Вторник 30 марта

savior_pict

30 марта состоялся показ фильма «Спаситель» (Savior, 1998, реж. П. Антониевич, продюсер О. Стоун) с комментариями священника о. Георгия Митрофанова. Фильм повествует об американском наёмнике Джошуа (Joshua), действующем на сербской стороне, во время войны в Боснии.

Во вступительном слове перед началом фильма о. Георгий сказал, что вот уже много лет он выступает в разных аудиториях с циклом лекций, пользующихся неизменным интересом у слушателей, этот цикл называется «Христианство в мировом кинематографе».

Из вступительного слова

о.Георгий Митрофанов: Мои лекции чрезвычайно популярны – почему? Уже 12 лет я эти лекции показываю помногу раз в разных городах. Я говорю с современной аудиторий на наиболее привычном ей языке – языке видеообразов. Обычно лекция сопровождается активным разговором, дискуссией, потому что если речь идет о фильме, каждый может высказаться, и, кроме того, я пытаюсь этими лекциями приучать к просмотру серьезного кинематографа, который требует серьезного внимания. <…>

o_georgiiФильм, фрагменты которого вы сейчас увидите – американский, очень жесткий фильм, поэтому может какие-то сцены вызовут у вас тяжелые эмоции, но этот фильм говорит о войне так, как нужно говорить о войне с христианской точки зрения, на мой взгляд, попытаюсь потом это объяснить. Я думаю, что вряд ли мы с вами сейчас разрешим проблему балканских конфликтов, потому что мы бы в чем-то друга не поняли, не услышали. Но, на мой взгляд, этот фильм предлагает христианское восприятие любой войны, в том числе, и войны на Балканах. Сейчас давайте приступим к просмотру, а потом я буду отвечать на ваши вопросы.

Из комментария во время фильма

о.Георгий Митрофанов: В фильме Стоуна и Антониевича, в котором снимались как американские, так и югославские актеры, поставлены очень важные и очень страшные проблемы современной жизни – проблема исламского терроризма и проблема перманентных нескончаемых локальных конфликтов. Но в этом фильме выступает и вечная тема христианства, способного не просто дать ответы на вопросы разных эпох и разных человеческих судеб, христианства, которое вносит вечный глубокий смысл в каждую человеческую трагедию, ибо Христос остается с каждым из нас. Именно через Христа в фильме пришло спасение. Таков смысл этого очень современного, по-американски жесткого и даже жестокого фильма. Мысль о Христе и является основной истиной, которая позволяет человеку быть носителем образа Божия в современном мире. И это тема следующих наших бесед.

Из обсуждения после фильма

о.Георгий Митрофанов: Есть ли у вас вопросы после фрагментов, которые вы увидели? Хотя этот фильм – очень тяжелое зрелище. Как я уже сказал, это фильм очень современный и, тем не менее, глубоко христианский. Хотя бы вспомнить эту сцену рождения младенца, которого никто не хочет в мире принимать, рождение его не в пещере, а в тоннеле – явная перекличка с Рождеством Христовым. Христа искали, чтобы убить, и здесь тоже. У меня был только вопрос: а почему младенец девочка, а не мальчик? Видимо для того, чтобы избежать нарочитого сравнения со Спасителем. Хотя тема, очевидно, что проступает одна и та же.

Вопрос: У меня был один вопрос, но потом, по ходу комментариев, Вы на него ответили. Главный герой фильма, Джошуа, обретет ли он веру?

о.Георгий Митрофанов: Тут все достаточно прозрачно. Спасение конкретных людей через другого младенца, здесь не Божественного младенца, а обычной девочки выразительно, тем более имя Вера – оно обозначает тот путь, через которое приходит спасение. Действительно, этот фильм может быть признан христианским фильмом, который приводит нас не через какие-то нарочитые нравоучения, а через выразительное описание  нашей современной жизни. <…>

Почему этот фильм важен с точки зрения показа войны? Как раз такой и нужно показывать войну, чтобы она вызывала ужас, отвращение, здесь нет героизации войны. Война, именно такая, как она здесь показана. Очень показательно то, что здесь не пытаются найти, кто больше виноват, кто меньше виноват, так впрочем, оно и было. Одним из величайших соблазнов кинематографа является соблазн героизировать войну, воспитывать на войне, показывая войну в приукрашенном виде. А вот этот фильм показывает войну такой, какой она была, и Оливер Стоун, прошедший сам вьетнамскую войну никогда не стремился к приукрашению войны, он прежде всего показывает войну такой, какая она есть. Для меня важно то, что этот фильм дает самую объективную оценку тому, чем была война в Югославии, не пытаться видеть только палачей и жертв – на одной стороне палачи, на другой жертвы. Потому что палачи и жертвы там были все стороны одновременно. <…>

Здесь религиозная тема проходит чрез весь фильм довольно последовательно без попытки назидать, пафосно назидать зрителя. Потому что, к сожалению, очень часто религиозное кино очень часто грешит тем, что напрямую, в лоб пытается воспитывать религиозное чувство. Вот почему очень многие религиозные фильмы в частности экранизации Священного Писания они не убедительными оказываются для современного человека. Современный человек он таких вот слов не приемлет. Ему чужд всякий, пафос всякая сентиментальность. А вот здесь-то мы видим жестокую реальность и вдруг проступает нечто религиозное, это очень важно. <…>

Из зала: Там не только война, потому что фильм начинается с террористического акта в мирное время.

о.Георгий Митрофанов: Да, ну вот эта неподготовленность человека к встрече с трагедией, с испытанием, действительно, современный мир, в особенности западный, он спокоен, комфортен. В этом покое и комфорте часто происходит забвение Бога, потому что в принципе, без Бога люди достигают ощущения действительно чего-то стабильного, безмятежного. <…>

Людей, которым Бог нужен для того, чтобы изменится, преобразить себя, таких всегда в человеческом роде было меньшинство, 12 и 70 апостолов было, а остальные толпы, ходившие за Христом, все время говорили, дай нам то, дай другое, дай нам хлеба, дай нам зрелищ, дай  здоровье, и так далее. И часто Богу не остается другого пути, чтоб провести людей через какие- то испытания, страдания. Вот это тоже очень важно. <…>

Нет ничего более отвратительного, чем показ войны как какие-то боевики, где кровь льется потоком и это не вызывает в общем-то чувства ужаса, возмущения. Вот здесь есть христианское изображение войны. Я отнюдь не являюсь пацифистом, но очевидно, что именно христианство к войне относится качественно иным образом, нежели ислам, иудаизм или в общем-то атеистическое сознание. Для нас это особенно актуально потому, что, к сожалению, у нас сейчас очень популярно на теме войны строить всю идеологию, в частности, Второй мировой войне, что будто бы это основная тема нашей истории, хотя на самом деле, на войне нельзя строить идеологию. Ее надо строить не на разрушении, а на созидании. <…>

Добавить комментарий