Реколлекции (духовные упражнения)

С 1 по 7 июля в монастыре Св. Антония Чудотворца в Петербурге проходили духовные упражнения для молодежи. В реколллекциях принимали участие молодые прихожане из Петербурга и группа францисканского прихода г. Калуги. Упражнения проходили под руководством о. Андрея Буко OFMConv и о. Михаила Грушка OFMConv.

о. Андрей и о. Михаил

Мы попросили о. Андрея рассказать о программе и о том, как проходили реколлекции.

ПРОГРАММА

Призванные к …

Девиз первого дня «Добро пожаловать!»

Четверг 1 июля

Посещение Эрмитажа

Встреча в часовне

Месса с вечерней

Вечер общения

Молитва на окончания дня

*

Девиз второго дня «Зачем я живу?»

Пятница 2 июля

Молитвы

Автобиография

Еще раз автобиография

Скучно или не скучно – вот вопрос – (Мф.)

Месса с вечерней

Поклонения Пресвятым Дарам

Молитва на завершение дня

*

Девиз третьего дня «С кем поведешься, от того и наберешься!»

Суббота 3 июля

Месса с утреней

Фильм с обсуждением: «Ушпизин» («Гости») (Израиль, 2004) реж. Гиди Дар

Скажи мне кто твой друг – скажу тебе кто ты

Скучно или не скучно – вот в чем вопрос

Вечерня

Встреча с драконом

Молитва на окончания дня

*

День четвертый «Невидимая ладонь»

Воскресение, 4 июля

Выход в храм Св. Станислава

Прогулка с Богом

Скучно или не скучно – вот в чем вопрос (Дан.)

Фильм с обсуждением: «Центральный вокзал» (Бразилия, 1998), реж. Вальтер Саллес

Молитва на завершение дня

*

День пятый «Как распутать запутанные пути?»

Понедельник 5 июля

Молитва и прощение

Скучно или нескучно – вот вопрос (Лк 18, 1-8)

Что меняет исповедь?

Месса с вечерней

Поклонения Пресвятым Дарам

Молитва на завершение дня

*

День шестой «Как найти Бога?»

Вторник, 6 июля

Фильм с обсуждением: «Спеши любить» (США, 2002), Реж. Адам Шенкман

Скучно или не скучно – вот вопрос – (Быт. 3, 8-17)

Подготовка к презентации своих талантов

Месса с вечерней

Вечер общения: Концерт

***

«Францисканцы в Петербурге»: О. Андрей, все началось в четверг 1 июля, ребята приехали утренним поездом?

о.АндрейО. Андрей Буко: Да, ребята приехали рано утром, немножко отдохнули, и после завтрака началась программа. Мы их сразу повели в Эрмитаж, поскольку в первый четверг месяца было бесплатное посещение Эрмитажа. Очередь была огромнейшая, но она очень быстро двигалась, они все равно отстояли 40 минут. Они не первый раз были уже в Петербурге, у них, я заметил, уже есть в Эрмитаже свои излюбленные места, ребята сразу побежали к оружию. Сама программа духовных упражнений началась в шесть часов вечера, мы собрались в часовне. Перед каждой мессой у нас было небольшое вступление, которое поясняло все литургические жесты, символику этих жестов, что они обозначают, чтобы они немножко более сознательно участвовали в самой литургии. Проповеди во время мессы мы старались подобрать под тематику. Вечерами мы собирались для общения, в первый вечер мы собрались, чтобы познакомиться, каждый рассказывал, делился, что он любит, что умеет и что он хочет. Т.е. вот были три такие слова, на которые они должны были ответить, получилось очень интересно, каждый поделился частичкой себя. А такая полноценная программа началась во второй день. После утреней молитвы и завтрака мы собрались в зале, и ребятам было дано задание. Каждому был роздан листик бумаги, и мы попросили их написать свою автобиографию, но не прошлой своей жизни, а от сегодняшнего момента и до дня смерти: как моя жизнь будет выглядеть в моем представлении – такое было здание необычное, они с большим интересом подошли к этому. Они разбрелись на полтора часа по своим местам, и каждый что-то написал себе, потом мы собрались в 12 часов и кто хотел, поделился своей автобиографией. Это не было секретом, можно было поделиться, и даже, несмотря на то, что сначала высказали смущение ой, как это делиться. Но потом, почти все поделились, даже нас заставили с о. Михаилом, поделится нашей автобиографией на будущее. А после обеда мы снова вернулись к этой теме, была снова конференция на эту тему, поэтому она называется «Еще раз автобиография». Мы как бы сначала говорили «Моя жизнь моими глазами», потом была конференция на тему «Моя жизнь глазами Бога», т.е. как Бог пишет мою автобиографию. Хотя, что интересно, почти все ребята в своей автобиографии это не раз подчеркивали, что я-то могу представлять себе так, но моя жизнь для Бога может выглядеть совсем по-другому, Бог ей может распорядиться совсем по-другому, они это постоянно подчеркивают.

«Францисканцы в Петербурге»: Весьма зрелая мысль!

О. Андрей Буко: Да, они сами к ней пришли, им никто ничего не подсказывал. Потом, каждый день у нас проходила библейская встреча, давалась тема дня, например, «Скучно или нескучно?» Это была библейская встреча на определенном фрагменте из Писания, они читали и размышляли, такая мини LectioDivina по Библии.

«Францисканцы в Петербурге»: Учитывали ли Вы пожелания молодежной аудитории, когда с о. Михаилом планировали программу упражнений?

О. Андрей Буко: Да, мы заранее их спросили, что им было бы интересно, какие тематики они хотели бы поднять, они откликнулись и там звучали такие темы: была тема призвания, познать свое призвание в жизни, была тема, но которая, правда, не была освящена, францисканская святость, францисканская духовность. Потом была тема отношений между людьми, как изменить другого человека.

«Францисканцы в Петербурге»: Надо же! Для таких дискуссий Вам как ведущим, вероятно, требуются специальные знания по психологии.

О. Андрей Буко: Да, конечно, какая-то психологическая база должна быть, но вообще то, что относится к психологии – этим занимается психология, а духовность она по-своему дает ответы на эти же самые вопросы. Потому что все равно духовность смотрит на все это глазами веры. Психология изучает механизмы человеческой психики, у нее своя методика ответов человеческими средствами на все эти вопросы, а мы все-таки, христиане, смотрим на все на это глазами веры, и здесь есть сверхъестественный момент, действие Божией благодати, это немножко меняет ситуацию.

«Францисканцы в Петербурге»: Взгляд верующего человека на свою судьбу, которую ведет Бог, так разительно отличается от подхода светского человека, считающего, что он сам хозяин своей жизни.

О. Андрей Буко: Многие из них тоже проходят свой кризис, особенно парни, поскольку я с ними общаюсь третий год, вижу, что для многих стоял вообще вопрос ребром: есть ли Бог? То, чему нас учили с детства на всех этих уроках катехизации – это одно, а жизнь она как-то по-другому складывается, реальность она немножко другая, есть много трудных вопросов, которые трудно разрешить.

«Францисканцы в Петербурге»: Возможно, это только вопрос времени и накопления жизненного опыта, но главное, что у них есть традиция, некое знание и оно поможет им в дальнейшем.

О. Андрей Буко: Естественно поможет, тем более я вижу, что они положительно этот момент переживают. Они уже достаточно самостоятельны.

«Францисканцы в Петербурге»: Вы упомянули, что обсуждалась необычная тема – о «моей будущей жизни». Интересные ли состоялись дискуссии на эту тему?

О. Андрей Буко: Да, были интересные обсуждения. Конечно, каждому молодому человеку хочется яркого, впечатляющего, а быт «серый» и «заедает» – это две самые распространенные характеристики житейского быта. Но как раз-таки это большое искусство научится находить красоту и смысл в самых простых банальных вещах повседневной жизни, тогда преображается вся жизнь. Это мы пытались им все время сказать.

«Францисканцы в Петербурге»: Пожалуйста, могли бы Вы дать краткие характеристики следующих дней реколлекций.

О. Андрей Буко: Девиз третьего дня был: «С кем поведешься, от того и наберешься!» Смотрели и обсуждали фильм «Ушпизин». Здесь главная темы была – если ты по жизни с Богом, то ты будешь преображаться по Его образу и подобию. А если выберешь себе товарищество далекое от Бога с дурными привычками, то волей-неволей станешь с такими же привычками. Поэтому это такое мото всего дня было. Проверка своего стержня жизни.

omih

На обсуждении темы «Скажи мне кто твой друг – скажу тебе кто ты» охотно рассказывали про друзей, была конференция и о. Михаил ее вел, там как раз много психологии было, о познании себя, как мы вообще функционируем.

*

А вечером была «Встреча с драконом», – ужин на природе в нашем дворике, брат Пётр в роли дракона, в роли огня выносной каминчик для шашлыков.

br_petr_70

Потом играли в очень веселую подвижную игру «Ноги».

foot

Тема четвертого дня – «Невидимая ладонь». Утром у нас был выход в храм святого Станислава на мессу, это был воскресный день, поэтому участвовали вместе со всем приходом в Мессе.

vremia_50

Потом была прогулка, ну, а вечером, после библейской встречи снова смотрели фильм с обсуждением «Центральный вокзал» – тема поиска отца, там тоже показано как изменяется человек, преображается, когда в его жизнь входит другая личность, другой человек. Ну, там не одна, там много тем – например, тема ответственности, нравственности. Если это хорошее кино, то оно всегда побуждает к размышлению, к обсуждению, ребята охотно делятся своими впечатлениями и мыслями.

«Францисканцы в Петербурге»: Вы сами принимали когда-нибудь участие в подобных реколлекциях?

О. Андрей Буко: Да, конечно – здесь, в России, в Белоруси, в Польше, как ведущий и как участник. Как ведущего у меня пока маленький опыт, но как участника большой.

«Францисканцы в Петербурге»: О. Андрей, спасибо за интересный рассказ!

***

Своими впечатлениями также поделились участники калужской группы Регина, учащаяся 10-го класса (гуманитарный профиль) и Михаил, школьный учитель биологии.

Регина Милютина

*

Регина Милютина: Вообще, впечатлений очень много, хватит на годик. Петербург – это город, в котором хотелось бы жить. Сегодня ночью мы ходили на прогулку смотреть как разводят мосты на Неве у Эрмитажа, гуляли к Дворцовому мосту. А конференции для меня прояснили вопросы, которые мучили с самого начала жизни с францисканцами в приходе – объяснения перед мессой символов, жестов во время литургии. Первые самые комментарии к мессе объяснили для меня событие шестилетней давности в Сочи на реколлекциях, потому что мне было немножко непонятно, что во время мессы происходит, как-то по-другому люди себя ведут, сейчас только стало понятно.

*

«Францисканцы в Петербурге»: Группа калужских францисканцев представлена в социальной сети vkontakte, она там называется «Францисканские сандалии на калужской земле». Регина, Вы являетесь одним из администраторов этой группы, наверное знаете – почему её назвали «Францисканские сандалии»?

tau2Регина: У нашего прихода есть скит недалеко от Калуги, и там у нас на холодильнике висит такая бумажка с изображением креста тау и написано правило францисканского чая: «Чем больше пыли на ваших сандалиях, тем больше чая вам дадут», нам это очень понравилось, мы взяли «сандалии» для названия группы.

*

МихаилМихаил: Это моя вторая поездка в Петербург, а на реколлекциях, на духовных упражнениях я первый раз. У нас в калужском приходе были «Каникулы с Богом», мы ездили в приходской скит, и там, в скиту были реколлекции. Они такие же, но больше с отдыхом, так как там лес. А вот такого типа – первый раз для меня. Очень интересно, когда непрерывно идет процесс, когда тебе дают подумать, фильмы, которые показываются, обсуждение всего этого. Т.е. это было очень интересно и много чего такого, что дает человеку пищу для размышления, и дает такую энергию, чтобы жить и расти дальше. Это важная и интересная вещь. Что касается остального, очень было душевно, тем более мы друг друга знаем, еще питерские были ребята. Это тоже имеет значение, потому что мы увидели друг друга и познакомились. Вот, например, мой друг, мы с ним учились, он сейчас в Швеции работает. Он приехал специально, у него каникулы начались, я его пригласил сюда, в Питер, познакомиться с нашей францисканской жизнью, узнать, что это такое. Я думаю, для него это тоже будет иметь значение в жизни, потому что это такой большой дар, который дается человеку, думаю, это очень важно – встреча с верующими людьми, священниками. Он не очень верующий человек, у него много вопросов, у него ситуация, которая была у меня тоже когда-то. Я его понимаю, потому что у меня точно такая же ситуация была, тем более научные работники они все такие. Когда мы учились вместе, мы тоже все критиковали, пытались на всё крест поставить «да все это неправда», и так далее. Мне повезло, я раньше с этим столкнулся, а он невоцерковленный, у него семья интеллигентная, но такая, как в советское время, можно было быть таким интеллигентным, умным, образованным, но религия не входила в жизнь человека. Вот это у него есть, конечно, хотя я думаю, что этот духовный опыт ему поможет. Ведь наука – наукой, а потребность в духовной жизни есть у каждого человека.

«Францисканцы в Петербурге»: То, что ваш приход в Калуге – францисканский и этот монастырь в Петербурге – францисканский, это имеет какое-то значение для Вас?

Михаил: Да, вот это тоже. Бог всегда играет определенную роль в жизни человека, Он водит его определенными путями. Я не знаю, как было бы, если не было францисканцев, может все равно бы я ходил. Но того, что есть у нас в нашем приходе, допустим вот эта общность францисканская, когда все вместе и мы встречаемся очень часто, такие встречи молодежные бывают в приходе – это сближает людей. Я не знаю, как в других приходах, но эта францисканская дружелюбность и простота в общении она очень сближает, и мы чувствуем себя общим каким-то целым в приходе.

«Францисканцы в Петербурге»: Вы знаете историю Франциска?

Михаил: Да, я стал заниматься, конечно, читать книги, не все можно успевать сразу. Я стал читать то, что осталось от Франциска – это «Цветочки Франциска», его жизнеописания, там что-то найти можно. Знаю, что есть фильмы, но фильмы пока не смотрел. Честно говоря, когда-то я слышал о Франциске, это было очень давно, еще в школе, я слышал о нем по телевизору как об очень известном святом. Даже в то время в нашей стране о нем отзывались с таким восхищением, рассказывали, как он общался с цветами, с птицами. Наверное, русские любят такого блаженного. И это в голове осталось. Потом, когда уже ближе узнал, я понял кто это такой.

«Францисканцы в Петербурге»: В России первое, что о Франциске вспоминают – это его близость к природе, к стихиям.

Михаил: Да, вот это вот его познание Бога через окружающий мир. Его поэтичная натура то, что он был поэтом, сочинял и пел, все равно остается – вот эта его душа, он в душе еще был поэтом, это людям и нравится. Хотя я не знаю хорошо это или плохо, но это людей притягивает, такой человечный образ святого Франциска.

***

temple_70

group_80

band_80

bridge

Благодарим Регину Милютину и Дмитрия из Тулы за фотографии

Добавить комментарий