12 – 14 апреля 2013 г. в Санкт-Петербурге прошли духовные упражнения «Истина сделает вас свободными»: Истина в Священном Писании.
Реколлекции проводил о. Виталий Манцевич OFM Conv., Калуга.
Благодарим о. Виталия за предоставление текстов конференции.
I Конференция
Введение в Духовные упражнения
Удивительный факт – Библия никогда не говорит об абстрактных теориях (не конкретных) или о глубоких спекуляциях. Библия – рассказ об отношениях между Богом и человеком. Эти отношения очень разные и порой драматичные. В Библии мы встречаемся с Жизнью.
В Священном Писании правда является живой, в противоположность интеллектуальной правде, унаследованной от Греков. Для них она является прежде всего чем-то, что относится к миру идей: идеи и слова правдивы настолько, насколько они согласны с реальностью. С библейской правдой дела обстоят иначе. Она опирается на религиозном опыте, на исторических событиях, что Бог вышел человеку на встречу. Благодать, которую Бог дает человеку, не проходящая вещь, но пребывающая вечно. Если Бог однажды обратил Свой Лик к человеку, то уже никогда Свой Лик не отвратит от человека. Бог вчера и сегодня тот же. Это Бог заключающий завет обещает, что завтра Он буде таким же как и сегодня. Бог не подведет, Он обещает и это обещание исполняет: Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Книга Числа 23:19). если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. (Второе послание к Тимофею 2:13). Бог не меняется, Он не капризный, или «шутничёк», не пребывает в плохом настроении. Его Имя Ягве, то есть Я ЕСМЬ СУЩИЙ! Бог говорит о себе в настоящем времени и Он не подлежит влиянию прошлого или будущего. Он не говорит «Я тебя любил» или «Я буду тебя любить». Много событий из нашей жизни остались в прошлом, многое забыто. У Бога ничего не проходит, не остается в прошлом и это делает Его абсолютно правдивым! Все происходит в вечности теперь! Он всегда в гармонии с Собою. В Нем нет того, что есть в нас: множество разных слоев, поверхностей. Он Тот, кто Есть и поэтому Он истинен. На Него можно уповать, довериться, верность – это Его природа!, потому что Он всегда тот же! Вот такое богатство мы находим в Библии: «Бог скала мая, моя Твердыня, мой Спаситель, Боже, Скала моя на которой я укрываюсь, Щит мой, сила спасения моего, моя Защита». Еврейское слово emet (правда) происходит от aman, которое означает: быть солидный, уверенный, достоверный. Можно сравнить с нашим литургическим аминь. Кто отвечает аминь, тот подтверждает, что то, о чем говорит молитва, является истинным, достоверным, правильным.
II Конференция
Человеческая правда опирается на Божью правду
Божия правда (верность) является фундаментом нашей правды (верности). Наша правда опирается на том, что мы бесконечно на Него уповаем и это возможно лишь потому, потому что Бог абсолютно достоверен. Человек, который знает (понимает) не только разумом, но и всем своим существом, что Бог достоверен, также сам является или станет истинным (будет жить истиною). Это правда, что мы являемся слабыми, часто неверны, и обращаемся в сторону того, что недостоверно. Однако зная то, что Бог ждет нас и никогда не перестанет нас ждать, наступает такой момент в нашей жизни, что мы капитулируем перед Богом.
Но кто до сих пор верит в верность Бога? Наоборот, обвиняют Его в неверности. Также среди христиан есть много таких, кто считает, что Бог обманывает мир, что Он уже не заботится о нас, что Он просто замолчал, перестал говорить. В наше время надо иметь много мужества, чтобы говорить о Божием Проведении и о Его заботе о людях. Можно услышать реакцию, наполненную цинизмом: «Что?! Бог любит мир. Ну ладно, посмотри на этот мир как он выглядит: голодающие люди, войны, издевательства. Это что, плод верной любви?».
Из-за того, что человек перестал уповать на Бога, он не может уповать и сам на себя. Если он подвергает сомнению Божью верность ipso facto, уменьшает свою верность. Каким образом мы можем сдержать обещанное слово, когда даже не верим, что даже Бог не сможет помочь? Откуда тогда нам взять необходимые силы для нашей верности в наших постановлениях, когда мы даже не уверены, что Господь тоже принимает участие в наших планах, что Он гарантирует нам Свою помощь в том, что мы уже начали или запланировали в Его Имя и согласно с Его волей. Если скалой, которой является Бог, в нас пропадает эта уверенность, у нас уже нет стабильной почвы под ногами. У нас нет отправной точки, попросту нет компаса. Если мы дискредитируем Бога, дискредитируем и самих себя, потому что это Он нас поддерживает, это Он нас несет на Своих руках. Если Он колеблется, колеблется и вся вселенная, потому что Он держит все на Своих руках. Удивляет ли нас сегодня современный кризис доверия? Если исчезает вечное время теперь, остается лишь время прошлое и будущее, то есть движение и изменение.
Но Бог – это наша скала. Во Христе Он это показал нам, что Он является скалой. Бог пришел к нам в Иисусе и таким способом подтвердил то, что уже явил (сказал) о Себе самом и что сказал о нас, является правдой. Иисус страдает и умирает на кресте «являя верность Бога и подтверждения через обещания данное отцам» (Рим 15,8). Иисус –это Божие Аминь. Это через Христа Бог подтверждает Свое обещание и показывает что в Нем нету да и нет, но что в Нем есть только да. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»…(Второе послание к Коринфянам 1:19). В этом тексте апостол Павел переводит еврейское аминь греческим nai (да). Когда Христос хочет сказать что-то важное, в Свою речь добавляет Аминь. Аминь является словом верности. Если Я раз сказал, что люблю, значит вечно не говорю ничего иного кроме аминь, аминь… Библия заканчивается этим выразительным словом: Аминь.
III Конференция
Бог сокрытый и Бог открытый
Иисус, через то, что является видимым и позволяющий испытать Божий Аминь во всех Его обещаний, способом неожиданным и могущественным, открывает нам и показывает Бога. Любовь Божия и Его верность, то есть Его правда, становятся видимыми в Иисусе Христе. Здесь мы приближаемся ко второму понятию слова «истина» в Библии, прежде всего в Новом Завете, а прежде всего у святого Иоанна. Значение это видно в греческом слове alethia, которое означает «не скрытый». Правдой является то, что не скрыто, то, что теперь видно. Бог тот, кто живет во свете, к которому никто не имеет доступа: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». (Первое послание к Тимофею 6:16), «истинно Ты Бог сокровенный» (Ис 45,15). Но во Христе этот Бог стал явным (открытым). Как сам говорит, Иисус есть правда (Ин 14,6). Это Бог, который уже укрывается. Он Бог явленный. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Св. Евангелие от Иоанна 14:9). Он есть правдой, так как Он есть Бог, видимый в человеческом облике. Таким образом Бог открывается в Иисусе Христе и через Него открывается Отец.
Иисус – полнота откровения. В Нем есть все, что Бог хотел сказать. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.(Св. Евангелие от Иоанна 1:18). Св. Иоанн от Креста часто подчеркивает, что вся правда находится в Иисусе Христе. Куда-то бежать, чтобы найти правду, не стоит. Желание стремиться, чтобы иметь возможность получить явление Бога, является оскорблением Бога. «Бог дал нам своего Сына, который есть Его единственное Слово – так больше не обладает другим словом – и через это единственное Слово сказал нам все. Больше добавить нечего… Если бы кто-то сегодня еще спрашивал бы Бога, или желал бы от Него каких-то явлений, не только бы ошибочно поступил, но и обидел бы Бога, не желая обратить полностью свой взгляд на Иисуса Христа» (Кармил II,22,3 и 5). Св. Павел еще более конкретно говорит: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» (Послание к Колоссянам 2:9).
IV Конференция
Крест – время истины
Единственное, чего желал знать апостол Павел, это Иисуса Христа, и Христа распятого (1 Кор 2,2.) Почему? Зачем «распятого»? Потому что слово особо сильно и четко звучит на кресте. Иисус есть «образ Бога невидимого» (Кол 1,15). Показывает нам сущность Бога. Бог есть любовь, и в Иисусе Христе, мы видим, что это означает. Разделил с людьми труд работы и бедности, учит, утешает, врачует больных. Однако «образ (икона)» осуществляется только на кресте. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Св. Евангелие от Иоанна 15:13). Вся Божия слава, слава любви видна на кресте. Там прозвучало слово, там Иисус возгласил «громким голосом» (Евр 5,7), что Бог есть любовь и что необходимо нам делать с любовью. Там является слава Христа, а через это и слава Отца. Еще раз повторим: «Кто меня увидел, увидел и Отца». Св. Павел говорит о «познании славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4,6). «Время», которое ждал всю жизнь Иисус Христос, это время креста (время на кресте). Там наиболее сияет слава любви. Всего хватает. Это на кресте Иисус произносит: «Совершилось (исполнилось)» (Ин 19,30).
Крест показывает нам, что Бог совсем по-другому понимает славу, нежели мы. Его слава совсем другая, не в нашем понятии и отлична в нашем представлении о славе. Когда мы говорим, что Бог восседает на троне на небесах, нам надо увидеть, что его троном является крест, это крест есть троном Божией славы. Крест это не одноразовое явление. Конечно, Иисус один раз умер на кресте. Однако сама суть, глубокое значение креста, это то, что Бог есть любовь до такой степени, что отдает Свою жизнь за жизнь своего творения – и это вечно! Крест приобретает вечное измерение. Поэтому св. Иоанн в книге Откровения говорит, что увидел стоящего на престоле Агнца, «как бы закланного» (5,6). Агнец стоит как будто убитый, закланный. Вот же парадокс! Господь побеждает, будучи побежденным! Его реакция – отдать свою жизнь!
Св. Иоанн продолжает, что Агнец заклан от «сотворения мира» (Откр 13,8). То, что символизирует крест, свой символ берет начало уже от сотворения мира. То, что Бог творит, означает, что начинает давать Себя другим. Есть на небесах Гора Голгофа, там все имеет свое начало. Однако нам необходимо сделать шаг вперед. Уничижение (обнажение) Бога, Его давание Самого Себя, не берет свое начало в моменте сотворения. Уничижение является Его существованием: Три Божественных Лица, это чистейшее взаимоотношение, где каждое Лицо отдается другому и обретают Себя в самоотдачи.
Крест – это время правды, время истины, здесь является, сияет его полнота. Благодаря Пресвятой Евхаристии, все люди, которые родились после Иисуса Христа, имеют возможность присутствовать, когда Он на кресте являет любовь Отца. Евхаристия – это продолжения креста во времени. «Сие есть Тело Мое, за вас преломляемое… Это Кровь Моя, за вас проливаемая». Через Пресвятую Евхаристию Господь с нами в общении, дает Свою жизнь в видимых знаках. Но добавляет еще нечто прекрасного. Те люди, которые присутствовали во время, когда Иисус умирал на кресте, не могли принять той жизни, которое было дано им. Вот в Евхаристии это возможно, чтобы принять эту жизнь и вкушать ее. Иисус отдает нам самого себя, себя убитого (закланного) во время жертвы. Всякий, кто Его вкушает уподобляется Ему, становится человеком жертвенным и распятым. Сама любовь, то есть отдача самого себя, проникает в человека. Конечно, это происходит тогда, когда понимается это значение и практические результаты, и когда пробуется относиться к этому со всей серьезностью.
V Конференция
Крест – исполнение откровения
Крест все в себя вмещает. В нем есть вся полнота откровения. Где полнота, там и правда. Только тот, кто всматривается в весь рост, способен оценить отдельные его фазы. Правдой бутона это цветок, а правдой цветка является его плод. Завершение открывает смысл всего, что имело место быть раньше. Пока человек живет, нельзя окончательно вынести осуждающий вердикт. Это очень рискованное дело, писать биографию живущего человека. Только лишь после смерти можно оценить его жизнь (только не надо забывать, что смерть не является чем-то окончательным. После смерти человек погружается в Божие милосердие. Хоть и его жизнь, и не была слишком красивой или достойной, мы знаем, что окончательное решение в руках милосердного Бога).
Так как крест является завершением земной жизни Иисуса, в свете креста мы должны рассмотреть (оценить) все, что Он говорил, и что делал. С самого своего начала Иисус растет, приближается ко времени креста. Это время является нормой Его действия. Западное и восточное богословие одинаковы в суждении, что Бог стал человеком, целью Которого был крест. Крест – это не только несчастье или драматическая случайность. Иисус, осознавая свою цель, направляется к Иерусалиму. «Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее». Экстремально крестное унижение бросает свет на всю жизнь Иисуса. Мы это понимаем, когда смотрим на крест. Тогда все, что Он говорил и делал, становится ясным, все это было нарастающим откровением Бога.
В кресте полнота откровения, крест – великое чудо Бога в мире. «То, что самое важное в Иисусовых чудесах, это их ограниченность». Совсем не было бы по-христиански слишком уж подчеркивать некоторые чудеса, чтобы таким образом заслонить свет креста. Чудо является указателем и подчеркивает, что существует нечто более большее. Чудо – это не завершенная реальность, оно всегда указывает путь к чему-то другому. Пробуждает веру. А когда пробуждается и возрастает вера, тогда встречается крест. Крест является этим великим чудом, всеобъемлющим чудом. Отдельное чудо – это частичная правда, а крест – это полнота правды. Лазарь заново рождается к жизни, потому что должен разделить судьбу Иисуса: «Первосвященники решили убить и Лазаря» (Ин 12,10). Чудо рождения Марии без греха совершается лишь благодаря тому, что Она должна будет стать матерью Иисуса, Mater dolorosa (Матерью скорбящей). Правдой, всей правдой, всегда останется крест. Это он является ключом ко всем тайнам, ключом Давида, которым Иисус «откроет, и никто не отворит» (Откр. 3,7). Крест вписан в творение, в быт, потому что вписан в Пресвятую Троицу.
VI Конференция
Божия правда сделает вас свободными
Божия правда, то есть Его верная любовь, является источником всякой свободы. Окончательную свободу и безопасность мы найдем в Божией любви, которая никогда не подведет. Мы все знаем, что любовь и только любовь нас освобождает (дарует нам свободу). Она развязывает наши хорошо завязанные узлы. В тот момент, когда кто-то начинает нас любить, мы способны на смелость открыть наши окна и ворота`. Каждый из нас знает, каким каналом поступает в нас жизнь, как любовь делает нас правдивыми, и как мы обретаем внутреннее постоянство, новую структуру. Эти слова похожи на слова, что Бог есть Любовь и Он есть Творец. Любовь не перестает творить.
Но как же трудно любить! Большой проблемой, с которой встречается современный человек, имеет начало в страхе человека, что он не любим и не будет любим никогда. И Бог тоже не исключение (мнение человеческое). Отчего Он должен любить меня? Я не достоин любви. Но Бог ведь не любит меня из-за того, что я добрый, но потому, что это Он Добрый! И если Он Добрый, то в первую очередь Он обращается к тем, кто наиболее нуждается в Его доброте. Разве это не нормально? Блаженную Мать Терезу любовь побуждает к поискам голодающих, умирающих людей. Тем, которым хорошо живется в Калькуте, у них нет возможности встретиться с матерью Терезой. Бог ищет грешников, им Он является как Любовь. Если мы желаем войти в контакт с Богом, мы должны сначала сделать следующее: стать маленькими. Наша нищета – это магнит, притягивающий к нам Бога.
Довериться исцеляющей, обновляющей и преобразующей любви Божией – вот задача нашей жизни и ее продолжение будет в вечности. Это также хороший способ, когда мы, сотворенные создания, можем любить Бога. Мы не только освобождаем самих себя, но и Бога. Да, доверяя Богу, будучи наполнены Богом, мы лечим Его боль, который имеет начало в том, что Любовь не любима, она не понята. Для того кто любит, нету большей болью, когда ты встречаешься со стеной. Очень больно, когда любовь отбрасывают. Если мы подумаем (представим), что Божия Любовь бесконечна, и она каждый день отбрасываема, тогда мы поймем тех богословов, пишущих о страдании Бога. Человек блокирует любовь Божию, мешает Ему быть Богом, то есть Любовью, которая творит. Делаем это прежде всего мы, христиане. Так как это мы, больше ведаем о чудесах Божиих.
VII Конференция
Поступать в правде
Мы не способны с самого начала понять всю правду и быстро начать и жить ею, ходя в 100% правде. В нашем интеллекте, мышлении, а прежде всего в нашей жизни есть еще места для неправды. Но всякий раз мы можем пробовать ходить в этой правде, которую мы замечаем. Томас Мертон пишет, что мы часто похожи на Пилата, все время спрашиваем: «Что есть правда»? (Ин 18,38), и потом мы эту правду распинаем, хоть она была так близка, что можно было рукой подать (прикоснуться).
Правда делает нас святыми (освящает). Иисус молился, чтобы и «они были освящены истиною» (Ин 17,19). Мы еще не освящены должным образом, так как недостаточно ходим в правде. Тогда, когда истина проникает в наше сознание, в наш интеллект, интеллект освящается. Однако человек должен быть весь освящен. Истина, которая находится в интеллекте, должна освятить и волю, и сердце. Хотя интеллект и замечает эту истину, свобода имеет свободу выбора, чтобы истину Божию превращать в ложь. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Послание к Римлянам 1:25).
Увидеть, заметить правду, это еще одна ответственность. Тот, кто не хочет жить согласно истине, будет соблазн совершать еще большую неправду. Когда Бог приближается к человеку, ситуация его становится рискованной. В день суда легче будет земле содомской и гоморской, нежели этому городу, которое слышало голос Божий, но им не жило. Истина рискованная вещь, если ее понимаем, но не живем ею.
Но если мы являемся слугами истины, когда пробуем жить согласно с в этом свете, мы преображаемся из славы в славу, из свободы к свободе.