Вторники у францисканцев

Михаил Фатеев

Михаил Фатеев из Санкт-Петербурга – аудитор Синода Епископов, Рим, 07 – 28 октября 2012

26 февраля состоялась встреча с Михаилом Фатеевым, который рассказал о своем участии в Синоде Епископов «НОВАЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ», проходившем в Риме 7 — 28 октября 2012 года.

На Синоде

Синод епископов, посвященный новой евангелизации

22 сентября 2012 г. Пресс-служба Святого Престола обнародовала имена 49 аудиторов (Auditores) и 45 экспертов (Adiutores Secretarii Specialis), назначенных для участия в XIII Генеральной ординарной ассамблее Синода епископов, который состоялся в Ватикане с 7-28 октября 2012, посвященный теме «Новая евангелизация». В число аудиторов был включен представитель России – прихожанин храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге Михаил Фатеев, главный редактор телекомпании «ТВ–Центр» в Санкт-Петербурге.

Михаил Фатеев

Мало кто из гуляющих по солнечным римским улицам знает, что практически весь октябрь в зале Павла VI будет проходить Синод епископов, посвященный новой евангелизации.

Слово “синод” происходит от греческого “синодос”, что дословно значит: в пути, общий путь, спутник. Как пишут знатоки, “синодос” – это тот путь, по которому вместе приходят к одной цели. Как-то сами собой вспоминаются слова “Я есть Пусть и Истина, и Жизнь”. Чуть позже им стали обозначать собрание.

Мой путь на Синод привел меня в C.I.A.M. – Международный центр миссионерской анимации (лидерства). Он расположен на холме Яникул, да так что купол собора святого Петра находится практически у стоп. Все постояльцы Центра – участники Синода, приехавшие со всех сторон света. Со мной за столом во время ужина сидели епископы из Шри–Ланки и Бенина, священник их Мексики, миряне из Нигерии, Сирии и Южной Кореи. Все мы приехали на Синод, чтобы вместе поразмышлять о загадочной “новой евангелизации”.

В какой-то степени, можно сказать, что это возвещение Благой Вести, евангелия по-новому и заново – для новых поколений верующих. «Церковь существует для евангелизации. В то время как меняются адресаты её послания, социальные, культурные, политические и религиозные условия жизни, её послание остается тем же», – сказал Генеральный секретарь Синода архиепископ Никола Этерович. Этот вопрос касается всего мира, подчеркнул архиепископ, а не только европейских, забывших свои христианские корни, стран. «Темой Синода является новая евангелизация, которая относится, прежде всего, к крещённым, но не практикующим христианам”, – добавил архиеп. Никола Этерович.

Если верить спискам, розданным каждому участнику Синода, в нем примут участие 370 человек. Число епископов, т.н. Синодальных Отцов будет самым большим в истории – 262. На заседаниях будут присутствовать и 45 экспертов и 49 аудиторов, – «квалифицированных и преданных делу евангелизации» священников и мирян со всех пяти континентов планеты. Кроме этого в списке участников значатся и «братские делегаты» из других Церквей и церковных общин, в том числе и митрополит Илларион (Алфеев). Правда, как говорят Глава ОВЦС, приедет лишь на несколько дней в середине октября.

Конференцию Католических епископов на Синоде представляет епископ Преображенской епархии Иосиф Верт. Списки, выданные участникам Синода, составлены в алфавитном порядка и без указания стран. Но беглый взгляд вылавливает знакомые имена: архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич, епископ Карагандинский Януш Калета, архиепископ Киево-Житомирский Петр Геркулян Мальчук, архиепископ Рижский Збигнев Станкевич, Верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук…

Бывший СССР заметен на Синоде. Может быть поэтому одно из воззваний во время мессы, открывшей XIII Генеральную ассамблею Синода епископов прозвучало на русском языке.

Вообще молитва будет играть значительную роль во время Синода. Ежедневные совместные богослужения, мессы. Четыре из них пройдут под престоятельством Папы Римского. Первая месса открыла Синод.

Перед началом богослужения папа Бенедикт XVI провозгласил Учителями церкви (doctor ecclesiae) святого Иоанна Авильского и Хильдегарду Бингенскую. Эти святые жили в разные эпохи и в разных странах: святой иоанн в первой половине XVII века, а святая Хильдегарда в начале XI столетия. Еще в мае, размышляя об этих святых во время молитвы “Ангел Господень” Папа сказал: “Хильдегарда была монахиней-бенедиктинкой немецкого Средневековья, настоящим мастером богословия и глубоким исследователем естественных наук и музыки. Иоанн, епархиальный священник в годы испанского возрождения, пережил муки культурного и религиозного обновления Церкви и общества на заре современности. Но святость жизни и глубина учения делают их вечно актуальными: благодать Святого Духа дала им глубоко проникнуть в Божественное откровение и понять необходимость мудрого диалога с миром: именно эти два элемента составляют постоянный горизонт жизни и деятельности Церкви”, – заявил Понтифик.

Стоит отметить, что подобное случается не часто. На сегодняшний день в Католической Церкви насчитывается 35 Учителей Церкви. Кстати, последние из Учителей, не считая тех, кто получил этот титул в это воскресенье, были женщины. Папа Павел VI в 1970 году провозгласил Учителями Церкви святую Екатерину Сиенскую и святой Терезу Авильскую. Последовал его примеру Иоанн Павел II в 1997 году присвоив титул doctor ecclesiae святой Терезе из Лизье.

Тут, наверное, стоит поделиться личными впечатлениями. Едва добравшись до C.I.A.M., я получил бумагу, в которой неожиданно для себя прочел, что 7 октября именно мне выпала честь прочитать воззвание Молитвы верных на русском. Даже не верилось. Благодаря знакомым из Ватиканского радио мне удалось достать текст литургии. Действительно, молитва по-русски есть.

Встав, гораздо раньше остальных участников Синода я пешком отправился на площадь Петра. Мне предписано было быть на ступенях храма в 8 часов. Репетиция!

Интересно, что молитва по–русски была прочитана о проповедниках и богословах. “Да ведет их Святой Дух, по заступничеству святого Иоанна Авильского, в поисках Божественного лика. Да соделает их смиренными служителями, послушными истине, чтобы они привели братьев к полному единству с Богом”.

Прямо–таки доминиканский призыв! Согласитесь. А теперь еще один интересный аспект. Будущий святой Иоанн Авильский был евреем. Его родители обращенными в христианство евреями. Так получилось, что и мой прадед раввин. Думаю, что об этом факте не знал никто из тех, кто распределял чтения на литургии. Никто, кроме Бога. А у него ничего не бывает случайным.

Впрочем – это не единственный русский акцент на этой литургии. Среди читавших молитву верных на разных языках все тем или иным образом были связанны с Россией! По–французски молилась парижанка Лилиана Стивенсон – ее родной брат о. Маклейн Каммингс работал в семинарии «Мария Царица апостолов», Молитву по-португальски читала сестра Мария Антонетта Брускато, генеральная настоятельница сестер паулинок, она часто бывает в Москве. По–голландски молитву верных читала сестра Мария ванн Ейк, генеральная настоятельница монашеской конгрегации Служительниц Господа и Девы Марии, часто бывает в России, посещая своих сестер.

Работа Синода основная работа Синода начнется в понедельник. Судя по расписанию, работать предстоит с 8:15 до 19:30. Пишут, что “в целом на Синоде пройдут 23 общих заседания, 8 сессий состоятся в рабочих группах”. О происходящем обещаю написать.

Михаил Фатеев

На Синоде

Выступление Михаила  Фатеева на Синоде епископов

Ваше Святейшество! Уважаемые Отцы Синода! Дорогие друзья! Мне бы хотелось говорить о своем личном опыте евангелизации, о том, что считаю важным. Я живу в России, где большинство христиан – верующие в первом поколении. Я и многие другие пришли к вере в сознательном возрасте, и мы не знаем, как воспитать в вере своих детей, потому что в наших семьях такого не было. Эта проблема касается всех. И католиков, и православных. Поэтому мы стараемся решить эту проблему вместе. Например, один православный журнал обратился к католикам, чтобы они писали статьи, касающиеся катехизации в семье. Отмечу, что большинство россиян называют себя православными. Это отличный пример сотрудничества Церквей. Сотрудничество – отличное свидетельство единства христиан, которое так необходимо в современном мире, безразличном к вере. Однако в этом сотрудничестве мы не должны терять своей самоидентификации. Мы интересны миру именно как католики, а не «христиане вообще». Это доказали организованные нами встречи в одном из крупнейших книжных магазинов С.–Петербурга. В нем мы начали проводить встречи о католической вере и традиции. Они вызвали большой интерес у молодежи. Мы вышли к людям и оказались им интересны! Католическая община в России очень мала. Практикующих католиков еще меньше. Поэтому, чтобы мы могли достичь тех, кто забыл о том, что он католик, нам нужны СМИ. Но католическая община в России бедна. Поэтому необходимо активное использование новых медиа, использование новых технологий и социальных сетей – самого эффективного способа быть услышанным. Необходимо сотрудничество со светскими СМИ. Чтобы напомнить о существовании наших общин и пригласить людей в храмы, для более серьезного разговора о вере. Спасибо!

Сибирская католическая газета
© sibcatholic.ru

На Синоде

Михаил Фатеев о Новой Евангелизации: Надо говорить с миром на его языке

Синод епископов – это учреждение в том виде, в котором существует сейчас, возникло как некий итог Второго Ватиканского Собора, когда шел разговор о возвращении к коллегиальности епископов в управлении Церковью. Так появился Синод епископов, который является консультативным органом для верховного Понтифика. Он обсуждает наиболее важные вопросы из жизни Церкви на своих пленарных заседаниях, а также созываются по мере надобности различные заседания, связанные с насущными проблемами, например, положение Церкви на Ближнем Востоке. Недавно завершился один из таких Синодов.

Если верить спискам, розданным каждому участнику Синода, в нем примут участие 370 человек. Число епископов, так называемых Синодальных Отцов будет самым большим в истории – 262. На заседаниях будут присутствовать и 45 экспертов и 49 аудиторов, – «квалифицированных и преданных делу евангелизации» священников и мирян со всех пяти континентов планеты. Кроме этого в списке участников значатся и «братские делегаты» из других Церквей и церковных общин, в том числе и митрополит Илларион (Алфеев).

О Новой Евангелизации для передачи веры

Нынешний Синод будет ординарным, ассамблея этого Синода посвящена новой евангелизации. Впрочем, надо отметить, что все-таки не новой евангелизации как таковой, а именно Новой Евангелизации для передачи веры. Это дополнение, которое является существенным.

Здесь есть два момента. Евангелизация – это одно из призваний Церкви и, в сущности, Церковь постоянно ей занимается. Но к сожалению сейчас приходится заново проводить евангелизацию в тех странах мира, которые, казалось бы, являются христианскими, но, к сожалению, таковыми по сути не являются. И о том, как вновь возвещать поколениям Благую Весть, так, чтобы быть понятным, это большой вопрос.
Что касается передачи веры, и вообще Новой Евангелизации, то я, может быть, несколько отходя в сторону, хотел бы привести такой пример, над которым размышляю. В последнее время в сети, в новых медиа, ходит много роликов, связанных с теми или иными евангелизационными акциями.

Например, перед входом в торговый центр выходит монах с дарохранительницей и стоит. Мимо него проходят люди, кто-то становится на колени и молится, кто-то не обращает внимания и пробегает – вот такой яркий, красивый шаг. Или например, группа из нескольких десятков монахов и монахинь танцует зажигательный танец на фоне собора Парижской Богоматери. Или не менее популярный ролик, которому были подражания даже в России. Это какая-то группа, видимо церковных певчих, которые в торговом центре вдруг начинают петь рождественское песнопение. Все с удивлением на них смотрят и лишний раз обращают внимание, что вот, оказывается, есть Господь Бог. То же самое спели православные товарищи в одном из московских торговых центров. Много говорится о евангелизации в Твиттере, что можно и там писать всякие красивые слова о Боге, цитаты из Писания. Но мне кажется, что это не совсем то.

С помощью таких методов мы можем в лучшем случае в толпе людей помахать рукой о том, что Бог есть, смотрите, вот есть и такие ценности, но это никоим образом не заставит человека сразу прийти в Церковь. Но мы же говорим о евангелизации для передачи веры, то есть чтобы та вера, которую имеют прежние поколения, нынешние поколения смогли передать адекватным способом следующим. А этого уже не сделать подобными красивыми, яркими, иногда вызывающими зависть, акциями. Тут надо что-то более серьезное, более обстоятельное, нежели формат сообщения 140 печатных знаков.

Как мне кажется, разговор о Новой Евангелизации, то есть передаче веры современными способами, очень важен. И он такие зрелищные способы евангелизации не то, чтобы отметает. В рабочем документе говорится о необходимости использования СМИ и интернета в частности. Но все-таки, основной акцент должен ставиться на каких-то других моментах, к примеру, на семье.

Об участии мирян в Синоде

Участие мирян в Синоде – это норма. В этом органе миряне предусмотрены, но там не написано, что они должны быть обязательно мирянами. Все-таки, давайте посмотрим на название – это Синод епископов, основными участниками мероприятия являются епископы, которые представляют поместные конференции католического епископата. Помимо этого есть люди, опять же епископы, которые входят в этот Синод в силу своих должностей в Римской курии, возглавляющие различные подразделения. Более того, духововенство, некое количество епископов, кардиналов назначает Папа для участия в этом Синоде.

Также в Синоде участвуют и миряне, которые являются некими экспертами, которые богословски подкованы, лучше какие-то вещи знают, они помогают епископам подготовить свои выступления или дать какое-то направление. Сами епископы их себе выбирают.

С номинации Папы, но Папа вряд ли знает всех мирян или всех специалистов в этом мире, по рекомендации тех или иных органов для участия в Синоде, помимо епископов приглашаются также еще и эксперты и просто аудиторы, некие слушатели. Так вот эта группа экспертов и аудиторов помогает в дискуссиях. Каждый имеет право выступить на этом Синоде. В бумагах, которые пришли мне, написано, что я должен подготовить, если хочу, на тему Синода, не больше 4х минут.

Так же миряне принимают участие в работе малых групп, которые будут проходить. Мы будем обсуждать какие-то темы дня, работать над этим, а затем один из наших представителей будет докладывать синодальным отцам, которые тоже будут учитывать наше мнение в дальнейшей работе этого органа.

Новая евангелизация и Россия

Я считаю, что важная роль таких участников-мирян в том, что они будут делиться своим опытом. Проблема Католической Церкви в таких крупных городах, как Москва и Петербург, в том, что католиков достаточно много, но они разбросаны. Огромное количество людей, особенно в начале 90-х, принимало Крещение и ходило в церковь. Теперь мы их в храмах практически не видим.

Вот наиболее яркий пример. В паломничество в 1991 году в Ченстохову на встречу с Папой Римским из Петербурга отправилось 2500 человек. На встречу, посвященную 20-летию этого паломничества, пришло немногим больше 25 человек, то есть один процент из тех, кто был в паломничестве. Где все эти остальные люди? Кто-то уехал заграницу, кто-то ходит в православные, протестантские церкви, кто-то вообще оказался вне Церкви. Примерно то же самое можно говорить о тех людях, которые принимали Крещение.

Я помню, как в приходе крестилось каждые 2 месяца после курса катехизации по 20-30 человек. В год это были огромные количества людей. Многих из них я вообще больше ни разу не видел в церкви. Формально они католики. Люди, которые не ходят в церковь, которые далеки от нее. Как нам лишний раз напомнить о своем существовании? Как нам лишний раз помахать им рукой, что мы есть, вспомните о нас?
В Санкт-Петербурге уже более 5 миллионов жителей. То есть средства коммуникации, которые существуют: биллборды, радио, телевидение и газеты, фактически нам недоступны. Они дорогие, да и не всякий будет читать. Как поступать в такой ситуации? Что использовать, чтобы лишний раз достучаться до этих людей? Наверное, какие–то новые медиа, интернет, социальные сети, всевозможные встречи в тех же самых торговых центрах. Это, может быть, не в магазине с продуктами, а в книжных магазинах. Мы недавно провели первую, пробную акцию, когда не людей приглашали в церковь, а пришли к ним сами.

У нас несколько лет подряд в приходе были встречи «Церковь и культура», когда к нам приходило огромное количество людей неверующих, либо верующих, но ходящих в другие конфессии, либо даже нехристиан. Хотя бы посмотреть на то, что католики тоже люди. Сейчас мы вышли навстречу людям туда, где они находятся. Не к нам чтобы они пришли, а мы к ним. Вроде удачно получилось. Это такие примеры, которые показывают, что надо говорить с миром на его языке. Может быть, не опуская веру до уровня какого–то товара, но все равно пытаясь быть доступными, даже не для того, чтобы заниматься «душехватством» и набирать новые души, новых верующих к себе, но хотя бы для того, чтобы вернуть тех, кто по каким-то причинам ушел из храмов.

Михаил Фатеев специально для Baznica.Info

На Синоде

*

Фото из личного архива Михаила Фатеева

Добавить комментарий