Вторники у францисканцев

20 сентября в 20.00 лекция

«СВЯТОЙ ФРАНЦИСК И ОТЦЫ ПУСТЫНИ»

Бр. Эмануэле Римоли и о. Вильгельма Спирито,

авторов книги «Какого Христа искать в пустыне? Францисканцы спрашивают у Отцов Пустыни»

О. Андрей Буко OFMConv: Я не умею представлять, но попробую, поскольку для вас в последние время люди совсем новые – отец Вильгельм и брат Эммануэль они приехали к нам из Италии. Брат Эммануэль здесь уже полтора месяца, он изучает русский язык, очень интересуется Достоевским, одна из работ посвящена этому писателю. И сейчас он пишет докторат, а его профессором является отец Вильгельм, который преподает в богословском институте города Ассизи. Этот институт является филиалом Латеранского университета в Риме. На факультете, я так понял, святого Бонавентуры, он преподает и естественно большей специалист во францисканской духовности. Поэтому они вместе написали одну книгу, которая так и называется «Какого Христа мы ищем в пустыне?», где сравнивают наследие святого Франциска, жизнь святого Франциска и наследие отцов пустыни. И я их попросил эту тему нам представить, рассказать немножко об этом. Всё, теперь слово им. Вы уж простите, буду переводить, наши братья владеют русским языком, но стесняются.

fr_vilgelmО. Вильгельм Спирито OFMConv: (Отец Андрей переводит) Лучше экзотически по-итальянски с переводом. Извините, что мы не используем русский язык, потому что мы не можем сказать, что мы хотели бы сказать, поэтому лучше с переводом.

Когда мы говорим о пустыни могут появляться в нашем воображении разные представления этого, типа пустыни из песка и очень жаркой, либо пустыни как тундры. На самом деле очень много различных видов, вариантов пустыни в мире. И если не считать пингвинов в Антарктиде, то Антарктида тоже является пустыней. Но есть другая часть пустыни, которая очень часто находится в больших метрополиях. Полная изоляция, полное одиночество, изоляция людей, даже если они живут среди миллионов других подобных себе. И чем богаче, обеспеченнее нация, тем одиночество все более возрастает, как форма отчаяния, страха, потерянности. Все эти вещи они включены в пустыню. Это не только Сахара и бедуины, которые по ней ходят, слушание музыки этнического племени и кушание вечером мяса жареного верблюда, это романтическое представление о пустыне. Но кто живет в пустыне, либо проходит через пустыню, не имеет никого романтического ощущения этой пустыни. В духовной жизни происходит как раз похожим образом, потому что всё, что действительно в повседневной жизни — в духовной жизни действительно даже еще больше.

Брат ЭмануэлеБр. Эмануэле Римоли OFMConv: Есть пустыня желаемая и не желаемая. Человек, который хотел бы жить с кем-то, но живет один, он переживает пустыню, страдает от ощущения пустыни. Если кто-то потеряется зимой в Арктике и единственные его друзья это волки или медведи, тот хочет или не хочет, он переживает пустыню. В духовном смысле всё очень похоже. Внутри нас мы имеем пространство хорошего одиночества, положительного. У нас есть потребность и желание таких моментов нашей жизни, где мы пребываем одни, без никого, и мы в них нуждаемся. И эти моменты могут быть очень как бы оживляющими, освежающими нашу жизнь. Либо когда мы погружаемся в тишину и молчание, изнутри нас могут начинать вылезать различные чудовища. Это мы видим во всей истории человечества. В конце концов, также в жизни Иисуса во время Его сорокадневного поста в пустыне, потому что именно там собираются все самые опасные искушения. Обычно так бывает, что всё, что мы видим в жизни Иисуса, почти всегда, даже всегда, происходит в нас самих. И не потому, что если Иисус идет в пустыню такую, где песок, удаляется в эту пустыню, а в нашей жизни не может случиться ничего подобного. Но именно потому, что, как говорит ваш соотечественник, а мой любимый автор Федор Михайлович Достоевский, потому, что внутреннее пространство сердца человека это поле, оно настолько широкое и пространное как пустыня, но это пространство как раз является местом, где во имя красоты борются дьявол с Богом (красота ужасная и «таинственная вещь, тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое»). Но во имя красоты, не той, которая внешняя, как привлекательное лицо, а во имя той красоты, которая является пространством, тем райским садом, куда был помещен Адам, и где он обитал вместе с Богом, общался с Богом, прогуливался с Богом. Именно эту борьбу Бога и дьявола Достоевский по-своему рассказывает в своем романе «Братья Карамазовы» с помощью легенды о Великом Инквизиторе. Самая прекрасная вещь в легенде то, что Великий Инквизитор, т.е. дьявол, он не ужасен и у него нет рогов, хвоста, и он не смердит. Но этот как раз-таки монах, ставший кардиналом, который в начале своего монашеского пути удалился в пустыню, там молился, но затем, приняв кардинальский сан, стал опекать, заботиться о вере людей. Т.е. это тот, кто знает хорошо веру в Христа и сердца людей, т.е. заботится о людях. И поэтому он тот, кто при встрече со Христом предлагает Ему три вопроса, которые задавались Христу в Евангелии. Т.е. первое – претвори камни в хлеб, второе – поклонись мне, и третье – сбросься вниз с крыши храма. Что значит — используй Свою силу, чтобы забрать у людей свободу. Поклонись мне, чтобы люди признали твою власть, потому что они хотят только того, чтобы кто-то отдавал им приказы. И третье, которое хуже всего – бросься с крыши храма и тогда увидишь, что Твой отец вовсе не Бог. И на самом деле весь роман повествует нам о преступнике, который убил своего отца.

О. Вильгельм Спирито OFMConv: Эта динамика, которая рассказана, т.е. повествуется в этом романе, присутствует во всей истории церкви. Потому что истиной является то, что человек как личность, либо как собирательное понятие всегда испытывает, получает предложение этих искушений. Мы уже не в райском саду, всё нам стоит очень трудно, тяжело, дорого. И всё побуждает нас постоянно сомневаться, т.е. быть недоверчивыми, что невозможно быть счастливым. И этот внутренний голос уничтожает всё, уничтожает наше существование и отношения между нами. Первые христиане не слушали этих внушений этих предложений, поэтому они начали очень быстро менять мир. Но когда во второй половине III века очень многие слишком легко стали христианами, к этим голосам, предложениям начали прислушиваться и стали пользоваться силой, чтобы упорядочить всё и обрести благополучие. Сотни мужчин и женщин уходят в пустыню в Сирии, в Египте, в Турции. Они туда уходят потому, что хотят там противостоять этим голосам, почувствовать, обличить ложь этих предложений. Они хотят удалиться в какое-то чистое место, как им кажется, где чистый воздух, чтобы очистить свое сердце от ядовитого дыма этих предложений. Т.е. предпочитают удалиться в пустыню, вести там войну, чем оставаться в городе с остальными людьми. То, что говорил святой Серафим Саровский, если один обретает внутреннее умиротворение, умиротворение сердца, тысячи спасаются вокруг него («Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»).

Именно поэтому святой Франциск, когда Христос его останавливает, он удаляется, чтобы углубиться, изучать изречения отцов пустыни, чтобы научиться у них очищению сердца. Франциск живет 700 лет после отцов пустыни совсем в другом контексте историческом, как и серафим Саровский, который жил еще в другом контексте, чем Франциск. Как и Великий Инквизитор, который жил в империалистической Испании XVII века. Т.е. любой момент в истории, в любое время, у нас есть возможность удалиться в одиночество ради любви ко Христу, чтобы обличить ложь этих предложений. Тоже чтобы подтвердить, что блаженство Христа, Его обещания, они истинны.

Бр. Эмануэле Римоли OFMConv: Истинность того, о чем мы сейчас говорим, заметна, если мы начнем анализировать вот этих персонажей книги. Например, в книге Второзакония Моисей говорит народу: будь бдителен и смотри, что ты делаешь. Святой Василий Великий пишет своим братьям-монахам маленькую книгу, письмо, послание, в котором как раз комментирует этот стих Священного Писания. 1400 лет после, святой Амвросий Оптинский своим братьям-монахам говорит: бодрствуй, будь внимателен и примирись с тем, что ты самый большой грешник на земле. Святой Амвросий Оптинский сказал это Достоевскому, но не знал святого Франциска, а святой Франциск, знаете, говорил то же самое о себе самом. Т.е. если что-то истинно, оно постоянно, оно есть всегда. И если истинна и действительна борьба Бога и дьявола в сердце человека, то значит действительны и все обещания блаженства, которые Христос обещает и дарует победившему. И знак истинности этих слов – все святые и мученики, например, те мученики, которых мы вспоминали на литургии сегодня.

О. Вильгельм Спирито OFMConv: Т.е. переводя на наш язык, плоды этого – радость, умиротворение, внутреннее спокойствие – это плоды, которые одинаковы всегда. Т.е. они видны как в учениках Христовых, так и в мучениках, отцах пустыни, в учениках святого Франциска, так и в Алеше Карамазове и в старце Зосиме. Т.е. наше сердце истинно и всё то, что интуитивно подсказывает наше сердце, ведет к радости, умиротворению, они от Христа. А как раз-таки то, что обвиняет постоянно наше сердце, отяжеляет его, затемняет, замутняет – эти все вещи происходит от дьявола. Т.е. у нас в жизни нет времени скучать, постоянно мы находимся в состоянии как бы отрывка фильма, когда нам постоянно предлагаются предложения, чтобы мы выбирали между добром и злом. И мы в состоянии выбрать наш «хэпи-энд».

Бр. Эмануэле Римоли OFMConv: И это не только моральный выбор между хорошим и плохим, но это также выбор быть живым, либо полумертвым. Т.е. альтернатива либо вот «Записки из мертвого дома», либо Алеша Карамазов, который играет с детьми в конце романа, как в раю. Это не морально, когда Великий Инквизитор, давая хлеб людям, играет с ними как марионетками. И совсем по-другому действует Христос, Который дает людям свободу.

О. Вильгельм Спирито OFMConv: Свобода стоит дорого, потому что она стоит усилий. Потому что мы полны разных капризов и миражей. Мы хотим всё, сразу же и без особых усилий, а так не действует. Потому что, чтобы научится жить в полноте, надо научиться быть в полноте человеком. И единственный пример жизни в полноте, в человечности, быть самими собой – это Сам Иисус Христос. Потому что у него были прекрасные отношения со совей семьей, со своими друзьями, со своими учениками, даже если Его изгнали, ему нравилось кушать и пить, что не нужно забывать. Кто читал Толкиена, хоббиты тоже любили есть и пить, или итальянской аспект, они тоже любит говорить о пище. Всё, что касается человека, и всё, что делает человека более подлинным, истинным, светящимся – происходит от Христа. И вся сущность христианской жизни – это стать как можно более человечным, человеческим. И именно поэтому становимся христианами. И поэтому мы как францисканцы такие несерьезные. Мы потому можем быть постоянно радостными, потому что мы верим, что всё, что сказал Иисус Христос это истина, это действительно. Даже если жизнь противоречит этому, т.е. идет против нас. Даже если есть кошмары, искушения, и даже если мы теряемся. Потому что тот, кто теряет, тот обретает, как говорит молитва святого Франциска. И такая душа в полноте христианская, в полноте человеческая, в полноте францисканская – это святая мать Тереза из Калькутты.

***

Благодарим отца Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материала

Полную аудиозапись этой лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00.

Добавить комментарий