доме отца, Давид перенял царство. Наоборот, прошло еще много лет, прежде чем, поступив на службу царю, затем став у него ближайшим его соратником, затем принял эту власть после смерти царя. Давид — прообраз Христа, по подобному сценарию развивалось и Его царствование. Как думаете, какой момент жизни Христа мы можем определить как помазание Его на царство?

Из зала: Сошествие Святого Духа.

Отец Андрей Буко OFMConv: Да, Крещение, сошествие Святого Духа. Это как момент помазания на Его миссию. Когда разверзлись небеса и послышался глас Отца: «Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мф., 17:5). Бог Отец передал вот эту власть Христу, произошел момент Его венчания с Его Церковью, которую Он перенял. И с этого момента начинается публичная деятельность Христа. Вот как раз-таки момент венчания Терновым Венцом это, как я уже сказал, осуществленный иронически, но это истинный момент Его интронизации, официальное вступление в Его должность, с принятием трона, короны и скипетра, таких, какие уготовил ему человек, но по провидению Божьему, думаю, это все произошло. И сейчас попробуем поразмышлять, почему именно так Бог развернул этот сценарий.

Еще интересным моментом был тоже въезд Господень в Иерусалим, это тоже определенное торжественное вступление, момент славы, прославления, постилали перед Ним ткани и одежды, клали пальмовые ветви, но Христос сознательно въезжает на осле, не на коне. Хотя конечно царственной особе подобает конь, но конь, как вы знаете, в Библии это символ войны. Христос специально въезжает на осле по пророчеству Захарии «се Царь твой грядет на осле кроткий и смиренный», поскольку осел символ мира, а Христос это царь, который несет истинный мир. Он не завоевывает силой, оружием Свое царство, а входит в этот мир очень смиренно. Именно этим миром и смирением привлекает к себе души людей, Свою церковь.

Чтобы начать, прочитаем этот отрывок о коронации Христа. Начнем с евангелия от Матфея 27 глава, 27 стих по 31:

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк

и, раздев Его, надели на Него багряницу;

и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Марк почти повторяет этот текст. В 15 главе он почти дословно передает этот же текст, с 16 по 20 стих:

А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

Интересно, тексты синоптиков перекликаются, отличается текст апостола Иоанна. Например, въезд Господень в Иерусалим. У Иоанна его нет, но он переносит его в другой момент, рассказывает о нем по-другому. А что касается этого фрагмента с терновым венцом Иоанн как раз-таки упоминает этот текст, мы его прочитаем попозже. Но почему этот текст не встречается у Луки? Лука нам не говорит о нем. Но у Луки встречается другой момент, который не упомянут ни одним из евангелистов. Давайте откроем евангелие от Луки 23 глава, стихи с 6 по 12:

Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

Видите, есть некая параллель. Ирод, который рассчитывал на некое эффектное чудо от Христа, и, не получив, решил хотя бы таким образом поразвлекаться и сделал то же, что воины затем немножко позже. Он облачил Христа, как сказано, в некую «белую одежду». Думаю, что Пилат передал Ироду обвинения, в которых обвиняют Христа, что Он объявляет себя царем. А вы знаете, что область была разделена между четырьмя правителями, и если появляется новый претендент на престол, то есть повод, чтобы посмеяться. Поэтому Пилат облачил его в некую белую одежду, и, насмеявшись над ним со своими воинами, отослал обратно к Пилату. Этот момент уничижения Христа присутствует и здесь, у Луки. И затем евангелие от Иоанна, где он более подробно описывает весь процесс, который сопровождал это уничижение Христа, 19 глава, стихи с 1 по 16:

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

Остановимся здесь.

Пилат, предлагая иудеям самим распять Христа, иронизировал, ведь по закону они не имели права этого сделать, смертную казнь имел право выносить только римский правитель. Но видя такое налегание евреев и видя их непослушание ему, он решил сиронизировать — если такие настойчивые, так возьмите и распните. По видениям Анны-Екатерины Эмерих бичевание происходило во внутреннем дворе претории, после которого Христа облачили в багряницу. Это был короткий плащ одного из воинов, который лежал там для того, чтобы тоже насмехаться над пленниками, либо отирать кровь с них, поэтому он не только по своему цвету красный был, но и пропитан, думаю, был кровью. И как она говорит, он был короткий, оборванный как лохмотья, до пояса, в который Его завернули. В руки дали трость.

Тернии. Я о них буду много говорить. Возможно приготовлен был заранее этот терновый венец, который, как она говорит, выглядел как колпак, это не просто тоненький ободочек как диадема, но как шлем, который был сплетен и затем уже стянут на голове Христа так, что шипы, которые были обращены внутрь, глубоко впились Ему в голову. К тексту Иоанна еще вернемся чуть-чуть попозже, сейчас хочу обратить ваше внимание на 21 (20) псалом, это один из мессианских псалмов, который иудеи читали, псалмом, предсказывающий именно интронизацию грядущего Мессии, тот момент, когда Мессия, которого они ожидали, будет возведен в славу царя самим Богом:

Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.

Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,

ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,

ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

Странно, псалом очень радостный, повествующий о великом ликовании и благословении, которое будет сопровождать это коронование будущего царя, Мессию. И сказано, что возложил на голову венец из чистого золота. Раввинское толкование этого псалма говорило так, что царь, Мессия, будет украшен золотой короной и пурпурным одеянием, и один из мидрашей иудейских говорит, что таким образом Бог сам возложит Свою корону на голову Мессии-Царя. Как видим, произошло это совсем неожиданным образом. Поэтому естественно, что евреи, видевшие Христа, выведенного Пилатом перед ними и когда он сказал «се Человек», пришли в еще большую ярость. Это совсем расходилось с их представлением о Мессии.

Почему вместо золотого венца тернии? У апостола Павла сказано, что Христос — второй Адам, может быть помните этот текст, не раз слышали. Адам, который не выстоял в послушании перед Богом и получил наказание, должен был ожидать нового Адама, который все-таки исполнит Божью волю и принесет спасение. И если посмотрим на этот момент, когда Бог произносит свое проклятие человеку… Человека Бог не проклинал, на это стоит обратить внимание, Бог проклял змея и проклял землю. Бытие 3 глава 18 стих, Бог произносит такие слова:

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

«Терния и волчцы произрастит она тебе» — это то последействие греха, которое человек должен принять на себя после своего ослушания. Бог здесь информирует человека о том, что его наказанием будет как раз-таки неурожайность земли и тяжесть труда, с которой он должен возделывать землю. В Послании к Евреям Павел подчеркивает как раз-таки этот момент, он говорит (Евр. 6):

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произрастающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

И о том, что тернии это как раз-таки момент наказания для человека очень много встречается у пророков. Если обратимся к пророку Осии, то найдем во 2 главе, 6 стихе, что Бог, желая наказать человека, заграждает ему путь от Себя:

Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих…

«Тернием» и «оградою»… Говоря о нечестии любого человека, говорит, что желая наказать его, заграждает ему путь от Себя тернием и оградою. И дальше в 10 главе 8 стихе Осия говорит, что присутствие волчцев на пашне, дворах домов, и даже на жертвенниках всегда указывало на деградацию земли и общества. Если человек живет нечестивой жизнью, приходит в опустошение и к деградации всё, что его окружает, земля приходит в запустение. Исайя в 34 главе тоже говорит:

И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее;

И Бернар Клервоский так толкует эти моменты, говорит что терн — это вина человека, наказание. Он также символизирует лживого собрата и плохого соседа.

Терновник само как растение не любит никто, не знаю, может здесь есть любители? Но обычно кто с ним встречается, не вызывает он чувства симпатии. Просто это колючие дикие заросли, которые цепляются за одежду, они царапают, ранят, причиняют не только боль, но и страдание человеку. Именно таково действие греха в нашей жизни, он очень сильно цепляет каждого человека и ранит. Ранит глубоко человека.

Из зала: А волчицы? Это тоже растение?

Отец Андрей Буко OFMConv: Да, по-другому как назвать их мне трудно сказать, я человек, выросший в Литве и Белоруссии, там у нас…

Из зала: Репейник.

Отец Андрей Буко OFMConv: Вот, репейник, замечательно. Я не хотел выдать еще одного слово, о котором скажу позже. У нас репейник называли асот.

Из зала: Собачник.

Отец Андрей Буко OFMConv: Да, собачник (смеется). Интересно, что в Библии волчцы, репейник — это символ лени и глупости. Например, в книге Притч 24 глава, 30 стих там говорится так:

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою

Еще в притчах в 15 главе сказано так:

Путь ленивого — как терновый плетень.

И еще там же в этой книге в 26 главе :

Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов.

Глупец, пользующейся притчей как терн, впившийся в руку пьяного человека. Или Екклезиаст об этом говорит, в 7 главе в 6 стихе:

потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!

Знаете, что терн вспыхивает и сильно трещит, но очень быстро сгорает, об этом, видимо, говорит текст. Потому что разговор глупого — шуму много, действия мало. И тоже евангелист Лука, если вспомните притчу о сеятеле, когда Христос сравнивает зерно, упавшее на разную почву, Он тоже говорит, что то, которое заросло терниями, когда они заглушили и не дали пшену взойти, Он потом поясняет, что тернии — это заботы, богатство и роскошь этой жизни, которые заглушают все доброе, что в нас должно произрасти. И Рабан Мавр так толкует символическое значение терния, волчцы, репейника, говоря, что они в основном негативные, они указывают на грехи, проступки человека, на гордость, на язвительность его сердца, на страх, на богатство, тоже он говорит, и на ереси, которые плодятся в человеке. Тоже один из средневековых писатель Хильдеберт из Майнс говорил, что как грешник, лишенный добрых плодов, так терн, лишенный цветов. Я точно не знаю тернии цветут или нет, но плоды у них бывают, такие ягоды, но возможно они появляются сразу без цветения, может есть цветы, но сравнение таково: как грешник, лишенный добрых плодов, так терний, лишенный цветов. Алан Лильский тоже говорит, что ослабленный разум, как терн, склоняющийся к земным вещам, вместо того, чтобы тянуться ввысь… как позвоночник. Здесь игра слов, потому что по латыни позвоночник spinadorso, а spina — шип терния. И говорит, вместо, того чтобы быть прямым как позвоночник, который помогает человеку ходить прямо и достойно, ослабленный разум, который действует в человеке, он производит действия терновника, т.е. стелится по земле, путается между собою, но никак не восходит вверх, ввысь, к Богу. И Григорий I Папа говорит, что терний — это всякий грех, не только глупость и лень, но это всякий грех, ибо когда он дает наслаждение, то это как бы укол шипа, который ранит и терзает наш разум. Так что терний символизирует вообще земные заботы и очень часто легко вспыхивающие терновые ветки сравнивают с адским пламенем.

И самое большое препятствие к обращения к Богу — гордость. Поэтому тернии также символизируют гордость, и вот святой Бруно картузианец, он написал такие слова: «Могу сказать, что я обратился, ибо сломался во мне шип гордости», он сравнивает здесь терний с шипом гордости, который есть в человеке.

В этом смысле та корона, которую принимает Христос — это корона, состоящая из наших грехов, проступков и слабостей. Божья Матерь передала Ему человеческую природу, мы же коронуем Его нашими грехами.

о. Андрей Буко, OFMConv

Теперь вернемся к тексту Евангелия от Иоанна:

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Другом Кесаря назывался любой поместный правитель. Иудеи ловко прижали Пилата к стене, манипулируя претензией Христа на провозглашение себя Царем. И здесь происходит, наверно, самый страшный и драматический момент в истории. В час шестой – двенадцать часов дня, в Библии время богоявления, самой большой ясности, Пилат провозглашает – «се Царь ваш!», а в ответ Иудеи, народ избранный, единственным царем которого мог быть только Бог, отвечают: «нет у нас царя, кроме кесаря». Как полное отречение от Бога.

Здесь хочу прочитать вам отрывок из Ветхого Завета. Давайте откроем Книгу Судей, 9 глава 7-15 стих. Напомню события, которые там происходили. Был судья Гедеон, его правлением народ был доволен. У него было много детей и народ решил назначить новым властителем его потомка, якобы должна была появится новая династия. Хотя судей в Ветхом Завете, как помните, избирал Сам Бог, Он поставлял Сам судью. Жители одного города что сделали? Чтобы им было выгодно — они решили короновать сына Гедеона и его наложницы, Авимелеха, он им это предложил и обещал за это им привилегированное место среди всего народа. Но потребовал расправится с остальными сыновьями. И жители этого города уничтожили, как сказано, 70 сыновей Гедеона, просто вырезали. И уцелел один младший Иофам и он затем приходит к жителям этого города и произносит такую притчу:

Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!

Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.

Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.

Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.

Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?

Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.

Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские.

Интересная притча, она неоднозначная, если брать ее отдельно от контекста. Смотрите, как она перекликается с коронованием Христа и терновым венцом, тот же терн и то же царствование. Тоже отвержение избрания Божия ради своей выгоды.

Терний тоже употреблялся в Писании в значении ироническом, я по-моему говорил. Есть в Книге Царств такие слова, что один царь посылает другому царю письмо, когда хотел выдать замуж за его сына свою дочь, просил руки и в ответ на это царь посылает такие слова: «Терн Ливанский написал кедру того же Ливана», т.е. давай поженим своих детей. Иронизируя, говоря, что я кедр, а ты всего лишь терновник. Здесь конечно в этой притче терний символизирует неправедно истребившего всех сыновей своего отца Авимелеха.

Однако неслучайно здесь именно терновник из этой притчи царствует над деревами. И конечно, неправедный человек может стать опасностью для своего народа. Может принести огонь, который уничтожит весь лес. Но если вы действительно хотите истинного царствования, тогда приходите и покойтесь под моей тенью. Терний может дать тень, умиротворение и успокоение… Каким образом? Пойдем немного дальше в наших размышлениях.

Есть одна польская песня, не знаю, может она и переведена на русский язык, великопостная песня, в которой поется: «Народ, что сделал Я тебе?» И там много куплетов, сравнивающих то, как Бог относился к человеку и последняя строчка всегда говорит о том, как человек отплатил за это Богу. Там есть такие слова:

Народ мой, народ, что сделал Я тебе?

Тебя кормил Я роскошью манны,

а ты заплатил Мне битьем по ланитам,

Народ мой, народ, что сделал Я тебе?

Я сделал что были побиты цари ханаанские,

а ты бил Меня тростью по голове.

Народ мой, народ, что сделал Я тебе?

Я дал тебе скипетр и доверил его Иуде,

а ты насадил Мне на голову венец из терния.

Терний также в Библии является символом скорби и боли. Грех как последствия приносит страдания нашему сердцу, об этом говорит Иезекииль в 28 главе. А в германской мифологии вообще шипы терния они были символами смерти. Грех приводит к смерти, и смерть это самая страшная вещь, которая держит человека в тисках страха и страдания. Поэтому волчцы, репейник были противопоставлением жизни, это символ грехов, суровости Христовых страданий.

sarcopoterium-spinosum

Вот изображение терния, из которого, как предполагают, сплели Христу терновый венец, это растение, которое цветет маленькими веточками и из которого появляются маленькие ягодки. И даже с этих цветочков маленьких, красных, пчелы собирают мед. И поэтому тернии, несмотря на то, что они символ печали и греха, человеческих страданий, как цветок, посещаемый пчелой, он тоже становится символом надежды и воскресения. Пчела что дает? Мед. А мед — это обетование Божие на будущую вечную жизнь, поведет нас туда, где молоко и мед. Поэтому тернии становятся символом надежды и воскресения. И Максим Исповедник пишет такие слова: «Во Христе не было шипа, греха, который превратился в цветок. Он сам был цветком, произросшим не из терна, а из Девы. Сначала она произросла из отросли пня Иесеева, а затем из нее произрос цветок. Мария была отрослью буйно зеленеющей нежной, которая в своем теле зацвела цветком-Христом». Христос — как цветок, к которому слетаются пчелы, который дает нам надежду на будущую жизнь, на воскресение. Тоже Адам Сенвикторский в гимне на Воскресение писал такие слова: «Радуйся, Матерь Слова, цветок из терния, шипов не имеющий цветок из терния, Тебе слава! Мы тернии, мы грешники, шипами мы изранены, Ты же шипа не познала».

И теперь хочу еще один фрагмент, чтобы мы с вами почитали. Давайте откроем Книгу Исход 3 глава. Помните, этот момент откровения Моисею Бога на горе Мориа, где он увидел Неопалимую Купину:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Видите, Бог удивительным образом опять является из тернового куста и куст горит и не сгорает. Терний горит быстро и сгорает моментально, но этот терновый куст не сгорает, тем более, именно такое знамение поразило Моисея. Не случайно Бог говорит с человеком из среды тернового куста. Я сказал, что тернии это символ человеческого греха, страдания и скорби, которые он ощущает на опыте своей жизни. И Бог хочет говорить с человеком именно из среды, середины этих его страданий, т.е. находясь внутри этого человеческого опыта. Дальше текст продолжает:

Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его,

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед..

Есть 90 псалом, где Бог говорит «Я буду ограждать тебя, пошлю ангела Моего», и в конце есть такие слова:

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

И в этом смысле тернии, репейники нашей жизни рождают благотворное явление — они рождают в нас смирение.

Колючие цветы, либо растения часто причисляют тоже к средствам апотропеическим т.е. те, которые использовали против заклинателей, против злых демонов и злых духов, демонических сил. Особенно популярен в этом смысле был репейник. Поэтому есть еще одно его название, которым он так и называется — чертополох. Тот, который заставляет боятся, пугаться убегать самих демонов. И что удивительно, именно это растение, этот репейник, было пищей для неприхотливых ослов. Я удивился, когда узнал, что эту колючку вообще кто-то ест. Конечно верблюд ест верблюжьи колючки. Верблюжью колючку не видел, но репейник видел, знаю, какой он колючий. Как это животное может смирено им питаться? Потому что оно простое и неприхотливое. «Ослиный репейник», по-немецки. В этом контексте это растение означает смирение. Поэтому Христос, Которого воины, сами того не зная, коронуют именно таким венцом, такой короной, на самом деле еще раз до глубины подчеркивают, что он Царь, принявший на себя это мистическое венчание со Своим государством, со Своей церковью, с людьми грешными, слабыми. Но через это принимает на Себя боль и страдания Своего народа, и через это Он может привести к славе Воскресения. Для палачей, конечно, терновый венец был знаком издевательства, но именно это и являлось знаком царственности Христа, которым Бог захотел Его венчать.

Есть еще средневековое поэтическое произведение в честь тернового венца, в нем говорится так:

*

Шип Цветок короновал,

хотя Цветок тот шип к бытию призвал.

Цветок тот — сын Марии.

Цветок цветков шип тот колет,

но куст шипов Цветок смягчает

елеем милосердия.

Жизни плод тот шип изранил,

Узник жизни помогает,

Плод благодатью оживает.

(Перевод с латинскогоо. Андрей Буко OFMConv)

В средневековье очень любили эти сравнения, очень красивые сравнения, эти противопоставления. Христа всегда с большой любовью называли цветком, Марию — розой. И принимали в смирении свое состояние, себя не стеснялись называть шипом. Но тем более видели, как расцветает Христос во всей красоте среди Своего смирения. Духовный взор способен увидеть вот в таком уничиженном человеке Царя, Мессию. И только слепой взор глупцов может лишь принять это как издевательство и насмешку. Но за все свои уничижения и страдания Христос получил Свою награду и истинное царство. Если откроем Книгу Откровение, 19 главу, стихи с 1 по 16:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие «.

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Видите, образ далек от униженного. Первый раз Иисус пришел смиренным рабом. Здесь он уже пришел не на осле, а на коне. И на голове Его много диадем. Если посмотреть книгу Откровения диадемой или венцом там венчаются не только положительные персонажи старцы, которые вокруг трона Божия, избранные. Венцами венчаются и звери, и блудница, и цари века сего. Но только здесь о Христе сказано, что на голове Его много диадем. В том смысле, что Бог превосходит по всем своим качествам человека, властителя, правителя, у него много качеств — Всемогущий, Всесильный, Всеславный, Всевидящий. И один интересный факт. Если перевести с латыни венец stefanos, и не случайно такое имя имел первый мученик Стефан. его имя означает венец, награда. И как никто другой он был подобен Христу, особенно в момент своей кончины, смерти. Душа, которая прилепилась ко Христу и во всем желала исполнить Его волю, она отождествляется со Христом, она уподобляется Ему. Стефан молится о своих убийцах: «Господи! не вмени им греха сего»(Деяния, 7:60), и за это получает ту же награду, что и Христос: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния, 7:56). Сказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр., 3:21).

И в заключении хочу показать вам другое растение, знаете, что это за цветок?

passiflora-caerulea

Очень интересный любопытный цветок, называется Passiflora, от слова passio — страсти, страдания и flora цветок, цветок страданий. Заметили его иезуиты в Южной Америке, они затем перевезли его в Европу. Очень нежные листья у него пятипалые, как рука. Почему он назван цветком Страстей Христовых? За свой вид. Потому что считают, что 10 лепестков — это символ 10 учеников, которые не отреклись от Христа, без Иуды и без Петра. Затем есть в нем пестик столб, как символ того столба, у которого бичевали Христа. Есть венец, который символизирует терновый венец. И есть 5 тычинок, которые символизируют 5 ран Христовых. И три гвоздя на пестике, которыми был распят Христос. Т.о. иезуиты евангелизировали народ, видя, что сама природа говорит им о Страстях Христовых, т. е. у самой природы лежит отпечаток знания Страстей Христовых. Бог запечатлел в цветке Свои страдания. Эти цветы бывают разного цвета, фиолетовый, красный, абсолютно разных цветов.

crocifisso_702

Это Распятие хранится в церкви Святого Дамиана в Ассизи в натуральную величину. Когда находишься рядом удивительное ощущение Христос как живой. В Средневековье любили изображать натурально израненное тело Христа. Такое ощущение, что оно прямо говорит с тобой.

Приглашаю вас продолжить размышлять над Страстями Христовыми.

Истинная интронизация совершается в смирении, Христос принял поругание, чтобы показать нам, что ни одна наша неудача, ни одна наша скорбь, которая где-то нас внутри гложет, она не в минус нам, не в проигрыш. Наоборот, в них наша сила, потому что она рождает в сердце смирение, если только обращаемся к Богу с постоянством. И в этом мы подобны Христу. А кто подобен Христу, тот получает Его награду. Этим утешайтесь.

*

Благодарим о. Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материала

Добавить комментарий