Праздник Божьего Милосердия – 7 апреля

В праздник Божьего Милосердия, торжественной Святой Мессе в нашим монастырском храме предстоял и проповедь прочитал о. Бонаветура Корантен Нтонтас.

После Святой Мессы, перед выставленными Пресвятыми Дарами, была прочитана молитва на венчике Божьему Милосердию.

Праздник_1

Праздник_2

Праздник_3

Праздник_4

Праздник_5

Праздник_6

*

Праздник Божьего Милосердия

Праздник Божьего Милосердия отмечается в первое воскресенье после Пасхи, то есть во второе пасхальное воскресенье, которое именуется Воскресеньем Божьего Милосердия. Сначала этот празд- ник ввёл в литургический кален- дарь для Краковской архиепархии кардинал Франтишек Махарский (1985), а затем некоторые польские епископы сделали то же в своих епархиях. По просьбе польских епископов Папа Римский Иоанн Павел II в 1995 году официально ввел этот праздник в календарь для всех епархий Польши. В день канонизации сестры Фаустины, 30 апреля 2000 года, Папа провозгласил Воскресенье Божьего Милосердия праздником всей Церкви.

Установить этот праздник пожелал сам Иисус, в видении сказавший сестре Фаустине: Я желаю, чтобы первое воскресенье после Пасхи было праздником Милосердия (Дн.299). Я желаю, чтобы праздник милосердия был спасением и убежищем для всех душ, а особенно для несчастных грешников. В этот день открыты глубины Моего милосердия, Я изливаю целое море милостей на душу, которая приближается к источнику Моего милосердия; та душа, которая в этот день приступит к исповеди и Святому Причастию, получит полное отпущение грехов и избавление от наказания; в этот день открыты все каналы, по которым изливаются милости (Дн.699). В ряде откровений св.Фаустине Иисус определяет не только день для этого праздника в литургическом календаре Церкви, но также мотив и цель его установления, способ подготовки и празднования, а также даёт великие обетования. Наибольшим из них является обещание полного отпущения грехов и избавления от наказаний, связанное с принятием Святого Причастия в этот день после хорошей исповеди (без привязанности даже к малейшему греху), в духе благочестия, связанного с культом Божьего Милосердия, то есть в доверии Богу и в деятельной любви к ближнему. По словам священника проф. Игнатия Ружицкого, это даже большая благодать, чем полное отпущение грехов (индульгенция), поскольку индульгенция – это всего лишь отпущение прижизненных наказаний, причитающихся нам за совершённые грехи, и никогда не являвшееся прощением грехов как таковых. Эта экстраординарная благодать превышает также благодать шести таинств, за исключением таинства крещения: отпущение грехов и избавление от наказания – благодать, присущая исключительно таинству крещения и даруемая в оном. В процитированном выше обетовании Господь связал отпуще- ние грехов и избавление от наказаний со Святым Причастием, принятым в праздник Милосердия, то есть с этой точки зрения возвысил его до ранга «второго крещения». Подготовкой к этому празднику должно быть чтение новенны – чтение Венчика Божьему Милосердию в течение 9 дней, начиная со Страстной пятницы. Праздник милосердия исходит от Меня ради утешения целого мира (Дн.1517), – сказал Христос сестре Фаустине.

Так как культ Божьего Милосер- дия связан с величайшими обето- ваниями Бога, праздник Милосер- дия также занимает особое место в литургической традиции Церкви. Этот праздник – наивысшая из многочисленных обрядовых форм почитания Божьего Милосердия. Впервые об установлении этого праздника Господь заговорил в Плоцке, тогда же, когда выразил свою волю касательно создания образа. Я желаю, – говорит Он в феврале 1931 года сестре Фаустине, – чтобы был установлен праздник Милосердия. Я хочу, чтобы образ, который ты напишешь кистью, был торжественно освящён в первое воскресенье после Пасхи; это воскресенье должно стать праздником Милосердия (Дн.49). В последующие годы Господь Иисус возвращался к этой теме в многочисленных откровениях, не только определив место этого праздника в литургическом календаре, но и объяснив причины его установления, способы его подготовки и проведения, и перечислив связанные с ним благодатные дары.

Выбор первого воскресенья после Пасхи не случаен: это день октавы Воскресения Господнего, день, завершающий празднование Пасхальной Тайны Христа. Этот литургический период глубже всех прочих раскрывает тайну милосердия Божия, которая наиполнейшим образом явлена в страданиях, смерти и воскресении Христа. Уста- новление этого праздника в непосредственной временной близости к литургии Пасхальной тайны искупления и Воскресения Христова продолжает лейтмотив переживаемых нами тайн веры и ещё раз указывает на их источник – которым, конечно же, и является Божье Милосердие. Другими словами, без Милосердия Божия не свершилось бы дело искупления. Об этой нерушимой связи между милосердием и искуплением говорит святая сестра Фаустина в своем «Дневнике»: Теперь я вижу, что Акт Искупления связан с делом Милосердия, которого требует Господь (Дн.89).

Каковы основания установления нового праздника в литургическом календаре Церкви? Их дает нам сам Иисус Христос, сказавший св.Фаустине: Души погибают, несмотря на Мои горькие страдания. Я даю им последний шанс для спасения – праздник Моего милосердия. Если они не поклонятся Моему милосердию, то будут навеки потеряны (Дн.965). Спасательный круг, брошенный утопающему, – вот что такое обращение к Божьему Милосердию. Однако чтобы восполь- зоваться спасательным кругом, надо знать, что он существует, – необходимо познать Бога в тайне его Милосердия и обратиться к Нему с упованием. Такому познанию способствует установление отдельного праздника, помогающего обратить особое внимание на это конкретное свойство, присущее Богу.

Подготовкой к празднику должна быть новенна – чтение Венчика Божьему Милосердию в течение 9 дней, начиная со Страстной пятницы. Через эту новенну Я окажу душам многие милости, – обещал Иисус (Дн.796). Широко известна также новенна Божьему Милосердию, запи- санная в «Дневнике» святой Фаустины; в этой молитве каждый день мы препоручаем Богу определенные группы душ. Чтение этой новенны – прекрасная благочестивая практика, но не стоит ограничиваться ею одной, поскольку Господь ясно выразил желание, чтобы празднику предшествовала новенна Венчика Божьему Милосердию.

В день праздника (первое воскресенье после Пасхи), согласно воле Иисуса, должно иметь место торжественное освящение и публичное почитание образа Божьего Милосердия; в этот день с амвонов должны звучать проповеди о Милосердии Божием, пробуждающие в душах упование. Сей день верующие должны переживать с чистым сердцем, в духе благочестия, связанного с этим культом, – то есть с упованием на Бога и милосердием по отношению к ближним. Первое воскресенье после Пасхи – это праздник Милосердия, но должно быть и действие; Я требую почитания Моего милосердия путём торжественного отмечания этого праздника и почитания написанного образа (Дн.742).

Праздник Милосердия – это не только особенный день поклонения Богу в тайне Его милосердия, но и день большой благодати, поскольку Иисус связывает с этим торжеством великие обетования. Главное из таковых – это благодать полного отпущения грехов и избавления от наказаний: Та душа, которая в этот день приступит к исповеди и Святому Причастию, получит полное отпущение грехов и избавление от наказаний (Дн.699). По словам священника проф. Игнатия Ружицкого, это даже большая благодать, чем полное отпущение грехов (индульгенция), «поскольку индульгенция – это всего лишь отпущение прижизненных наказаний, причитающихся нам за совершённые грехи, никогда не являвшееся прощением грехов как таковых. Эта экстраординарная благодать превышает также благодать шести таинств, за исключением таинства крещения: отпущение грехов и избавление от наказания – благодать, присущая исключительно таинству крещения и даруемая только в оном. В процитированном выше обетовании Господь связал отпущение грехов и избавление от наказаний со Святым Причастием, принятым в праздник Милосердия, то есть с этой точки зрения возвысил его до ранга «второго крещения». Несомненно, для полного отпущения грехов и избавления от наказаний Святое Причастие в праздник Милосердия должно быть принято не только надлежащим образом, но и в духе благочестия, связанного с культом Милосердия.

Здесь необходимо уточнить, что исповедоваться не обязательно именно в праздник Милосердия, это можно сделать заблаговременно; важно, чтобы на момент причастия душа была чиста и лишена привязанности к какому-либо греху. Также нельзя не позаботиться о том, чтобы провести этот праздник в духе благочестия, связанного с культом почитания Божьего милосердия – то есть в духе упования на Бога и милосердия к ближним. Только тогда можно ожидать исполнения обещаний Христовых, связанных с этой формой культа Божьего Милосердия.

Господь Иисус сказал: «В этот день открыты все каналы, по которым изливаются милости. Пусть ни одна душа не боится приблизиться ко Мне – даже если её грехи будут как пурпур» (Дн.699). В день Милосердия все люди без исключения, даже те, кто ранее не участвовал в молебнах Божьему милосердию и находится лишь в начале пути обращения, получают долю во всех милостях, которые Господь связывает с этим праздником. Его обетования касаются не только сверхъестественных благодатей, но и земных благ, предела которым никто не положил. Человек, уповающий на милосердие, может просить чего угодно для себя и для других; лишь бы только то, о чём он просит, отвечало воле Божией – то есть служило ко благу человека с точки зрения вечности. Благодатные дары, необходимые для спасения, всегда согласны с волей Бога, поскольку Бог ничего не желает настолько сильно, как спасения душ, ради которого отдал жизнь Иисус. Таким образом, в праздник Милосердия все милости и благодати доступны для всех – как для общин, так и для конкретных людей, – лишь бы они просили с истинным упованием.

с. M. Эльжбета Сепак КБММ

Перевод: Наталья и Витольд Корбецкие
Полный анализ темы в реферате:
ks. Ignacy Rozyczki: Nabozenstwo do Milosierdzia Bozego,
Krakow 2008, ст. 99-104.

См. также: Милосердие » История почитания Божьего Милосердия » Праздник Милосердия
Источник:www.faustyna.pl/ru

*

Образ Иисуса Милосердного

Образ Иисуса Милосердного_1

Образ Иисуса Милосердного входит в число известнейших в истории Церкви и в совре- менном мире изображений Христа распятого и воскресшего. Этот образ необычен не только потому, что его соавтором является сам Господь Иисус, Который именно таким 22 февраля 1931 года явился сестре Фаустине в келье монастыря Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия в Плоцке и велел напи- сать свой образ согласно этому явлению. Вот как сестра Фаустина излагает это событие в «Дневнике»: Вечером, находясь в келье, я увидела Иисуса Христа, одетого в белое. Одна Его рука была поднята для благословения, а другая касалась одежды на груди. Из складки одежды на груди исходили два широких луча: один – красный, другой – бледный. (…) Немного спустя Иисус мне сказал: Напиши образ, ко- торый ты видишь, и сделай надпись: «Иисус, уповаю на Тебя». Я хочу, чтобы этот образ вначале был почитаем в вашей часовне, а потом – во всём мире» (Дн.47).

Итак, мы видим, что этот образ возник по воле самого Иисуса. Он является знамением и одновременно визуальным синтезом всего послания Божьего Милосердия, переданного через сестру Фаустину. С одной стороны, он напоминает о возвещенной на страницах Священного Писания тайне милосердной любви Бога к человеку и призывает нас к формированию христианской позиции упования на Него и милосердия по отношению к ближним, а с другой – исполняет роль сосуда для почерпа- ния милостей, который Спаситель отметил многими обетованиями. С молитвой перед этим образом, соединённой с делами милосердия по отношению к ближним, Иисус связал общее обетование всевозможных благодатей и земных благ (если таковые не противоречат воле Божией), а также частные обещания: благодать спасения, достижения на пути христианского совершенства и дар благой смерти.

Первый образ Божьего Милосердия появился на свет в мастерской вильнюсского художника Евгения Казимировского, будучи написан под руководством сестры Фаустины; это произошло в 1934 году. С той поры было написано немало других версий изображения Иисуса Мило- сердного, созданных согласно видению сестры Фаустины; их можно увидеть в храмах и часовнях по всему миру. Особенное место в этой иконографии и во всем культе Милосердия Божьего принадлежит прославленному многими чудесами образу в монастырской часовне Конгрегации Божией Матери Милосердия (санктуарий Милосердия Божьего в Кракове-Лагевниках). Именно с этим изображением связано исполнение слов Иисуса: Я хочу, чтобы этот образ вначале стал почитаем в вашей часовне, а потом – во всём мире» (Дн.47), хотя этот образ не был первым ни в святилищах её Конгрегации, ни в ряде изображений, написанных под непосредственным руководством сестры Фаустины. Упомянутый образ Христа окружен небывалым почитанием, его посредством верующим явлено множество милостей, а его копии и репродукции можно встретить на всех континентах мира.

Образ Иисуса Милосердного_2

*

Создание образа

О том, как должен выглядеть данный образ, в общих чертах сестре Фаустине поведал Господь Иисус в видении в Плоцке 22 февраля 1931 года (см. Дн.47). Иисус предстает перед нами в белом одеянии. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, левая касается одежды на груди, откуда исходят два широких луча: красный и бледный. Образ подписан словами: Иисус, уповаю на Тебя.

Воскресший Христос облачён в бе- лое. Правую руку поднял для благослове- ния. В описании видения нет ни слова о том, на какую высоту должна быть поднята рука в благословляющем жесте. На образе кисти Евгения Казимировского, том самом, для которого позировал о.Сопочко, правая рука Иисуса поднята только на высоту плеча – по принятому во времена написания образа порядку благословения. В свете «Дневника» не имеет никакого значения, была ли рука поднята на высоту плеча или выше. Важно лишь то, чтобы правая рука была вознесена для благословения (Дн.47).

Значение некоторых элементов этого образа Господь Иисус по- ясняет дополнительно в ряде вильнюсских явлений 1934 года, имевших место в то время, когда в мастерской Евгения Казимировского под руководством сестры Фаустины возникало первое изображение, созда- ваемое согласно плоцкому видению. На вопрос о значении лучей Иисус сказал: Эти два луча означают Кровь и Воду – бледный луч означает Воду, которая оправдывает души; красный луч означает Кровь, явля- ющуюся жизнью душ… – Эти два луча вышли из глубины Моего Милосердия в тот момент, когда Моё умирающее Сердце было пронзено копьём на кресте (Дн.299). Поэтому не надлежит изображать эти лучи как рассеивающийся свет, струящийся в том числе и вверх. Эти лучи исходят из складки одежды на груди в области сердца, однако самого Сердца Иисуса не должно быть видно на образе.

Следующая подробность касается взгляда Иисуса. Мой взгляд на этом образе такой же, как и на кресте (Дн.326) – такие слова Господа Иисуса записала в «Дневнике» сестра Фаустина. Некоторые, среди них также о.М.Сопочко, интерпретировали это утверждение буквально: как и на кресте – то есть взгляд сверху вниз. Иные же считают, что эти слова надлежит интерпретировать духовным образом. Слова «Мой взгляд на этом образе такой же, как и на кресте» призваны описать взгляд ми- лосердный, исполненный любви и заботы о человеке, ищущий его; все это наиболее полно проявилось именно на кресте Христовом.

К важнейшим элементам этого образа, связанным с ним по существу, относятся слова«Иисус, уповаю на Тебя», которые должны быть размещены внизу образа в качестве подписи. Вильнюсский исповедник сестры Фаустины, немало порадевший о написании этого образа, спрашивал её, могут ли быть в подписи иные слова, например, «Христос, Царь Милосердия» (Дн.88). Иисус мне напомнил, – отметила в «Дневнике» сестра, – что Он говорил мне первый раз, то есть что должны быть видны три слова. (В польском тексте оригинала данная фраза состоит из трёх слов «Jezu ufam Tobie». – Прим.пер.) Слова эти таковы: «Иисус, уповаю на Тебя». Я поняла, что Иисус желает, чтобы была помещена вся фраза (Дн.327).

Все важнейшие моменты послания Милосердия, переданного нам Иисусом через сестру Фаустину, в том числе основополагающие эле- менты образа Милосердия Божьего, остались зафиксированными в «Дневнике». В этом нас убеждают слова Иисуса, сказанные сестре Фаустине под конец её жизни: Будь спокойна, дочь Моя. Дело мило- сердия является полностью Моим, в нём нет ничего твоего. Мне нравится, что ты верно исполняешь то, что Я тебе поручил, и ни слова не прибавляешь и не убавляешь (Дн.1667).

Итак, мы имеем точные инструкции, как должно писать образ Иисуса Милосердного; однако, несмотря на это, было создано также множество неправильных изображений. Чаще всего ошибка заключается в отсутствии надписи внизу образа – «Иисус, уповаю на Тебя». На ряде образов можно увидеть дорисованное Сердце или же корону на голове Спасителя; эти элементы призваны подчеркнуть, что лучи исходят именно из Сердца, а представленный на образе Иисус – Царь Мило- сердия. Можно также встретить изображения одного лишь лика Иисуса, под которым размещена надпись «Иисус, уповаю на Тебя». Кроме живописных образов Иисуса Милосердного попадаются деревянные резные скульптуры, барельефы или же изображения, исполненные в различных современных техниках. Однако принадлежащими к данному культу могут считаться только живописные образы, поскольку Господь Иисус заповедал изобразить Его именно в этой технике, говоря:Напиши образ, который ты видишь, и сделай надпись: «Иисус, уповаю на Тебя».

*

Теологическое значение образа

Теологическое значение этого образа о.М.Сопочко связывает с же- ланием Господа Иисуса, чтобы образ был освящён и публично почитаем в первое воскресенье после Пасхи. В это воскресенье со времён Тридентского Собора читается фрагмент Евангелия от св.Иоанна, в котором говорится о явлении Господа Иисуса Апостолам в Горнице и об установлении таинства покаяния. Поэтому образ представляет нам вос- кресшего Христа, приносящего людям мир, отпущение грехов и всевозможные благодати ценой своих страданий и смерти крестной, следы которых Он носит на своём теле и показывает ученикам, как знамение подлинности своей смерти и воскресения. Потоки крови и воды, текущие из невидимого на образе пронзённого Сердца, как и раны на ладонях и ступнях, служат напоминанием о событиях Страстной Пятницы. Характерны для данного образа именно эти два луча: красный и бледный. В ответ на вопрос об их значении Господь Иисус объяснил: Эти два луча означают Кровь и Воду – бледный луч означает Воду, которая оправдывает души; красный луч означает Кровь, являющуюся жизнью душ (Дн.299). А значит, два луча символизируют святые таинства, святую Церковь, родившуюся из пробитого ребра Христова, и дары Святого Духа, библейским символом Которого является вода. Блажен, кто будет жить в их свете, – говорит Господь Иисус, – потому что не настигнет его рука Божьего правосудия (Дн.299).

Согласно мнению краковского духовника сестры Фаустины, образ должен интерпретироваться куда шире, поскольку он не относится исключительно к пасхальным событиям в жизни Христа, но служит единым знаком милосердной любви Бога к человеку. Эта любовь Божия наиболее полно явлена через Иисуса, в Его образе жизни, Его чудесах, Его проповеди, в частности – в Его страданиях, смерти и воскресении. По словам профессора о.Игнатия Ружицкого, в этом образе явлено милосердие всей Пресвятой Троицы, поэтому его называют образом Божьего Милосердия или же образом Иисуса Милосердного, ведь наиболее полно эта тайна явлена человеку именно в Нём.

Образ представляет собой визуальный синтез культа почитания Милосердия Божьего: он не только возвещает тайну милосердия Бога, в наибольшей полноте явленную в жизни, смерти и воскресении Христа, но и указывает на ответ, который человек должен дать Богу, глубже и глубже познавая эту тайну веры. Подпись под образом гласит: «Иисус, уповаю на Тебя». Это слова основополагающего человеческого ответа на опережающую милосердную любовь Бога. Ответ заключается в доверии.

В трудах сестры Фаустины доверие, оно же упование, означает целостную позицию человека по отношению к Богу. Эту позицию опре- деляют вера, надежда и любовь, а из моральных добродетелей – сми- рение и сокрушение. Следовательно, речь здесь идет о позиции ребенка по отношению к любящему отцу: ребёнка, который безо всяческих условий полностью вверяет себя родителю. Позиция упования на Бога, которую призван формировать культ Милосердия Божьего, – это не какое-либо религиозное чувство или же чисто умственное приятие истин веры. Эта совершенно конкретная и целостная позиция реализуется в исполнении воли Бога, выраженной в заповедях, в обязанностях, нала- гаемых положением, а также в откровениях Святого Духа, распознанных в качестве таковых. Верующий человек знает, что воля Божия является для него самим милосердием, поэтому старается с любовью её принимать и исполнять в собственной жизни.

Образ напоминает также об основной обязанности любого христиа- нина – о деятельной любви к ближнему. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, говорит Иисус своим ученикам (Лк 6,36). Поэтому образ, призванный представить милосердие Бога, одновременно пов- торяет евангельский призыв – стать людьми «по образу Божию», совер- шая дела милосердия по отношению к ближним. Господь Иисус сказал сестре Фаустине, а через неё – всем почитателям Милосердия Божьего, что образ должен напоминать нам, сколь многого требует от верующих Его милосердие, ибо даже самая сильная вера ничем не поможет без поступков (Дн.742). Я требую от тебя дел милосердия, – говорил Он, – которые должны проистекать из любви ко Мне. Ты должна всегда и везде проявлять милосердие к ближним, ты не можешь от этого устраниться, отказаться или отречься. Я даю тебе три способа осуществления милосердия по отношению к ближним: первый – поступок, второй – слово, третий – молитва; в этих трёх уровнях заключается полнота милосердия, которая является неоспоримым доказательством любви ко Мне. Таким образом душа прославит Моё милосердие и воздаст ему честь (Дн.742). Господу угодно, чтобы почитающие Его совершали в течение дня хотя бы одно дело милосердия из любви к Нему.

*

Обетования

Нетрудно догадаться, в чем состоит почитание образа Иисуса Милосердного: разумеется, в молитве упования в соединении с делами милосердия. С таким восприятием и отправлением культа Господь Иисус связывает свои великие обетования. Уже при первом явлении образа Он обещает, что душа, которая будет почитать этот образ, не погибнет (Дн.48), то есть дает обетование вечного спасения. Также в число обе- тований входят большие достижения на пути христианского совершенс- тва, милость благой смерти и множество иных милостей, в том числе и земные блага, о которых люди будут просить с упованием на Его милосердие. Я даю людям сосуд, с которым они должны приходить за милостями к источнику милосердия. Этим сосудом является этот образ с надписью: Иисус, уповаю на Тебя (Дн.327). Через этот образ Я буду оказывать душам множество милостей, а потому пусть любая душа имеет к нему доступ (Дн.570).

Ещё при жизни сестра Фаустина получила заверения Господа Иисуса, что этот образ привлечёт к Богу множество душ и через него милосердие Божие будет действовать в душах (см. Дн.1379). В апреле 1938 года они записала в «Дневнике»: Сегодня я увидела славу Божию, струящуюся из этого образа. Многие души получают милости, хотя вслух об этом не говорят. И хотя случается разное, Бог получает через него хвалу, и усилия сатаны и злых людей разрушаются, превращаясь в ничто. Несмотря на злобу сатаны, Божие милосердие завоюет весь мир и будет почитаться всеми душами (Дн.1789).

с. М. Эльжбета Сепак КБММ
Перевод: с. М. Беата Михаэла Ермак OPs

Образ Иисуса Милосердного_3

См. также:
Милосердие » История почитания Божьего Милосердия » Образ

Добавить комментарий