«Блудный Сын — Милосердный Отец»

20 – 22 апреля 2012 в Монастыре Св. Антония Чудотворца прошли Духовные Упражнения «Блудный Сын — Милосердный Отец» (Лк 15, 11-32), которые провел о. Петр Корнелюк OFM Conv. – настоятель Прихода св. Георгия Великомученика и св. Франциска Ассизского в Калуге

О. Петр

1 конференция – 20 апреля

Тема: Блудный сын – Милосердный отец! (Лк 15. 1-32)

Блудный Сын

Каждый человек, каждый из нас, нуждается в доме, в Родине в земле, где бы он почувствовал, что его корни живы.

«Спастись» или «Быть спасенным» — означает быть дома. Не быть самому себе чужим, не быть для себя изгнанником. Услышать голос: «Ты сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» Мк 1.11.

Этот голос, Который призывает нас к жизни, этот голос, Который создал первого человека и дал ему свободу; Это голос Любви, Который дает нам силы для Любви, жертвуя своей жизнью. Это тот Голос, который услышал Иисус в стране Иорданской и который должен услышать в своей душе каждый из нас.

Младший сын покидает свой дом

Итак младший сын требует от отца причитающуюся ему часть наследства так как решил порвать всяческие контакты с семьей. Это нечто необычное, так как в контексте культурном времени Иисуса, это было просто абсурдом, чем-то невозможным.

Сын не имел права требовать наследства при жизни отца. Сам этот жест «поступок», который совершает младший сын, является знаком того, что он не хочет принадлежать этой семье. Его манит счастье, которое по понятиям младшего сына является чем-то материальным: деньги, слава, уход из дома – т.е. мнимая свобода.

Иногда мы ищем кротчайший путь для достижения счастья. Мы ведем себя, как на рынке: быстро, дешево…

Но обещания и Благодать Бога, как семечко, а мы являемся и полем и земледельцем, терпеливо ожидая всходы семечки, созревания плода.

Осознанно и свободно младший сын решает порвать всякие отношения со своими близкими, с отцом, братом, идя в поисках счастья.

Он обращается к своему отцу безапелляционно, требуя части наследства: «Отче! дай мне следующую мне часть имения» Можно и с пониманием посмотреть на младшего сына.

Он требует того, что ему положено. Наследство, причитающиеся младшему сыну, является подарком, даром. Как известно за подарки принято благодарить, а со стороны младшего сына этой благодарности нет. Стоит задать себе вопрос? А способен ли я благодарить Господа Бога за дар жизни, за те несметные богатства, которые я от него получаю: способности, знания, воспитания… Умею ли я ими делиться или использую их для собственного блага. Рассматриваю ли я их, как евангельские таланты, которые нужно приумножать, чтобы принести плоды (или еще больше талантов)

Все-таки возвращаемся к наследству, о котором просит младший сын. «Наследству» — корень «След», «на», а значит, что это нечто накладывается на след (движение). Идти, как бы накладываясь уже на что-то следующее.

Рассмотрим также культурный контекст этой притчи. В книге «Возвращение блудного сына» говориться, что ни в одной культуре востока нет такого в принципе, чтобы при жизни родителя, ребенок пришел и просил наследства. Это невозможно. Иначе это истолковывается, что ребенок желает смерти своему отцу.

В традиционных культурах: Наследство – это одновременно средства к существованию родителей. Если требуешь наследства – лишаешь родителей средств к существованию.

Этот поступок, рассматривается, как бунт против отца, отказ от дома, от семьи, от достоинства называться и быть сыном.

Можно провести параллель между блудным сыном и Адамом и Евой. Они добровольно отвергают связь с отцом, связь с Богом!

Уйти из отцовского дома, значит отказаться от его опеки, поддержки, от той безопасности, которая гарантирована в своем доме. Отказаться от Любви Того, Кто безгранично нас ею одаривает, то есть Бог! Стать для себя Богом. Я могу всё… У меня есть деньги, билет в одну сторону, друзья, которые ждут там далеко и уже призрачно вижу их улыбающиеся лица, неоновые рекламы – бесстыдно, рекламируя распущенность и развязанность. Я лечу сломя голову «сжигая за собой мосты», так как не допускаю мысли возвращения домой. Мир манит!

Самое ужасное, когда человек оставляет веру в Бога, предпочитая веру в человека. «Без Бога не до порога» — гласит старая поговорка. Уважение и любовь, с которыми Бог обращается к нам, порой вызвает в нас возражения и бунт против Него самого. Возникает масса вопросов: Почему? Как? Зачем? Бог подарил нам часть Своего имения. Если мы живем в доме Отца, как дети, а не как рабы, тогда Отец не может насильно удерживать нас в Своем доме.

2 конференция – 21 апреля

Дальняя страна Лк 15.13

Свободно и обдуманно младший сын отправляется в дальние страны. Можно сказать, что уходит как можно дальше, чтобы не иметь ни чего общего с семьей, в которой родился, вырос, воспитывался.

После освобождения от всякого рода запретов, нравственности и не только, которые в отношениях о отцом, братом и с окружением требовали от него определенного поведения, в конце концов обретает возможность жить в распутстве, это значит в свободе от всяческих связей, законов, условий, запретов, а также раздавая бестолково всё, что получил в наследство.

Убежал из дома отца, убежал, как можно дальше в далекую страну.

Место наиболее далеко, расположенное является одновременно и местом не чистым, не безопасным. Лес – болото (можно погрязнуть и утонуть)

Если в центре поместить некий идеал, отдаляясь от центра, мы удаляемся от нашего идеала и попадаем в мир, который отличается от идеала, мир полный тем, что нас отдаляет от Бога: Мир, в котором хаос, нечистота…

Образ свиней, которых пас младший сын соответствует описанию той ситуации, в которой оказался младший сын, того места, которое отдалено от центра. К этому месту направился наш герой и задержался в нем.

Он добирается до границы «своего существования», на что указывает «Сильный голод».

А что же на самом деле происходит в том месте, наиболее отдаленном от середины. Сын думал, что найдет себе место в как можно более отдаленном месте, полном беззаботности, веселья. Но оказалось совсем наоборот. Он оказался в нужде. Наш блудный сын стал рабом и пастухом свиней. Не напрасно Иисус выбрал этих животных, чтобы показать положение сына. В еврейском понимании свиньи – это не чистоплотное животное. Он стал пастухом свиней, то есть рабом низших форм человеческого существования. Так он потерял свое достоинство сына. И он старается заменить эту потерю, питаясь рожками, которые ели свиньи. Но так как он оставался сыном по своей сути, можно ли поменять свое достоинство на пищу для свиней? Невозможно! Поэтому Иисус говорит, что «ни кто не давал ему»

В стихе 17 читаем: «Пришед же в себя сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а умираю от голода!» Это возвращение к себе самому, благодаря близости – парадоксальной в своем отдалении – Того, Который «ему близок. Больше чем он сам себе». «св. Августин»

Пример: когда мы идем по жизни

Момент, когда, казалось бы, мы настолько далеки от Бога – пространство, отделяющее нас от Бога, весьма деликатное. Входя в себя, сын видит образ отца, как будто бы через завесу. Наконец он видит отчий дом, в котором отец является заботливым и отцом и матерью для всех. Он видит хлеб, раздаваемый отцом все досыта. Сын обращает внимание, что хлеба в отцовском доме достаточно, так как им могут насытиться еще и слуги.

Младший сын в себе находит образ отца – не экономном, так как раздает хлеб не только членам семьи, но и слугам. Возможно, сын сравнивает расточительство отца со своими поступками и приходит к выводу, что расточительство отца гарантировало рост изобилия, позволявшее насыщать не столько семью, но и слуг, то его расточительство довело его до полной нищеты, угрожая его жизни: «А я умираю от голода».

3 конференция – 21 апреля

Страдания и Бог

Вера = доверие, Страдание

Часто ищем ясных простых, и однозначных ответов на трудные вопросы и не находим их. Почему Бог допускает человеческие страдания? Ведь Бог есть Любовь! (В этот момент отцом Петром исполняется музыкальный отрывок из рок-оперы Ииисус Христос супер-звезда). В Евангелиях очень много написано о страданиях. В евангелии от Матфея о страстях Христовых «с шестого часа до девятого тьма овладела всей землей. Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 45-47)»

Всматриваясь в крест Христа, в нас рождается вопрос о присутствии и смысле страданий в нашей жизни. В последние минуты Своей жизни Иисус возопиет, как вспоминает евангилист, что Бог Его оставил, что Он (Иисус) остался совершенно Сам. Некоторые считают, что крик после проигрыша. Однако это зов Иисуса есть Молитва, которая вбирает в себя стон, боль, страдания всех людей. Это не крик поражения, но просьба о присутствии Бога.

Наибольшим счастьем человека есть и будет прибывание вблизи Бога, а несчастье – отход от Него.

Чувство оставленности Богом человека самое большое страдание человека. В этом заключается пекло, ад. Из бездны этого ада, который зарезервированный для самых Грешников, Иисус Христос взывает к Богу.

Вопрос очень трудный. На кресте распят безгрешный человек Иисус Христос! Иисус Христос солидарен со всем человечеством, которое постоянно задает вопросы типа «Боже, почему Ты оставил меня?».

Посмотрим на нашу жизнь, на все те ситуации полные боли, страдания без ответов. Болезни, которые лишают нас покоя, чувствуем себя плохо, которые причиняют нам боли и страдания, люди, которых мы любим. Мы переживаем, когда видим страдания других. Почему погибают родители в автокатастрофе, оставив сиротами маленьких детей? Почему заболел 32-й летний мужчина, страшной болезнью, рак. Ищем причину. Хотим знать почему?

В трудных ситуациях мы вспоминаем о Боге. Когда нам хорошо, Бог для нас как бы не существует, но в страдании мы обращаемся к Богу с претензиями, почему это так произошло. Ведь я этого не заслужил.

Мы хотим на все вопросы иметь ответы.

На вопрос Иисусу Христу от учеников о слепом – «кто согрешил он, или родители его, что родился слепым? Не согрешил не он, не родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9.2-3.)

Бог не дает нам однозначного ответа о страдании, наверное итак мы бы не поняли. Мы просто принимаем страдания или нет.

Иисус Христос своим зовом с Креста не отвечает нам конкретно на вопрос, почему страдаем? Но указывает, как нам поступать

Каждое страдание заканчивается неким светом, утешением, так как Иисус Христос страдает вместе с нами.

И вновь о. Петр берет в руки скрипку, чтобы исполнить для нас «Оду радости», которую сочинил для нас Бетховен, уже абсолютно потерявший слух.

Страдания мы видим и у блудного сына. Тот, кто ушел из дома, полного богатства и достатка, с полными карманами, довольный собой, возвращается опустошенный, нищий, полуживой.

Мы видим, что с тех пор, как он ушел из дома, что-то изменилось в нем самом. Путь, который он прошел, был труден и полон опасностей, страданий и отчаяния. Но он не был напрасным. Вспоминаем, как он ушел, потребовав все, что ему причитается, а теперь, возвращаясь, он признает свой грех и готов служить: «Прими меня в число наемников твоих»

Признать свой грех, выстрадать из-за него – это и есть начало спасения и примирения, а также признания собственного достоинства.

4 конференция 21 апреля

«Стою у твоей двери и стучу…»

Славомир Беле.

«Встану и пойду к отцу моему»

Лк 15-18.

Обращение

Глядя на трагедию блудного сына можно увидеть в нем самого себя. Придя же в себя, блудный сын смог признать, куда вывел его им же избранный путь. В дальней стране, когда теряет все, человек становится ни кем.

Для других он просто не существует, и его оценивают ниже свиней; он теряет все человеческие отношения. Остается одно – смерть: «Я умираю от голода»

Но прийти в себя – это уже начало спасения.

Когда увидишь внутренность своей души в полном свете, тогда и ты можешь почувствовать себя, как блудный сын, когда он уже полностью растратил состояние своего отца и мечтал о стручках из свиного корыта. Он оказался в худшей ситуации, чем свиньи, которых он пас. Потому что ни кто не давал ему, даже того, чем кормили их. Это было дно человеческой нищеты. Дно унижения. И он тогда принимает решение: «Встану и пойду к отцу моему». В этот момент начинается обращение. Он видит, что нужно что-то менять, чтобы, по крайней мере, спасти свою жизнь. То самое драгоценное, что есть у человека.

Бог хочет, чтобы мы повторяли эти слова: «Встану и пойду…», всякий раз, когда испытываем горечь собственной нищеты. Каждое болезненное открытие этой горечи, должно приводить нас к решению о возвращении.

Необходимо помнить, что отец ни на минуту не перестает нас ждать. Он постоянно стучит в твою и мою дверь. Дверь моей души, дверь подобную «Побеленным гробам» Мф 23, 27-28». Он стучит не только с правдой о побеленной гробнице нашей души, но и со своим милосердием, готовым в любой момент излиться на эту нищету.

Нужно помнить, что за судьбу души будет вестись борьба. Решение вернуться к Отцу могут подвергнуть сомнению твой собственный разум, не освященный верой, а также опыт и чувства

Разум не освещенный верой представит перед тобой новые картины твоей души нищеты, обнаруженные при очередном открытии и будет говорить о том, что к такому человеку проявление Божьей любви уже не возможно. А если бы даже и было возможно, ты не имеешь на это право.

Опыт может подсказывать, что по правде говоря, Бог до сих пор всегда принимал тебя с любовью, однако тяжесть твоего зла была тогда меньше. А теперь? Примет ли твой Отец тебя сейчас, когда ты отвратителен самому себе и тебе кажется, что ты до отказа наполнен злом.

Чувства тоже не помогут тебе довериться Божьей любви и открыться перед тем, кто настойчиво стучится. Ведь печаль разочарования, унижения, охватывающие тебя при виде собственного убожества, очень плохие советчики.

Негативные чувства порождает гордыня, которая не хочет принимать познанную нищету. Разве что появится в тебе нечто от ребенка, который пытается открыться Божьей благодати, и ты увидишь сияние света, указывающего тебе спасение.

Обратный путь – это путь, который открывает нашему герою лицо Отца. Сначала, когда человек отправляется в обратный путь, его ведут домой голод, нужда и мысли о страхе перед наказаниями упреками, которые он ждет дома. Это путь, который ведет от отрицания к признанию, от недоверия и страха к доверию и любви Бога. От представления о Боге суровом, осуждающим и карающим, к Богу милосердному. И таким путем возвращается и воскрешается наше человеческое и сыновнее достоинство.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» Мф 3-12.

5 конференция22 апреля

Милосердный отец

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15.20б).

Можно предположить, что отец каждый день с порога своего дома высматривал своего сына, устремляя взгляд к горизонтам своих владений. Он не терял надежды. Он, который и дальше доверял сыну – и в этом усматривается величие отца, который не осудил сына, не потребовал от него той части наследства, востребованной сыном, когда он ушел.

Отец, который наверняка знал, как сын поступит с наследством, не осуждал его, не упрекал его, но не переставал в него верить и был за это вознагражден.

Доверие порой рискованно, не знаем времени, способа, а также не можем устать, не переставая постоянно доверять. «Увидев его отец его и сжалился…»

Кто бы не сжалился, когда увидел бы возвращение любимого чада. Сегодня это возвращение возможно более распространено, чем когда-то. «…и побежав, пал ему на шею и целовал его»

До того, как сын раскаялся, отец уже бежал к нему навстречу и целовал его от всего сердца. Когда мы возвращаемся домой и раскаиваемся хотя бы частично, до того как мы готовы это сделать, отец уже тревожится, волнуется и устремляется к нам на встречу, он целует и обнимает нас.

Практически нам очень трудно принять для себя и для других этот образ Отца, полного Любви, без всяких условий. Именно потому, что мы поступаем наоборот, и у нас есть предлог, чтобы не любить, не прощать. Ищем для этого оправдание, недостатки в других. Их неправильные поступки, их зло, их добро, которое мы отвергаем.

Перед нами выступает прекрасный образ отца, который постоянно ожидает, вглядываясь в даль, в горизонты, чтобы проверить, убедиться, не идет ли вдруг его сын? Не теряет надежды, что тот наконец-то вернется. И все будет хорошо. Как прежде. Любовь Отца столь велика, что сын рано или поздно почувствует её. Отец сжалился, увидев сына, и не может сдержаться. Он устремляется ему навстречу, так как не может удержаться на месте. Он целовал его, осыпал его поцелуями, не желает ни чего другого, не хочет слышать ни чего другого, потому что наконец-то нашел того, которого так давно искал.

Сын успевает только повторить ту речь, которую составил в далеких странах, а отец уже торопится, чтобы праздновать ту радость, которая была вызвана возвращением сына.

Отец возвращает сыну место, которое было пустым во время его отсутствия. Это возвращение благодаря Любви Отца переносит Сына на более достойный уровень.

обувь на ноги». (Лк 15-22).

Все эти элементы являются знаком царственности, но также и знаком обращения. Всего этого было бы недостаточно, есть еще распоряжение слугам, чтобы принесли «откормленного теленка»

Ожидание отца склонило его не только к выходу во двор, вглядывание в горизонт, попытки увидеть возвращение сына, но и откормить теленка в честь сына, который рано или поздно вернется. Это начало празднования.

«Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».(Лк 15.24а).

Радость отца безмерна.

Старший сын

Появление старшего сына в конце притчи, возможно, мешает счастливому концу в рассказе Иисуса

Это появление, как оказалось, очень важное, так как Иисус эту притчу рассказывает тем, которые представляют образ старшего сына. Существует параллель между фарисеями и старшим сыном. Фарисеи говорят об Иисусе «Тот человек принимает грешников и ест с ними. И старший сын говорит о своем брате: «А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами…..».

Презрение, враждебность, неприятие другого, одинаково в устах и фарисеев и старшего сына; у тех людей, которые считаются порядочными, религиозными, образованными.

Возвращение младшего сына является чем-то, что произошло в тайне отношений между отцом и сыном. Бывшим далеко, потерянным и найденным, вновь обретенным.

Старший сын, вынужден принять решение, чью сторону занять. Наверное, он человек, который привык жить в покое, согласно законам и правилам. Жить в рутине, сейчас вынужден выйти из своего гнездышка, так как в доме произошло нечто. И это нечто является поводом к радости. Которое, возможно, на сей момент чуждо старшему сыну.

Нервно спрашивая, что произошло в доме, он сердился. Во все притче о младшем брате до этого момента о нем вовсе забыто. Для него брат просто перестал существовать. Может быть ему трудно привыкнуть, что младший брат покинул отчий дом, но со временем смирился с этим. «Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.» (Лк 15-28).

Рабское послушание, долг, который отягощает и приводит к рабству, мешает ему участвовать в празднике. Щедрость отца, подчеркивает подлость старшего сына, его тайную зависть, когда он завидует грешнику, который осмелился сделать то, на что он не решился, но, наверное, очень хотел. «А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами….» (Лк 15-30)

И вот ответ отца, деликатный, полный нежности и любви. Он не осуждает, не раздражается на него, но пытается просто его убедить. «Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое»» (Лк 15-32) Называет его сын мой, что является определением, – «любимейший сын». Отец не говорит в прошедшем времени. Не был, но ты ВСЕГДА со мною, и все моё – твоё. Ни чего у тебя не отнимается.

Эта притча о блудном сыне представляет нам образ блудного сына, как универсальный образ, при помощи которого Иисус учит нас правильно понимать нашу жизнь и наши грехи в свете Милосердия Божьего.

Духовные упражнения с о. Петром

Реколлекции

Группа

Духовные упражнения с о. Петром

Духовные упражнения с о. Петром

Добавить комментарий