Духовные упражнения с о. Николаем

17-19 мая 2013 г. прошли реколлекции «Молитва в Церкви и с Церковью» под руководством о. Николая Дубинина OFMConv.

Послушать аудиозаписи

1-я конференция

2-я конференция

3-я конференция

4-я конференция

5-я конференция

О. Николай

«Молитва в Церкви и с Церковью»

Фрагмент конференции первого дня

<…>

Есть три основные уровня молитвы. Первый – келейная молитва, это уровень индивидуальный, моя молитва, закройся в свой комнате, тихо проси в тишине, в одиночестве. Второй уровень – это молитва семейная, когда собираются самыми близкими людьми. И есть молитва общинная, молитва церковная.

<…>

Как обстоит дело с тем, что вы чувствуете, как вы себя чувствуете в ситуации молитвы в Церкви и с Церковью? Насколько вы ощущаете себя внутри Церкви, насколько, действительно, вы вливаетесь? Или вы автономны? Или вы противопоставлены Церкви? И насколько тоже ощущаете ценность и необходимость того, чтобы приходить вливаться? Насколько не создается в вас чувство самодостаточности или противопоставления и отторжения, которое бы закрывало вас или создавало иллюзию, что мне ничего больше не надо? «Есть я, есть Бог, я помолился, я верю» и т.д. Чаще всего проблемы человека сначала с церковью, в частности, а потом с верой вообще начинаются с того, что я сам себе знаю. Закрываемся от других людей, закрываемся в результате от церкви, которая этих людей собирает. В конце концов, закрываемся от Бога, начинаем от Него убегать, начинаем Его исключать из нашей жизни.

<…>

Все наши качества, даже такие не очень хорошие качества, которые мешают нам жить в полноте, радоваться жизни, вере, общению – все эти вещи надо ловить за хвост и приручать, а для этого нам нужно их осознавать. И, в частности, что церковь, молитва, наша духовная жизнь она не свободна от всех тех механизмов, которые проходят где-то вне. Если я смотрю, в принципе, на людей критично, то все равно я буду смотреть критично на церковь. И потом, если в какой-то определенный момент я не поймаю этого за хвост и не приручу, получится, что в церкви меня обманывают, что там нет идеалов и еще что-то. И за всем этим маленьким человеческим мусором, раздутым в клуб пыли, потеряется Евангелие, потеряется Бог, потеряется смысл. Этого допускать не нужно, и это возможно не допускать.

Уже Ветхом Завете есть определение двух видов молитвы. Одна – это встреча человека с Богом – индивидуальная молитва, вот эта молитва келейная, где, можно сказать, отношения мои с Богом происходят таким образом. Человек делает небольшое движение, потому что только это в наших силах. А Бог, Который Личность, прежде всего Личность с большой буквы, Который хочет тоже этого общения, Который создал человека для общения, снисходит к нему навстречу. И получается вот такая встреча. Здесь на пересечении получается молитва, когда я выражаю свою личность, свою ограниченность, свои желания, свою благодарность Богу и есть чувство, что Он меня слышит. И поэтому эта встреча в молитве происходит не один раз, становится таким отношением, которое подразумевает повторяемость, продолжительность и так далее. Это вертикальное измерение.

О. Николай

Но в тот момент, когда рядом есть один, другой человек, третий, и так далее, можно сказать происходит вот такое горизонтальное «я», которое начинает распространяться и соотноситься с другим людьми. Что получается в результате? Крест.

О. Николай

О. Николай

Это тайна Боговоплощения. Бог нисходит к человеку в Своем Откровении, Его ищут – это Ветхий Завет, и так далее. А Христос говорит «вы все братья», к нам приходит и отдает Свое тело ради нас, примиряет нас. Поэтому Крест нам нужно иметь в виду и призывать, когда возникают трудности. Если мы ограничимся только вертикалью, мы еще не открыли Христа – не больше и не меньше! Это не проблема прихода, священника, моего нежелания, и так далее, это проблема: я еще Христа не открыл. Реализовать это можно по-разному, но все начинается в душе. И если я не захочу, чтобы в душе моей был вот такой Крест или воспротивлюсь, то конечно потом даже очень примерное практикование в церкви, даже совершенное умение правильно читать бревиарий, петь в хоре, играть на органе, танцевать в кружке розария, и еще что-то, оно не поможет. Т.е. мы должны стремиться преодолевать всяческое разделение – я и церковь, внешнее и внутренне, мое стремление к Богу и мое отношение к ближним.

<…>

О. Николай

Духовные упражнения с о. Николаем

Духовные упражнения с о. Николаем

Духовные упражнения с о. Николаем

Духовные упражнения с о. Николаем

 

Добавить комментарий