Общая аудиенция папы Франциска 25 сентября 2013: о единстве Церкви
Дорогие братья и сестры, здравствуйте!
В «Символе веры» мы говорим: «Верую во единую Церковь», — то есть исповедуем, что Церковь является единой и что эта Церковь сама по себе является единством.
Но если мы взглянем на Католическую Церковь в мире, то увидим, что она состоит почти из 3.000 епархий, рассеянных по всем континентам: множество языков, множество культур! Здесь есть епископы из разных культур, из разных стран. Есть епископ из Шри-Ланки, епископ из Южной Африки, епископ из Индии, многие – из Латинской Америки. Церковь рассеяна по всему миру. Тем не менее, тысячи католических общин образуют единство. Как это возможно?
1. Обобщенный ответ мы находим в Компендиуме Катехизиса Католической Церкви, который утверждает: у Католической Церкви, рассеянной по всему миру, «единая вера, единая таинственная жизнь, единое апостольское преемство, единая общая надежда и одна любовь» (н. 161). Прекрасное определение, да? Точное! Оно хорошо нас ориентирует. Единство в вере, надежде, любви, единство в Таинствах, в служении: они как несущие колонны, которые поддерживают и объединяют единое великое строение Церкви. Куда бы мы ни пошли, даже в самый маленький приход, в самом затерянном уголке этой земли, там есть единая Церковь; мы находимся в доме, в семье, среди братьев и сестер. И это великий дар Божий! Церковь – одна для всех. Не существует отдельной Церкви для европейцев, отдельной для африканцев, отдельной для американцев, отдельной для азиатов, отдельной для тех, кто живет в Океании, – нет, она одна и та же повсюду. Это как одна семья: можно быть далекими, рассеянными по миру, но глубокие связи, объединяющие всех членов семьи, остаются крепкими, каким бы ни было расстояние. Я вспоминаю, например, опыт Всемирного Дня Молодежи в Рио-де-Жанейро: в нескончаемой толпе молодежи на побережье Копакабаны было слышно множество языков, были видны лица, черты которых очень отличались друг от друга, встречались разные культуры, и, несмотря на это, ощущалось глубокое единство, образовывалась единая Церковь, все были едины, и это ощущалось. Спросим же себя все: я, как католик, ощущаю это единство? Живу ли я, как католик, этим единством? Либо оно меня не интересует, потому что я замкнут в моей маленькой группе или в самом себе? Я из тех, кто “приватизируют” Церковь для своей группы, своей страны, своих друзей? Грустно видеть Церковь приватизированной из-за этого эгоизма и отсутствия веры, правда? Грустно! Когда я слышу, что столько христиан в мире страдают, как я к этому отношусь – равнодушно или же воспринимаю их, как если бы страдал кто-то из моей семьи? Когда я думаю или слышу, что столько христиан подвергаются гонениям и даже отдают жизнь за свою веру, это трогает мое сердце или проходит мимо меня? Открыт ли я к этому брату или сестре из нашей семьи, которые отдают жизнь за Иисуса Христа? Молимся ли мы друг о друге? Я спрошу у вас, но не отвечайте вслух, только в сердце. Сколько из вас молится о гонимых христианах? Сколько? Пусть каждый ответит в своем сердце. «Молюсь ли я об этом брате, об этой сестре, которые испытывают трудности с тем, чтобы исповедовать и защищать свою веру?». Важно смотреть дальше своей ограды, чувствовать себя Церковью, единой семьей Божьей!
2. Сделаем следующий шаг и спросим себя: есть ли раны в этом единстве? Можем ли мы ранить это единство? К сожалению, мы видим, что в истории и сейчас мы не всегда живем единством. Порой возникают непонимания, конфликты, напряженность, раздоры, которые его ранят, и тогда Церковь имеет не то лицо, какое мы хотели бы, не выражая любовь, как того желает Бог. Это мы создаем разрывы! И когда мы смотрим на разделения, которые все еще имеются между христианами – католиками, православными, протестантами… то мы чувствуем, насколько сложно сделать это единство полностью зримым. Бог дарит нам единство, но нам часто трудно жить им. Нужно искать, строить общение, учиться общению, преодолевать непонимание и разделения, начиная с семьи, с церковных реальностей, а также в экуменическом диалоге. Наш мир нуждается в единстве. В нашу эпоху все мы нуждаемся в единстве, нуждаемся в примирении, в общении, а Церковь – это Дом общения. Св. Павел говорил христианам Эфеса: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (4, 1-3). Смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь, чтобы сохранять единство! Вот они, истинные пути Церкви, правда? Послушаем о них еще раз: смиренномудрие – против тщеславия, против гордыни; смиренномудрие, кротость, долготерпение, любовь — чтобы сохранять единство. И Павел продолжает:одно тело – тело Христа, которое мы получаем в Евхаристии; один Дух, – Дух Святой, Который оживляет и постоянно воссоздает Церковь; одна надежда, вечная жизнь; одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (ср. ст. 4-6). Богатство того, что нас объединяет! Да, это истинное богатство: то, что нас объединяет, а не то, что разделяет. Это богатство Церкви. Пусть каждый спросит себя сегодня: помогаю ли я возрастать единству в семье, в приходе, в общине, или же я болтун, болтунья, повод для раздоров, для затруднений? Но вы не знаете, какое зло наносят Церкви, приходам, общинам сплетни! Они творят зло. Сплетни ранят. Прежде чем начать сплетничать, христианин должен прикусить себе язык! Да, именно так, прикусить себе язык. Это будет нам полезно, потому что язык распухнет, и мы не сможем говорить, а значит, сплетничать. Пусть каждый спросит: есть ли у меня смирение, чтобы терпеливо, жертвенно залечить раны, нанесенные общению?
3. Наконец, последний шаг, чуть поглубже, – и это прекрасный вопрос: кто является двигателем единства Церкви? Это Святой Дух, Которого все мы получили в Крещении и в Миропомазании. Это Святой Дух. Наше единство вовсе не является плодом нашей договоренности, демократии внутри Церкви или нашего усилия жить в согласии, но исходит от Него, Который создает единство в разнообразии, потому что Святой Дух есть гармония, Он всегда создает гармонию в Церкви: это гармоничное единство в огромном разнообразии культур, языков и мысли. Двигателем является Святой Дух. Поэтому важна молитва, которая является душой нашего обязательства, обязательства мужчин и женщин общения, единства. Важна молитва к Святому Духу, дабы Он сошел и создал единство в Церкви.
Попросим у Господа: Господи, даруй нам быть все более едиными, никогда не быть орудиями разделения; соделай так, чтобы мы старались, как говорится в одной прекрасной францисканской молитве, нести любовь туда, где есть ненависть, нести прощение туда, где есть обида, нести единство туда, где есть несогласие. Да будет так!
Текст взят со страницы сайта Радио Ватикана
Общая аудиенция 16 октября 2013, наставление Папы Франциска: «Апостольская Церковь»
Дорогие братья и сестры, здравствуйте,
Когда мы произносим Символ веры, то говорим: «Верую в единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь». Не знаю, размышляли вы над значением, которое имеет выражение «апостольская Церковь», или нет. Либо, может, иногда, приезжая в Рим, вы задумывались о значении апостолов Петра и Павла, которые здесь отдали свои жизни за то, чтобы нести Евангелие и свидетельствовать о нем.
Но есть еще кое-что. Исповедовать, что Церковь является апостольской – значит подчеркивать глубокую, основополагающую связь, которую она имеет с апостолами, с этой небольшой группой из двенадцати мужчин, которых Иисус однажды призвал к Себе, назвав их по имени, чтобы они оставались с Ним и чтобы послать их проповедовать (ср. Мк 3,13-19). “Апостол” – это греческое слово, которое, собственно, и означает “посланный”, “отправленный”. Апостол – это человек, посланный, оправленный делать что-то, и Апостолы были избраны, призваны и посланы Иисусом, чтобы продолжать Его дело, то есть молиться – это первое дело апостола – и, второе, возвещать Евангелие. Это важно, потому что, когда мы думаем об Апостолах, которые пошли только возвещать Евангелие, мы можем подумать, что они делали много других дел. В первые времена в Церкви была проблема, потому что апостолы должны были заниматься многим, и тогда они поставили диаконов, чтобы у апостолов было больше времени для молитвы и возвещения Слова Божия. Когда мы думаем о преемниках Апостолов, епископах, включая Папу, поскольку Папа также является Епископом, нужно спросить себя, молится ли этот преемник Апостолов и возвещает ли он Евангелие: именно это означает быть апостолом, и поэтому Церковь является апостольской. Все мы, если желаем быть апостолами, должны спросить себя: молюсь ли я о спасении мира? Возвещаю ли я Евангелие? Эта Церковь является апостольской! И наша связь с апостолами является основополагающей.
Исходя именно из этого, я бы хотел подчеркнуть вкратце три значения прилагательного “апостольская”, применяемого к Церкви.
1. Церковь является апостольской, потому что она основана на проповеди и молитве Апостолов, на власти, данной им Самим Христом. Св. Павел пишет христианам Эфеса: « Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (2, 19-20); то есть, он сравнивает христиан с живыми камнями, образующие строение, которым является Церковь, и это строение основано на Апостолах, а камнем, поддерживающим все это строение, является Сам Иисус. Без Иисуса Церковь не может существовать! Иисус является самой основой Церкви, ее фундаментом! Апостолы жили с Иисусом, слушали Его слова, вели такой же образ жизни, и прежде всего стали свидетелями Его Смерти и Воскресения. Наша вера, основанная Христом Церковь опирается не на какую-то идею или философию, но на Самого Христа. И Церковь подобна растению, которое росло на протяжении веков, развивалось, приносило плоды, но ее корни прочно вросли в Него, так, что опыт Христа, полученный избранными и посланными Иисусом Апостолами, дошел до нас.
2. Но спросим себя: как это возможно для нас соединиться с этим свидетельством, как может дойти до нас то, что пережили Апостолы с Иисусом, то, что они услышали от Него? Вот второе значение определения “апостольская”. Катехизис Католической Церкви утверждает, что Церковь является апостольской, потому что «при помощи Духа, обитающего в ней, она хранит и передает учение, святой залог, здравые слова, услышанные от апостолов» (н. 857). На протяжении веков Церковь сохраняет это драгоценное сокровище, каким является Священное Писание, учение, Таинства, служение Пастыре, так, чтобы мы могли быть верными Христу и участвовать в Его жизни. Это как река, текущая в истории, она становится шире и глубже, орошает, но вода, текущая в ней, проистекает из одного и того же источника, от Самого Христа: Он есть Воскресший, Он есть Живой, и Его слова не прейдут, потому что Он не прейдет, Он живой, сегодня Он среди нас здесь, Он слышит нас, и мы говорим с Ним, Он в нашем сердце. В этом красота Церкви: в присутствии Иисуса Христа среди нас. Думаем ли мы о том, как важен этот дар, который Христос сделал нам, – дар Церкви, где мы можем встретить Его? Думаем ли мы о том, что именно Церковь, в своем пути через века – несмотря на трудности, проблемы, слабости – передает нам подлинное послание Христа? Придает ли нам уверенности, что то, во что мы верим, действительно является тем, что сообщил нам Христос?
3. Последняя мысль: Церковь является апостольской, потому что она послана нести Евангелие всему миру. На своем историческом пути она продолжает ту же миссию, что Иисус поручил Апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.» (Мф 28,19-20). Именно это Иисус сказал нам делать! Я настаиваю на этом аспекте миссионерства, потому что Христос призывает всех “идти” навстречу другим, Он посылает нас, Он просит нас не сидеть на одном месте, а нести радость Евангелия! Еще раз спросим себя: являемся ли мы миссионерами с нашим словом, и прежде всего – нашей христианской жизнью, нашим свидетельством?
Или мы являемся христианами, закрытыми в своем сердце и в наших церквах, христианами, «прописавшимися» в ризнице? Христианами только на словах, которые живут как язычники? Мы должны задать себе этот вопросы, которые не являются упреком. Я тоже говорю себе: какой я христианин, действительно ли я свидетельствую?
Церковь уходит своими корнями в учение Апостолов, подлинных свидетелей Христа, но она смотрит в будущее, она ясно твердо осознает, является посланной, – посланной Иисусом – является миссионерской, неся имя Иисуса в молитве, благовести и свидетельстве. Церковь, замыкающаяся в себе самой и в своем прошлом, Церковь, для которой важны лишь маленькие правила привычек, поведения, предает собственную идентичность! Поэтому, давайте сегодня вновь откроем для себя всю красоту и ответственность бытия апостольской Церковью! И запомните: Церковь является апостольской потому, что мы молимся – первая задача – и потому что мы возвещаем Евангелие нашей жизнью и нашими словами.
Текст взят со страницы сайта Радио Ватикана