Проповедь Митрополита Минско-Могилевской Архиепархии на покое Архиепископа Тадеуша Кондрусевича в навечерие праздника святого Франциска Ассизского

Глубокоуважаемые братья францисканцы, священнослужители, монашествующие, члены третьего ордена францисканцев, братья и сестры, гости!

1. Сегодня навечерие памяти святого Франциска, который своим послушанием Христу, смирением, служением ближнему и прославлением творения перевернул мир. Он является одним из самых почитаемых святых, а также небесным покровителем Италии.

Святой Франциск жил в конце XII – начале XIII столетий в эпоху стремительных социальных перемен. Итальянские города росли и зарождалась денежная экономика. Церковь должна была мгновенно отвечать на провоцируемые этими переменами вызовы, для чего Бог и призвал святого Франциска, как нужного человека, в нужное время и в нужном месте.

Франциск воспитывался в среде, которая позволила ему адекватно воспринимать житейские и духовные проблемы людей того времени. Его отец был богатым торговцем тканями. Однако сын пошел иным путем. Он принимал участие в нескольких военных кампаниях, что оказало большое влияние на его восприятие мира того времени с его жестокостью. Потом вел жизнь обычного молодого человека того времени. 

В возрасте около двадцати лет будущий святой начал глубже интересоваться духовными вопросами и пережил ряд религиозных переживаний. Их кульминацией стало видение Христа в Церкви святого Дамиана рядом с Ассизи, когда склонившийся к нему Христос повелел отремонтировать Его Церковь. 

Первоначально Франциск воспринял эти слова Господа буквально, как повеление заняться ремонтом церкви святого Дамиана, которая была в плохом состоянии. Однако Христос хотел от него большего. А именно, ремонта или точнее реформы Церкви изнутри, что он и сделал. 

2. Английский христианский мыслитель конца XIX – начала XX веков Ги?лберт Че?стертон сказал, что суть жизни и служения святого Франциска заключалась в том, что он свежим взглядом посмотрел на мир своего времени через призму любви и Божиего милосердия.

Как это ему удалось? Что произошло в его жизни? Что позволило ему взглянуть в лицо насилию и ненависти, войне и разрушению, варварской эксплуатации людей и окружающей среды, не поддаваясь отчаянию и не теряя ощущения присутствия добра в мире? 

За личным обращением святого Франциска стоят два совершенно противоречащие друг другу понятия – добра и зла. Каждый человек должен принимать жизненно важные решения, когда необходимо делать выбор между добром и злом, святостью и справедливостью Бога, с одной стороны, и грешностью и эгоистическими устремлениями – с другой. 

Эти два понятия добра и зла существуют бок о бок. Франциск рано столкнулся лицом к лицу со злом, которое проявлялось в различных формах, как например, насилие и войны между соперничающими городами-государствами в Италии; алчность богатых и эксплуатация ими бедных и слабых; борьба между Церковью и могущими этого мира за влияние в нем; противостояние между земельной аристократией и зарождающимся купеческим классом и т.п. 

Франциск общался со страдающими, угнетенными и лишенными прав. Своими глазами видел последствия процессов дегуманизации в результате социальной несправедливости и актов насилия.

3. В такой драматичной ситуации он встретился с ликом распятого Иисуса на кресте в полуразрушенной церкви святого Дамиана. 

Именно распятый Господь протянул ему свою руку с креста и нежно коснулся боли и смятения в его жизни, при этом не осуждая его. Франциск испытал действие сострадательного, милосердного, всемилостивого и любящего всех без различия Христа. В результате, это сострадание Христа изменило сердце и разум Франциска, чтобы вновь обрести надежду, мир и радость. 

Столкнувшись лицом к лицу со множеством различных угроз достоинству, надежде и будущему человечества, Франциск не бежал от проблем и не прятался от духовно изуродованного лица человечества. Вместо того, чтобы отмежеваться от существующих проблем и защищать самого себя, он решил войти в само сердце тогдашних проблем, предлагая для их решения любовь, милосердие, сострадание и надежду, подобно тому, как это делал Иисус.

Таким образом, процесс обращения Франциска связан с его контактом со страдающим и охваченным чувством безнадежности человечеством с целью помочь ему. 

Будучи монахом, он оставался человеком действия. Его простота осуществлялась не только в идеях, но и в поступках. Если существовал путь, каким бы невозможным он ни казался, Франциск им незамедлительно пользовался.

4. История повторяется. Мир времени святого Франциска был новым. Таким же новым он является и в наше время. Вчерашний день не повторится и нас ждет новое, на которое нужно смотреть новым взглядом. Не зря Христос говорит, что новое вино не вливают в старые меха, ибо и меха разорвутся, и вино вытечет, а вливают в новые.  

Современная светская культура часто побуждает нас пренебрегать конкретным и реальным. Мы хотим, чтобы наша духовная жизнь была абстрактной и существовала где-то далеко в каком-то туманном пространстве, вдали от греховной повседневной жизни. 

Франциск был полной противоположностью такой идее. Он стремился вести других через конкретное и реальное к познанию Иисуса Христа. Именно это побудило его создать первый вертеп, чтобы в тайне Боговоплощения человек яснее видел Бога. 

В современном мире все больше проявляется культура греха, смерти, безразличия к человеческим бедам, безнравственности, потери надежды и т.п. Люди утратили чувство достоинства. Они замкнулись в своём видении жизни, которое не допускает надежды и присутствия Бога, находящегося в сердце человеческой истории. Человек детронизовал Бога и сам занял его место.

Мир лихорадочно ищет пути решения насущных проблем и не может найти, и поэтому со страхом и опасностью, а также потерей надежды смотрит в будущее. Поэтому святой Франциск остается актуальным нам, людям XXI столетия. Он предлагает действенную вакцину от пандемии духовных и социальных недугов современности. 

5. В христианской традиции мы рассматриваем святых прежде всего как образец веры и пример для подражания. Их жизнь и вера должны вдохновлять и побуждать нас к углублению нашей собственной веры и ученичества. Они были такими же людьми, как и мы, со своими недостатками и слабостями, но получили благодать, чтобы следовать за Христом и глубже познавать Бога. 

Франциск следовал за Иисусом в полном соответствии с Евангелием и идеально подходил для времени начала XIII столетия. Наша задача – строить свою жизнь подобным образом, в соответствии с Евангелием, адаптируя ее к вызовам XXI века.

Святой Франциск изменил мир своим примером. Его революционный образ мышления настолько прост, что его может повторить каждый. Он верил, что подлинно прожитая и основанная на Евангелии жизнь обладает большой творческой силой, способной изменить мир. 

Папа Лев XIV 7 сентября с.г. во время канонизации новых святых Пьера Джорджо Фрасатти и Карла Акутиса остановился на истории святого Франциска Ассизского, который из юного и богатого мечтателя о славе превратился в святого бедняка и реформатора Церкви. Встреча с Христом его изменила, и он произнёс лишь одну простую просьбу: «Господи, что хочешь, чтобы я сделал?» Этот поворот в его жизни стал началом пути, который обогатил мир новой историей святости. 

Христианство учит нас, что рождение нового творения – это Божий дар, переданный через тайну Боговоплощения, через страдания и смерть Иисуса, а также через Его славное Воскресение и сошествие Святого Духа. Наша вера говорит нам, что единственный способ воплотить этот дар в реальность – это быть посланниками любви, милосердия и надежды па примеру Франциска. 

Евангелие проповедуется наиболее эффективно не могущественными организациями, а отдельными, часто слабыми, людьми, передающими его другим. Действительно, как говорил Ассизский бедняк: «Начните с того, что необходимо; затем делайте то, что возможно; и вдруг вы начнёте делать невозможное».

Не случайно, как пишут медиа, Папа Лев XIV завтра обнародует свою первую Апостольскую адгортацию, посвященную значению бедных в деле возвещения Евангелия и душпастырства Церкви. 

Святой Франциск, наш покровитель, помоги нам путем сострадания и любви к ближнему стать Божиими соработниками с целью созидания цивилизации жизни, мира, любви и взаимопонимания. Аминь.

Санкт-Петербург. Францисканский монастырь святого Антония Чудотворца. 4 октября 2025 г.