Вторник 11 мая

Игумен Вениамин Новик

ВОСКРЕСЕНИЕ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ

Иг. Вениамин (Новик): Воскресение Христово – как это понимается в русской религиозной философии. Я не претендую на полный обзор, на эту тему можно диссертации писать, но постараюсь сказать что-то такое самое интересное и самое важное. <>

Это чудо, причем, самое большое чудо, которое происходило в человеческой истории и оно по своей метафизической значимости – это, я бы сказал, главное событие мировой истории. <…> Христос воскрес первым из мертвых, побеждена смерть.

vn_2sm

Я напомню, что вопрос о смерти – это главный вопрос вообще-то и нашей жизни, и всех людей мыслящих. И если бы не было смерти, то наверное не было бы даже, можно предположить, и религий. Потому что любая религия решает только один самый главный вопрос – это вопрос о преодолении смерти. Сейчас эту тему как-то заболтали, как-то все вроде привыкли, все заболтано. Ну, помрешь и помрешь, все помирают, листочки опадают к зиме. И как листочки, все помирают, не переживай, мол, до тебя миллионы померли, так что ничего нового нет. Некоторые в гробу лежат уже такие с румяными щечками, подрумяненные, все хорошо, актеров встречают аплодисментами, как вы знаете, когда их выносят после отпевания. Т.е эту тему так заболтали, что она вроде как бы перестала быть самой главной. Это странно, да. А если мы поговорим с каким-нибудь обывателем молодым, особливо молодым, он скажет: «А в чем проблема? Не парься, вообще не думай об этом, живи полной жизнью». Как сказал Эпикур «пока мы есть – смерти нет, а когда смерть есть – то нас нет», мы с ней даже и не встречаемся нигде, поэтому «не боись», что называется.

Но мы все-таки встречаемся в нашей жизни со смертью, мы переживаем смерть и наших родных и близких, смерть домашних животных порой тяжело переживаем. Ну вот Бердяев, поскольку мы говорим о русской религиозной философии, вот как говорит Бердяев в этой замечательной книжке «О назначении человека». Лучше всего о смерти, о вечности и о бессмертии, ярче всего в русской философии, на мой взгляд, пишет Бердяев. <…> Не случайно я взял это книжку, несколько цитат из нее приведу. Начнем с простого. Вот Бердяев пишет, как умирает его кот. Его даже высмеивали, что вот, мол, чем занимается там, в Париже – в России народ миллионами гибнет, а он над котом слезы льет. Вот что он пишет:

«Умер мой любимый кот. Скажут, что эта смерть не трагична, потому что животное не имеет личности. Этот аргумент для меня, пережившего глубокую печаль, не имеет значения по разным основаниям. Животное, в котором обнаружены большие качества красоты, ума, нежности, очарования, имеет яркую индивидуальность, неповторимую, единственную в своем роде. Это не есть личность в человеческом смысле…»

(о.Вениаминкомментирует): Многие говорят так, в чем основное различие между душой или духом? В том, что дух свободен и духа у животных нет, у них есть душа, а душа она свободы не знает, это явление, скорее, природное. Поэтому тут еще немножко и мы договоримся до фразы Декарта, что животные – это такие роботы, которые управляются инстинктами, поэтому жалеть их не надо.

«…Самое же главное то, что моя большая любовь к моему коту требует, как и всякая любовь…»

А вот это уже важный момент!

«…требует, как и всякая любовь, бессмертия, вечности. Я не могу мыслить Царства Божьего без моего Мури. Речь идет о моем совершенно личном отношении, и для меня, может быть, очень трагична смерть существа, которому отказывают в праве считаться личностью. Меня всегда возмущала теория Декарта о том, что животное не имеет души и является механизмом, эта теория казалась мне глупой. И я от этого уже никогда не мог любить Декарта. Но меня возмущает и отрицание возможности бессмертия для животных. Иду дальше. И смерть дерева, которое я любил и которым я любовался, для меня может быть трагической, и моя духовная сила может быть направлена к его воскресению».

(Н.А. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»)

Вот темой бессмертия для животных занимались и С.С. Льюис и даже, мне кажется, у Честертона кое-что есть. И все они сошлись на одном – что это тоже тайна, кто такие животные мы толком не знаем по-настоящему, есть там свобода, нет там свободы, особенно они думать не способны по-настоящему – мы этого не знаем. Но обычно говорят, у них есть зачатки всего <>

Воскресение Христово – тут все русские философы единодушны – Воскресение Христово имеет космологическое значение, изменились законы бытия. Отныне смерть не тупик, а дверь в Царство Небесное, вечную жизнь.

Полную аудиозапись лекции можно послушать в библиотеке монастыря Св. Антония Чудотворца в рабочие часы библиотеки: на буднях с 10.00 до 18.00. Библиотекарь Наталья

Фотография брата Алексея Косенко

*

o_naznКнига, которую о.Вениамин рекомендовал для чтения:

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

Добавить комментарий