Интервью с о. Целестином Напюрковским OFM, 11.06.2010

Перевод с польского – брат Алексей Тимошин

Редактура текста – брат Артём Мигиц и о.Андрей Буко OFM

Благодарим о.Николая Дубинина OFM за организацию интервью

Отец Целестин Напюрковский легендарный человек в Польше, известный католический богослов, мариолог. Он приехал в Петербург на торжество Святого Антония, но основная цель его визита в Россию заключалась в том, чтобы подготовить V Богословский форум, который планируется провести в Петербурге 23 — 29 октября 2010 г. Отец Целестин дал интервью блогу «Францисканцы в Петербурге».

«Францисканцы в Петербурге»: Отец Целестин, спасибо, что согласились уделить время для беседы, для нас это большая честь, мы знаем Вас как богослова, автора книг по мариологии.

о.Целестин Напюрковский OFM

О. Целестин Напюрковский: Сначала я занимался мариологией, потом взял тему для докторской диссертации «Реакция протестантских богословов на провозглашение догмата об Успении Богородицы». Но для соискания высшей ученой степени я выбрал тему «Главные книги лютеранской реформации XVI века», и так вошел в экуменическую тематику. Святой Престол пригласил меня участвовать в комиссии, состоящей из представителей католической и лютеранской церквей. Когда в Люблинском католическом университете появилась специализация «Экуменизм», меня пригласили в качестве профессора на это отделение. Таким образом, мариология, экуменизм и догматика – это три направления, в которых я работал.

«Францисканцы в Петербурге»: Переведены ли Ваши работы на русский язык?

О. Целестин Напюрковский: Да, несомненно, что-то из моих работ переведено, хотя вряд ли могу их перечислить конкретно. Несколько лет назад я организовал в Одессе международный форум, материалы этого симпозиума, впрочем, опубликованы в этой книге (Отец Целестин показывает двухтомное издание этой книги) на польском языке «Великие и малые пророки Центральной и Восточной Европы».

В Одессе работает выпускник Люблинского католического университета украинец Саша Доброер и по его инициативе мы создали серию небольших брошюр в соавторстве. Для этих брошюр были использованы две мои статьи, но сейчас я уже не помню какие именно.

Также в Иркутске я читал лекцию на тему Успения Девы Марии, где впервые от сотворения мира проходил мариологический конгресс (смеется). Этот материал Доброер опубликовал не то по-русски, не то по-украински, затрудняюсь сказать точно.

Продолжая эту тему… Иркутский епископ Ежи Мазур попросил меня написать учебник мариологии на русском языке. И я написал этот учебник по-польски, частично он уже переведен, но еще не издан, называется «Сибирская мариология». Работа по переводу уже почти закончена, и теперь я ищу издателя и средства, чтобы закончить работу.

«Францисканцы в Петербурге»: Это всегда проблема, желаем успеха!

О. Целестин Напюрковский: В Польше были изданы три моих книги по введению в богословие, «как заниматься богословием», как создать богословскую систему, как ее преподавать – все это в методологической перспективе. Эти книги изданы на чешском и словацком языках. На этой основе я читал курс лекций во Львове. Частично эта книга переведена на украинский язык и издана как пособие для студентов. И несколько глав этого пособия переведены на русский язык. К сожалению, нет времени, чтобы закончить начатое дело.

«Францисканцы в Петербурге»: Братья-францисканцы в России хорошо говорят по-польски, можно надеяться, что когда-нибудь Ваши основные труды будут переведены на русский язык.

О. Целестин Напюрковский: Книга «Введение в богословие» на самом деле заслуживает перевода. Важно научится богословски мыслить – что значит быть богословом?

«Францисканцы в Петербурге»: Книга отвечает на вопрос: «Как богословствовать в нашем светском мире?»

О. Целестин Напюрковский: Да.

«Францисканцы в Петербурге»: Отец Целестин, насколько нам известно, Вы специально приехали в Петербург, чтобы подготовить VБогословский форум. Пожалуйста, могли бы Вы рассказать, как возникла идея форума, где проходили предыдущие встречи? Расскажите, пожалуйста, эту историю.

О. Целестин Напюрковский: Как родилась идея форумов Центральной и Восточной Европы? Меня смутило наше польское богословие, которое постоянно только и делает, что переводит западные богословские тексты, вместо того, чтобы писать самим, просто занимается переводом. И, как правило, немцев и итальянцев. Попадаются и достойные работы, но в большинстве своем это то, что не актуально для нас и проблематика этих работ часто искусственна и надуманна, как например, «богословие смерти Бога», «феминизм»… А тем временем, Второй Ватиканский Собор призывает нас, заниматься проблемой существования человека, и того, в каком контексте он существует. Ведь немец в Берлине или Дрездене находится в другой ситуации, чем вы в Петербурге или в мы Люблине. Сколько мы выстрадали от этих коммунистов (пусть Бог им простит), а они этого не пережили. Например, от нашего рекрута, призванного на службу в армию, требовалось даже крест снять, они же этих проблем не знали…

А для нас эти проблемы важны… И потому я сказал себе: Запад, конечно, надо уважать, ценить его достижения, но использовать их в меру и рассудительно, стараясь при этом создавать свое и понимать собственные проблемы. Так, например, священник Ежи Попелушко, будучи семинаристом, попав в армию, с этим столкнулся. Нам нужно заниматься своими проблемами…

У меня много выпускников, докторантов, которые закончив учебу, разъехались по родным местам. И они охотно откликнулись на мое предложение собраться и заняться своей собственной проблематикой, которая касается нас. Это движение и эта инициатива и была названа «Форум богословов Центральной и Восточной Европы».

«Францисканцы в Петербурге»: Когда эта идея реализовалась, в каком году?

О. Целестин Напюрковский: На переломе тысячелетий (смеется). Мои ученики приезжали с удовольствием, потому что встречались со своими друзьями и рассказывали о ситуации у себя, о состоянии богословия в своих странах — Чехии, Словакии, Украине, Белоруссии, Литве и в России. Хотя поначалу из России никого не было. I и II форумы проходили в Люблине. Потом, благодаря Саше Доброеру, который изучал экуменизм в Католическом Университете в Люблине, по возвращении на Украину, организовал III форум в Одессе. А так как тогда отмечалось 60-летие конференции в Ялте, мы поехали в Ялту.

«Францисканцы в Петербурге»: А! Знаменитая ялтинская конференции 1945 года!

О. Целестин Напюрковский: Что интересно, наша конференция проходила в том же зале, что и та, но Сталина там уже не было – витал его дух (смеется).

Материалы этой конференции опубликовали в этой книге «Большие и малые пророки Центральной и Восточной Европы». Здесь легко разобраться в темах и авторах (раскрывает книгу, читает «Содержание»). Это материалы форума в Люблине, есть материалы из Чехии, Словакии, Литвы, конечно, из Польши, из России. Аверинцев, Юдин…. Епископ Пикус из Польши защитил диссертацию об отце Александре Мене — «Пророк обновленного православия» – эта работа также вошла в этот сборник.

«Францисканцы в Петербурге»: Почему эта книга названа «Пророки»?

О. Целестин Напюрковский: Вы ведь знаете, кем были пророки в Ветхом Завете? Что самое важное в пророке? Пророк не предсказывал будущее. Пророк – это человек, который теснее, чем другие люди связан с Богом, слушает Его, Бог говорит с ним, а пророк лишь возвещает людям Его волю. Пророк интерпретирует историю: пророки Ветхого Завета объясняли народу, за какие прегрешения постигло его несчастье и наказание. Пророки – глашатаи воли Божией, они истолковывали исторические события в свете веры, пророки предлагают план действий, который исходит из этого опыта встречи с Богом.

Очень конкретный пример, который иллюстрирует такое понимание пророка: священник Францишек Блохницкий был дважды приговорен к смерти – один раз его приговорили немцы, второй – народные власти в Польше. И он, закаленный опытом этих преследований, предложил программу деятельности для воспитания молодежи, чтобы спасти ее от атеизма и помочь стать людьми глубокой веры. Он был епархиальным священником, а программа его деятельности получила название «Oaza». Его страшно преследовали, а он все равно собирал молодежь на конференции, несмотря на преследования и многих молодых людей воспитал апостолами веры. Это пророк нашего времени.

Второй пример – кардинал Стефан Вышинский не был сломлен преследованиями, но следя за происходящим, задавался вопросом: что делать в такой ситуации? И конструировал, создавал программы деятельности. Например, паломничество со списком иконы «Матери Божией Ченстоховской» по Польше. Народ был пробужден, тысячами выходил на улицы, а коммунистические власти были вне себя от ярости, потому что знали, что это созидает и возрождает веру. Властям нужно было как можно скорее покончить с этим, и они арестовали икону, заключив на Ясной Горе в Ченстохове, тщательно охраняли ее, чтобы икону никто не выкрал, и чтобы не продолжилось паломничество. Но нашелся один находчивый священник, который выманив охрану, выкрал икону и передал ее кардиналу Вышинскому, и паломничество иконы снова продолжилось по Польше. И народ пробуждался к вере. Это и есть еще один пример пророка, которого не сломили обстоятельства и который продолжал спрашивать себя: чего Господь Бог от нас ожидает?

«Францисканцы в Петербурге»: Отличный пример живой веры! Веры, которая не подавлена страхом.

О. Целестин Напюрковский: И таких людей было много! В России, на Украине были такие примеры. Отец Александр Мень – это пример пророка нашего времени, современного пророка. Форум богословов Центральной и Восточной Европы этим и занимается – находит таких свидетелей веры, примеры таких пророков.

«Францисканцы в Петербурге»: То есть это не будет чисто академическая богословская конференция?

О. Целестин Напюрковский: Ну, научная в какой-то степени тоже, потому что собираются информация из архивов, также записываются свидетельства людей. Эта работа является довольно скучной и монотонной, «научной», но очень важной. Я хотел бы отметить, что работа форума по своей природе экуменическая и в какой-то степени межрелигиозная. Такие замечательные свидетельства есть и у православных, и у баптистов, и у лютеран… В этой книге есть раздел и об иудеях. Януш Корчак, иудей.

«Францисканцы в Петербурге»: Знаменитый педагог.

О. Целестин Напюрковский: Да, всю свою жизнь посвятил еврейским детям. Когда этих детей повели в газовую камеру, он пошел с ними, хотя мог избежать этой участи, но сознательно до конца оставался с детьми. И мы христиане с благодарностью помним о таких людях, говорим о них и хотим говорить. Так созидается некая общечеловеческая солидарность.

«Францисканцы в Петербурге»: Итак, V форум Вы хотите провести в России, у Вас уже есть на примете участники, которых Вы хотели бы пригласить?

О. Целестин Напюрковский: Конечно, если бы здесь не было друзей, не удалось бы организовать этот форум в Санкт-Петербурге. Но я францисканец, а францисканец – это такой счастливый человек, который где бы ни находился, имеет своих собратьев, потому что это очень сильный Орден. Так и в Петербурге есть мои собратья, мне есть на кого положиться. Отец Николай Дубинин, настоятель францисканцев в России делал под моим руководством свою магистерскую работу.

nik_cel_30

В Высшей Духовной Семинарии есть профессор Яков Блашчишин, вербист, который готовился защищать у меня докторскую диссертацию, но потом защитился в Риме. Мы хорошие знакомые. Также здесь есть мой знакомый, священник Бронислав Чаплицкий, хороший церковный историк, который опубликовал две очень ценные большие книги, одна из которых – мартиролог католических священников в России. Таким образом, он как раз таки компетентен в вопросах, в которых заинтересован форум. Вторая книга о «Каритас» Католической Церкви в России. … Все эти мои знакомые помогают мне найти заинтересованных людей в Петербурге.

Если мы организуем такой большой симпозиум в России, то должны пригласить также и православных и протестантов. И теперь осматриваюсь, кого бы пригласить, что бы они также говорили о своих пророках, о своих свидетелях веры, о своих мучениках. У православных тысячи таких свидетельств жизни людей, пострадавших за веру. Так и растет форум… Будет третий том!

«Францисканцы в Петербурге»: А что вошло во второй том?

О. Целестин Напюрковский: Во втором томе – материалы из Одессы и Ялты и материалы IV форума, состоявшегося в Луцке на Украине. …В Луцке есть один удивительный католический епископ, Маркиян Трофимяк. Он окончил консерваторию, и даже став епископом не перестает заниматься музыкой. Организует концерты, всячески поддерживает молодых музыкантов. Во время форума в Луцке в программу благодаря этому епископу был включен также и концерт. И таким образом, мы находили в разных странах таких «пророков»…

Но также на наших форумах обсуждался еще один важный вопрос, а именно – христианская антропология. Потому что и фашизм, и коммунизм допустили антропологическую ошибку, приняв ложную антропологию, что человек – это удобрение истории. Надо восстанавливать христианский образ человека, христианскую концепцию человека. Об этом говорят и православные и протестанты – мы должны восстанавливать христианскую антропологию. Второй Ватиканский Собор говорит о достоинстве человека, свободе человека, значении истины в развитии человека, для созидания здравого общества, о значении истины для создания экономики…

«Францисканцы в Петербурге»: Это очень важно – говорить о христианской антропологии, о том, что в человеке запечатлен образ Божий, избегать  крайностей, какими в XX веке оказались фашизм и коммунизм. Отец Целестин, а какие опасности сегодня подстерегают христиан?

О. Целестин Напюрковский: Это либерализм, крайний либерализм. Если мы начинаем говорить об иерархии ценностей, либералисты сразу протестуют, называя христианство «идеологией». «Мне все дозволено, мне все можно!». И это угроза. Это предпочтения светской этики, которую создают атеисты, переоценивая экономический аспект – во главу угла кладется карьера и успех. Это светскость, исключающая религиозность.

«Францисканцы в Петербурге»: Между ними возможен диалог – между секулярным и религиозным мировоззрением?

О. Целестин Напюрковский: Диалог вести надо, но иначе чем между верующими разных церквей. С этими людьми, имеющими чисто светское мировоззрение, нужно говорить с точки зрения рациональной философии, без привлечения религиозных аргументов.

«Францисканцы в Петербурге»: Философские аргументы – Вы имеете в виду, что это будет светский язык философии?

О. Целестин Напюрковский: Да. Достаточно будет в этом диалоге обратить внимание на тайну, сокрытую в человеке, тайну, которая есть в каждой жизни. Не получится объяснить человека не исходя из трансцендентного. И это доказуемо рациональным путем. Люди светского мировоззрения, по большому счету, плохо образованы философски. Миллионы воспитаны марксизмом, а это философия очень низкого уровня.

Отсюда следует, что большим делом в секуляризированном мире, является развитие классической философии, теории познания (гносеологии) и метафизики. Но кто этому будет учить? Нет специалистов, только дети марксизма. Нужно с этого начинать.

Наши братья в Москве, в Издательстве, начали с публикации фрагментов сочинений блаженного Иоанна Дунса Скота на латинском и на русском языках (билингва). Доминиканцы сделали то же самое с текстами Фомы Аквинского. Эти труды расхватывали преподаватели, которые стыдились преподавать марксизм, но не мели других материалов для преподавания. Марксистские стереотипы еще не побеждены, не получится так сразу перескочить в другой мир.

«Францисканцы в Петербурге»: Значит ли это, что надо подождать, пока уйдут из жизни представители старого поколения, и проблема стереотипов закончится естественным образом? Или молодежь надо как-то философски воспитывать, например, вводить философское образование в школы?

О. Целестин Напюрковский: Не получится это сделать искусственно. Старшее поколение желает оно того или нет, передает младшему свои ошибки. А мы должны делать, что в наших силах: издательство, создание форумов, центров дискуссий.

«Францисканцы в Петербурге»: Когда Вы говорите о рациональной философии, Вы имеете в виду всю историю философии, включая, например, немецкую классическую философию Канта и Гегеля?

О. Целестин Напюрковский: Нет-нет-нет! Канта и Гегеля – нет! Классическая, проверенная – Сократ, Платон, Аристотель их ученики, Среднековье – Альберт Великий, Фома Аквинский, Святой Бонавентура, Иоанн Дунс Скотт…

А элементы современной философии нужно использовать, но не ее принимать целиком, что-то из феноменологии, экзистенциальной философии. Феноменология принципиально не принимает сущности вещей, но Иоанн Павел IIизучал феноменологию и нашел в ней что-то полезное. У экзистенциализма можно позаимствовать восприимчивость к экзистенции человека в конкретном контексте. Так, каждая философия может нам что-то дать, но только в той мере, в какой она сопоставима с Откровением. Нам нужна коппатибильность! Авторы Средневековья, философы и богословы, много ссылались на авторов античности. Францисканцы, например, больше обращались к Платону…

Если говорить о такого рода философии в коммунистический период, то лучше всего она сохранилась в Католических университетах, они имели смелость критиковать марксизм.

«Францисканцы в Петербурге»: Да, о. Целестин. Большое спасибо Вам за интересную и содержательную беседу!

***

Статья о.Целестина Напюрковского, переведенная на русский язык:

Знак великий на небе: О почитании Девы Марии

Добавить комментарий