Вторники у францисканцев

29 маясостоялась лекцияс. Людмилы Рубникович RMо Св. Зигмунте Щенсны Фелинском и Конгрегации Сестер Францисканок Семьи Марии RM

Конгрегация сестер Францисканок Семьи Марии — Congregatio Sororum Franciscalium Familiae Mariae была основана в Санкт-Петербурге в 1857 году о. Зигмунтом Фелинским (в последствии архиепископом). В Город на Неве сестры вернулись в 1997 году, они работают при семинарии и в приходе Успения Пресвятой Девы Марии.

Зигмунт Щенсный Фелинский

и Сестры Францисканки Семьи Марии (1857 – 2012)

С. Людмила_4

Перед тем как начать говорить о призвании и о нашей Конгрегации, я хотела бы несколько слов сказать о нашем основателе. Святой Зигмунт Щенсный Фелинский Епископ – это великолепный пример для подражания для современного человека. 

Всю свою жизнь Зигмунт Фелинский понимал как служение Богу, и это влияло на все, что он делал. Можно восхищаться тем, как епископ мужественно переносил клевету и враждебное отношение, неудачи и обман. Но ответ на вопрос: «Как же он это делал?» кроется именно здесь:

В его духовной жизни главной была вера в Бога. Бог был его любящим Отцом, каждый его день был отдан Божьему проведению. Все, что тяжело было принять и все то, что очень ранило – Фелинский принимал с любовью ко Христу распятому.

Давайте познакомимся с личностью этого святого.

Зигмунт Щенсный Фелинский родился 1 ноября 1822 r. в Воютине 23 км. от Луцка (Украина) в небогатой дворянской семье. При крещении дали двойное имя Зигмунт Щенсный. Зигмунт в честь его дедушки и Щенсный в честь его покровителя святого мученика Феликса (имя “Феликс” в переводе с латыни значит “счастливый”, то же значит польское слово “szcz?sny”). Был седьмой из 11 детей, из которых большинство умерли в раннем возрасте.

Благодаря своей маме Зигмунт получил хорошее религиозное воспитание. Его отец умер в раннем возрасте, а мать была сослана в ссылку в Сибирь за участие в польском освободительном движении. Все семейное имущество было конфисковано. Поэтому с раннего детства он понимал что такое недостаток. Дети оказались в нищете, хозяйство стала вести старшая сестра — Паулина, благодаря ей и знакомым Фелинских остальные дети смогли продолжить учебу.

Феликс оканчивает Московский Университет – отделение математики. Деньги на учебу ему дали родственники. Затем в 1847 году продолжает учиться в Сорбонне и Коллеж де Франс во Франции.

Здесь, во Франции пробудилась в нем осознанная вера в Божие проведение и всегда формировалась в трудных моментах его жизни. С раннего детства потерял родителей, кроме того находясь в трудной ситуации материальной, один в Москве – чужом городе, искал поддержки только в Боге, отдаляясь при этом от всего, что земное и человеческое. Не удивительно, что одна из его любимых мыслей звучала так: Страдание и смерть длятся три дня, а воскресение – целую вечность.

Бог стал для него Любящим Отцом, Защитником, Любовью, которая исходит с неба, а также Милосердием, которое никогда не оставляет, которое стережет, охраняет, ведет только добрым путём и которое дает всё, что нужно для жизни и спасения. Именно в этом моменте, будучи еще совсем молодым человеком,он открыл, что единственный для кого стоит жить – это БОГ.

К 29 годам у Феликса полностью сформировались духовые качества: глубокая вера, безграничное доверие к Божьему проведению, искренняя набожность, любовь и почитание Богородицы.

В 1851 r. поступает в духовную семинарию в Житомире. Тогда ему было 29 лет. Спустя год его посылают на дальнейшую учебу в царскую римско-католическую Духовную Академию в Санкт-Петербурге. После окончания Академии был рукоположен в сан священника.

После двух лет пастырской деятельности (с 1855-1857 г. работал викарным священником в приходе св. Екатерины) в 1857 г. был назначен духовным отцом в Академии, а также преподавателем философии. В этом же году основывает конгрегацию сестер Семьи Марии. В Петербурге в то время было много детей бездомных, бедных, оставленные старики и старушки – и на все это смотрел своими глазами Фелинский. Господь сам дал ему знак – были также люди, которые хотели бы посвятить свою жизнь Богу через служение людям нуждающимся и бедным. Так и возникла конгрегация Сестер Семьи Марии. Девушки, которые хотели жить такой жизнью поступали в эту Конгрегацию.

Первый приют был основан на 14-й линии Васильевского острова 25.

Сестры в то время основали детский дом, интернат для девочек, школу для детей, небольшую больницу, небольшой дом для престарелых, швейный цех, а также занимались пошивом литургического облачения. Рядом также находилась часовня, в которую могли приходить все верующие.

В 1861 г. Фелинский был представлен папе Пию 9 как кандидат на архиепископа варшавского (Варшава тогда принадлежала России). Рукоположение в сан епископа было в Санкт-Петербурге. 31 января 1862 г. Фелинский отправился в Варшаву с тревогой в сердце, но уповая на волю Божию. Быть епископом в Варшаве было нелегко, т.к. царская власть очень жестоко обращалась в то время с людьми.

Люди, не замешанные в политике, любили пастыря, который был для них настоящим авторитетом. Он был очень трудолюбив и вынослив, на себя самого времени у него не оставалось.

По четвергам во время Великого Поста архиепископ проповедовал в кафедральном соборе на тему Страстей Господних, в храм сходились толпы. Митрополит избегал политики и говорил о любви к ближним, проповеди нравились далеким от политики людям, но раздражали сторонников революции. Епископ всегда искренний, добрый, полный любви, притягивал к себе тех людей, которые искали истинной любви и доброты. Они видели в нем своего отца, который ведет к Отцу на небеса.

Будучи в Варшаве, Зигмунт Щенсный Фелинский стал создавать общины сестер Семьи Марии. Конгрегация быстро разрасталась, ее поддерживали аристократы и богатые мещане. Духовно сестер окормлял сам архиепископ, так же он отдавал им часть своего жалования.

Кровопролитие в Польше продолжалось. Митингующие требовали свободу. Архиепископ Фелинский понимал, что это пока невозможно. Он знал, что бороться за свободу нужно, но не через пролитие крови. И когда ситуация дошла до предела, когда начали казнить священников, епископ написал письмо императору, в котором просил прекратить пролитие крови и позволить полякам быть независимым народом. Это письмо было случайно опубликовано во Франции. За то, что архиепископ встал по стороне Церкви и народа, защищая его, он был сослан царем Александром 2 в ссылку в Ярославль. Там пробыл 20 лет.

Перед самым отъездом из Варшавы в Санкт-Петербург епископ пришел попрощаться с сестрами Семьи Марии. Его конгрегация продолжала развиваться, в приюте жило 80 девочек, и еще около 700 детей посещали школу при нем. За время ссылки епископа в Ярославль конгрегация открыла еще два дома в Польше, два в Петербурге, два в Риге, по одному в Ялте, Одессе, Рейдовке и Миколаевке. Эти новости были утешением для изгнанника.

Несмотря на трудности в жизни, епископ все больше утверждался в вере в Провидение Божие и в любых превратностях жизни видел заботу любящего Господа. Духовная жизнь Зигмунта Щенсного становилась все глубже, за двадцать лет ссылки и одиночества он стал настоящим аскетом.

В апреле 1883 Фелинский получил из Петербурга сообщение об освобождении. Однако ему было запрещено возвращаться в Варшавскую епархию. Он простился с прихожанами и любимыми местами на Волге и 25 мая 1883 года покинул место своей двадцатилетней ссылки.

В августе 1883 года епископ обосновался в селе Дзвинячка в Тернопольской области. В Дзвинячке была часовня, что позволяло ему заняться пастырской деятельностью.

На прогулках он любил разговаривать с простыми людьми и старался помогать им. Пастырские обязанности епископа заключались в ежедневной святой мессе, исповедях и преподании Таинства елеопомазания. В то время в Дзвинячке не было школы, поэтому архиепископ Фелинский сам готовил детей к первому причастию. Епископа часто приглашали на проповеди и реколлекции, и он всегда с радостью принимал такие предложения.

Во второй половине 1883 года в Дзвинячке появился третий орден францисканцев — мирян. Зигмунт Щенсный Фелинский фактически возглавил его; терциарии стали костяком прихода.

В последние годы жизни главным делом архиепископа была забота о конгрегации Сестер Семьи Марии. К епископу приехали сестры. Вместе они приняли решение открыть дом. В Дзвинячке работали четыре сестры. Бедным детям он сам покупал одежду и обувь. Кроме этого епископ каждый год на Рождество устраивал для детей елку с подарками. Подающих надежду мальчиков он посылал на обучение ремеслам в Черновцы.

С каждым годом здоровье епископа ухудшалось. Измученный страданиями физическими и духовными он скончался 17 сентября 1895 года.

31 мая 1965 года начался процесс беатификации Зигмунта Щенсного Фелинского. 18 августа 2002 года в Кракове Слуга Божий был причислен к лику блаженных.

Канонизация Зигмунта Щенсного Фелинского состоялась 11 октября 2009 года в Риме. Литургическая память св. Зигмунта Щенсного Фелинского совершается 17 сентября.

Конгрегация была основана в 1857 году в Санкт-Петербурге. Главной целью основания Конгрегации в то время была забота о бедных, бездомных детях в царской России, помощь бедным и нуждающимся, а также помощь католическим приходам в России.

Свою духовность Сестры Францисканки Семьи Марии основали на любви к Богу и ближнему. Характерной чертой духовности Конгрегации является дух смирения и простоты, который определяет отношение Сестер к Богу и людям, призывая их к поиску Божьей воли во всем, и к упованию на Его Провидение.

***

На дороге к святости сопровождают Сестер Семьи Марии Покровители их Конгрегации:

Святое Семейство: Иисус, Мария и Иосиф

Пресвятая Дева Мария: Вся духовность Сестер отдана в руки Матери Бога. Ее ненавязчивое присутствие вдохновляет сестры всецело отдаться Богу, чтобы, так как Она оставаться в постоянном соединении с Иисусом. Мария учит сестры верной любви, которая постоянно жива и свежа. Возрастая в этой любви человек может глубже посмотреть и осознать, что значит служить другим, полностью забыв о себе.

Святой Франциск является частью духовности Сестер Семьи Марии, показывая радость совместного пути со Христом в бедности, простоте и братстве со всем миром.

Главная апостольская деятельность Сестер Францисканок Семьи Марии — это воспитание и обучение детей и молодежи в школах, детских садах, детских домах и интернатах. Сестры заботятся о материальных и духовных потребностях своих подопечных, а также об их религиозном образовании и адаптации к жизни в обществе.

Но чтобы выполнить поставленную основателем цель сестры проходят определенную формацию, которая и помогает, потом идти к людям, неся мир, добро и радость.

Первый этап — АСПИРАТ

На этом этапе, девушки, которые пришли в Конгрегацию знакомяться с монашеской жизнью.

Вместе с сестрами моляться,работают и учатся. Вместе с ними есть сестра, которая старается помочь им во всем, ответить на возникшие вопросы или просто поддержать в трудную минуту.

Обычно 8 декабря в день Торжества Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии девочки получают специальное облачение на голову, которое теперь символизирует о более близкой принадлежности ко Христу.

И с этого момента у девочек начинается постулат, который длиться 6 месяцев.

Есть свободные минуты, когда можно просто отдохнуть, поговорить, посмеяться, рассказать друг дружке интересную историю. Такая встреча в монастыре называется рекреация от латинского слова recreatio – повторно. Дарить улыбку и радость – это очень важно, поэтому сестры как св.Франциск стараются нести людям францисканскую радость.

После постулата начинается 2 годичный новициат. С этого момента девушки считаются послушницами и получают облачение, которое уже мало чем отличается от облачения сестер. Мы видим здесь на фото белый велон, покрывающий голову сестер, пока еще нет креста на груди и фиол.пояса с розарием. Это сестры получат при 1 обетах.

Новициат – это прежде всего время пребывания со Христом, время молитвы, тишины и созерцания. Сестры узнают Иисуса через каждодневное чтение Священного Писания, Евхаристию, через индивидуальную молитву. Также Сестры изучают начальные аспекты по богословию, психологии, философии, есть также занятия из истории Конгрегации.

Во время новициата сестры имеют свои конкретные обязанности: выполняют различную работу, помогают сестрам по дому. Также во время новициата проходят различные встречи, лекции, которые ведут священники.

В начале 2-го года новициата сестры проходят 3-месячную практику в различных домах нашей Конгрегации.

Время первых обетов это очень ответственное время, т.к. сестры в первый раз публично приносят Христу свои обеты: послушания, бедности, безбрачия. К этому ответственному моменту сестры приготовляются 8 дневными реколекциями в полной тишине и молчании, только я и БОГ.

После 1 обетов сестры получают от настоятельницы Божью Волю, т.е. по ее распоряжению едут в конкретную общину. С этого момента и начинается настоящая монашеская жизнь. Но впереди у сестер еще 5 лет до Вечных обетов, т.е. до момента, когда на всегда скажут Хрису ДА.

Особые силы для каждодневной работы сестры черпают из молитвы. Именно молитва помогает в различных проблемах и трудностях, а также заступничество нашего святого Основателя Зигмунта Фелиньского. Основатель оставил сестрам свое благословление, которое до сих пор сопутствует сестрам.

Во время приготовления к Вечным обетам у сестер каждый год проходят встречи.

Обычно это проходит в Ченстохове, т.к. там находится чудотворная икона Пр.Девы Марии. Сестры много времени проводят молясь у этой иконы и прося Ее заступничества.

Есть также и лекции по истории Церкви, Святому Писанию, богословию. Так в тишине со Христом сестры готовятся к важному шагу: на всегда сказать богу ДА.

Приготовление к Вечным обетам длиться 3 месяца, но на самом деле это не совсем так, длиться оно целых 5 лет. Ведь сразу после Первых обетов сестры готовятся к этому важному моменту.

Быть как Мария – смиренной слугой Господа — это и есть цель каждой сестры. Нести радость тем, кто грустит и помощь тем кто слабый, быть всегда светом Иисуса, даже там, где кажется, что свет уже погас – это призвание сестер.

Молиться за всех кто встретится на пути, за тех кого никто не любит, за тех кто одинок, кто погряз в грехе, за тех кто вообще не думает о Господе.

Вечные обеты – это важный шаг в жизни сестры. Ведь в этот день она невеста Христа, в этот день она на всегда становится Христовой. На головах у сестер венок в руках зажженная свеча.

Сестры с зажженными свечами идут в храм, где во время торжественной мессы приносят Вечные обеты. Сестры обещают Богу в этот день, что будут Ему верны до смерти.

Ответ священника, который является в этот момент представителем Бога на земле, очень глубокий: «Если это исполнишь, я от имени Всемогущего Бога, обещаю тебе жизнь вечную». Сестра отвечает АМИНЬ, что означает пусть так будет.

С этого момента возлюбленная Христа навсегда принадлежит только Ему. Вместе со Христом она переносит и трудности и радости, вместе со Христом она несет людям Бога. Несет Бога всем людям, которых встретит на своем пути.

Сестры работают в больницах,

Особой заботой Сестры окружают больных, одиноких и пожилых людей, видя в них страдающего Христа

Сестры работают также в приходах, в качестве катехизаторов, органисток, ризничны, оказывают помощь в работе духовенству в семинариях, куриях и делах милосердия — организуя столовые для бедных.

в домах для престарелых, посещают больных и пожилых людей на домах, неся им облегчение страданий физических и духовных.

По просьбе своего Основателя служат тем, кто более в этой службе нуждается.

В Федерации Российской Сестры Семьи Марии начали свое служение с 1997 года в Католической Высшей Духовной Семинарии в Санкт-Петербурге, по просьбе ректора — отца Бернардо Антонини. Приехало три сестры, которые начали свое служение на благо Церкви в России.

Среди них была и сестра Михалина Алекса, которая до сих пор служит в Семинарии. Сестры работают на вахте Семинарии, обслуживают приезжающих гостей, помогают в бухгалтерии Семинарии.

Одна из сестер, сестра Розалия, работает в приходе «Успения Пресвятой Девы Марии» в ризнице.

Сестры занимаются также катехизацией детей в Приходе.

Сегодня, продолжая реализовать мысль Основателя, сестры несут свою службу в Польше, Бразилии, Италии, Белоруссии, Украине, Казахстане и России.

Жизнь со Христом, возрастание в Его любви – является главной целью каждой сестры. Помогает сёстрам в этом Евхаристия, чтение Божьего Слова, индивидуальная молитва.

С. Людмила_3

О. Станислав_2

С. Людмила_7

С. Михалина

С. Людмила_13

С. Людмила_14

С. Людмила_16

С. Михалина_2

С. Людмила_18

С. Людмила_19

О. Станислав_4

С. Людмила_21

О. Станислав_8

О. Станислав_7

***

Благодарим сестру Людмилу за помощь в подготовке этого материала

Аудиозапись лекции доступна в рабочие часы библиотеки

Добавить комментарий