Проповедь о Святом Антонии Падуанском

propoved_2_50Святой Антоний Падуанский – один из самых популярных святых Католической Церкви. У каждого из нас в памяти та или иная страница его жизни: случай, когда по его слову осел преклонил колени перед Святыми Дарами, или когда он проповедует рыбам, или когда ему было явление Младенца Иисуса – именно этот эпизод сильно повлиял на иконографию святого Антония. Со своей стороны, я бы хотел остановиться на одном моменте его жизни, который не является чудом и не такой выдающийся, как те, которые я перечислил. Этот эпизод находится в начале его монашеской жизни. Антоний только что оставил братьев августинцев, чтобы вступить в Орден Братьев Меньших и поехать миссионером в Марокко. Но по слабости своего здоровья он не смог реализовать эти миссионерские планы, ему пришлось вернуться из Африки. Антоний вел тогда отшельническую жизнь, ничем не примечательную, в удаленном францисканском монастыре Монте-Паоло, не привлекая к себе ничьего внимания. Но однажды в 1222 году в городе Форли в Италии во время рукоположения монахов-доминиканцев возникло недоразумение по поводу того, кто должен проповедовать. И случилось так, что настоятель монастыря повелел брату Антонию, которого тогда никто не знал, сказать то, что подскажет ему Святой Дух. Антоний отказывался, но его возражения не были приняты. И вот он начал свою проповедь. По мере того, как он говорил, люди все более поражались глубине мысли и красноречию молодого монаха. Так никому не известный брат Антоний со слабым здоровьем стал одним из самых великих проповедников своего времени.

Что меня особенно поражает в этом эпизоде – это то, как неудача и слабость преобразились в силу. Антоний не смог реализовать свое миссионерское призвание в Марокко, но эта неудача преобразилась в миссию другого вида. И что еще более удивительно – как Бог проявляется в немощи Антония. Тот, который был вынужден отказаться от своих миссионерских планов, который вел уединенную жизнь, тайными путями Божиего Провидения становится необыкновенным, великим проповедником, который будет обращать тысячи людей. Размышляя об этом, я не могу не вспомнить о святых Ветхого Завета, в немощи которых явилась сила Божия. Вы, наверное, заметили, что в Библии всегда побеждает самый младший, самый слабый. Достаточно вспомнить Давида, который победил Голиафа, или заикающегося Моисея, или робкого Иеремию. У них у всех слабость преобразилась в силу.

Так бывает часто, если не всегда, и в нашей жизни. Мы просим у Бога благодати, которую, как нам кажется, не получаем, как Антоний не получил миссионерского призвания. Но если мы внимательнее посмотрим на нашу жизнь, то обнаружим, что мы получили эту благодать, только другим образом. Так и святой Антоний стал миссионером не так, как он желал, но по плану Божиего Провидения. В нашей жизни мы также замечаем, что наши неудачи, слабости, немощи, наши раны на самом деле плодотворны и даже придают смысл всему нашему существованию. pearlbirth_aИх можно сравнить с жемчугом. Что такое жемчуг? Сначала это просто песчинка, которая ранит тело устрицы. Можно даже сказать, что это болезнь устрицы, но постепенно устрица покрывает эту песчинку перламутром. И то, что было сначала раной, становится сокровищем, становится самым драгоценным, что она может дать. Если задуматься о нашей жизни, увидим, что так часто бывает и с нами. По мере того, как мы примиряемся с нашими ранами, нашими неудачами, нашими немощами, они могут становиться нашим сокровищем и даже самым драгоценным, что мы можем дать. Святой апостол Павел выражает эту истину незабываемыми словами: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12,9-10).

Действительно, братья и сестры, это великая тайна нашей веры. Сила, проявляющаяся в немощи, является сущностью и парадоксом христианства. В гимне Exsultet, который поется в пасхальную ночь, находится самое удивительное выражение католической литургии – felixculpa, счастливая вина Адама. Этими словами Церковь говорит, что если бы Адам не согрешил, Бог не воплотился бы, Христос не пришел бы спасти и преобразить человека. Это имеет прямое отношение и к нашей жизни. Как ни парадоксально, Христос приглашает нас хвалиться нашими немощами, подобно апостолу Павлу, ибо именно в этих немощах Бог может явить Свою любовь. Именно в наших неудачах Он хочет показать Свою силу, именно в наших грехах мы можем принимать Его милосердие.

Братья и сестры, святость Антония Падуанского, как и всякая святость, – в том, что он согласился принимать силу Божию в своей слабости. Нам мешает быть святыми не то, что мы слабые, а то, что мы отказываемся примириться с этой слабостью и тем самым не даем возможности Богу войти в эту слабость. Но если бы мы воистину пригласили Бога в сердцевину наших ран, я убежден, что мы смогли бы, как святой Антоний, совершать чудеса, обращать тысячи людей и даже приказывать ослу преклонить колени и проповедовать рыбам. Господи, научи нас по ходатайству святого Антония Падуанского принимать Твою силу в наших немощах. Аминь.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Добавить комментарий