8 апреля состоялась лекция Анны Гольдиной «Катакомбы – свидетельство веры христиан».
Катакомбы — свидетельство веры
Нам мало что известно о жизни первохристианских общин. Апостольские послания, несколько апологий, немногочисленные т.н. литературные памятники. Но чем жили эти люди, своей кровью и могучей верой, укрепившие фундамент Церкви, как и о чем они думали, что их вдохновляло?
Сейчас довольно трудно произвести реконструкцию. И тем не менее, мы можем попытаться это сделать, опираясь на памятники христианского искусства первых веков. В первую очередь – это живопись катакомб, донесшая до нас отголоски духовной жизни того времени.
Катакомбы служили местом погребения первых христиан и являли собой подземные помещения естественного или искусственного происхождения. В I-II веках в Риме широко практиковалось погребение мертвых в шахтовых и камерных гробницах. Так что в этом плане христиане не изобрели ничего нового. Технически катакомбы разрабатывались как рудники. Их устройство, использование вертикальных опор, системы вентиляции – все это говорит о высоком мастерстве их создателей. Согласно имеющимся данным ими были т.н. фоссоры (землекопы), составляющие коллегию, своего рода профсоюз, землекопов. До нас дошли их изображения в особой одежде и с рабочим инструментов в руках.
Для захоронения в катакомбах использовались стенные ниши, которые закрывали плитами или замуровывали. Места семейных захоронений (кубикулы) в период гонений стали использоваться христианами для собраний и служб.
Система украшений в катакомбах соответствует орнаментации домов и усыпальниц того времени. В центре потолка обычно размещался медальон с изображением наиболее выделяющемся от других, а вокруг него располагаются небольшие композиции, тоже заключенные в рамки и соединенные с центральным линиями. В этих росписях используются античные приемы живописи и античные сюжеты, только теперь они проникнуты новым христианским содержанием. Здесь все было подчинено главной цели – проповеди о смерти и воскресении.
Наиболее часто встречающиеся изображения явно античного происхождения – это Амур, Психея и Орфей. Сказка об Амуре и Психее родилась под пером Апулея, объединившем разные мифы о Психее, или душе. Дело в том, что это имя в греческой мифологии олицетворяло человеческую душу, «дыхание жиэни», говоря библейским языком.
С помощью Зефира, нежного бога ветра, Амур, бог любви, получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает и Психея должна вернуть его себе, пройдя через множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид, царство смерти, за живой водой, Психея вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной.
В античном искусстве изображение Психеи встречается довольно часто. И первые христиане не обходят своим вниманием тему души, жаждущей слиться с Любовью. Художники, расписывавшие катакомбы, пытались своими, пусть скудными, средствами стремились передать ту же мысль о необходимости соединениями с Богом, о том, что подобно Психее, верующий должен проделать длительный и тяжкий путь, который научит его истинной любви. Психея не умела ценить близости и любви своего супруга, как и Израиль не заметил Божьей любви и отверг своего Спасителя. Недоверие и любопытство, лишившее Психею Амура, заставило ее пройти через множество испытаний, прежде чем она, наконец, обрела свою любовь. Подобный путь открывается и перед всем человечеством, некогда в лице Адама и Евы из любопытства и недоверия отвергшим Бога, но во Христе получившим надежду на спасение. Как Психея, человеческая душа стремится к своему Богу и трудности дороги учат ее настоящей любви.
Другой популярный герой катакомбных росписей – Орфей. Орфей был сыном фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Он славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Когда от укуса змеи умерла его жена Эвридика, Орфей спустился за ней в царство мертвых. Своей игрой он покорил его обитателей и самого Аида, мрачного владыку подземного мира. Аид обещал вернуть Эвридику, но при условии, что Орфей не взглянет на свою жену, прежде чем войдет в свой дом. Но Орфей нарушил запрет, обернулся к жене, и она исчезла в царстве смерти навсегда. Другой миф повествует о смерти самого Орфея. Он был растерзан вакханками и его оплакивали звери и птицы, леса и камни.
В античном мире существовало множество изображений Орфея, но христиане избрали только один из возможных типов. Орфей, играющий на кифаре, окружен деревьями и животными, пришедшими послушать его музыку. Волк рядом с ягненком и барс лежит рядом с козленком… (ср. Ис11:6). Возможно, это изображение символизировало тот мир, который будет царить на горе Господней, мир описанный пророком Исайей.
Образ Орфей отождествляют также с образом Доброго Пастыря. Как Орфей своей музыкой собирал вокруг себя все живое и весь мир наполнялся его музыкой, так и в последний день все живое соберется вокруг Христа, и будет одно стадо и один Пастырь, и все будут слушаться голоса Его.
Образ Доброго Пастыря требует особого рассмотрения. Обычно это было изображение молодого человека в одежде пастухов античного мира. Его ноги оплетены ремнями, в его руках часто посох и свирель, через плечо повешен сосуд для молока. Довольно часто встречается изображение пастыря с овечкой на плечах. Этот образ возник еще в далекой древности и известен в греческом искусстве с эпохи архаики. В римском искусстве Добрый Пастырь был символом любви к человеку. Для христиан же это образ Спасителя, сказавшего: «Я есть Пастырь Добрый. Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мной» (Ин 10:14,24). С другой стороны, это был не только символ филантропии, но олицетворение деятельной любви к ближнему.
Но, пожалуй, самым распространенным в росписях катакомб является изображение женской фигуры с приподнятыми руками. Оно называется оранта и, по мнению многих, символизирует праведные души, уже оставившие этот мир и молящиеся перед Богом за живых. Другие считают, что это – образ Церкви, предстоящей Христу. Позже, когда христиане выйдут из катакомб, начнут строить и расписывать храмы, они начнут изображать в позе оранты Богоматерь.
В катакомбах сохранилось и самый древний образ Св. Девы. На стене усыпальницы Прискиллы Богородица представлена молодой женщиной с широким падающим на плечи и грудь покрывалом, на Ее руках – Младенец без всякого одеяния. Перед Богоматерью стоит пророк Исайя со свитком. Он указывает на звезду – тот великий Свет, Который явится в мир и озарит людей ходящих во тьме.
В катакомбах св. Агнессы найден другой образ Богоматери. Здесь она изображена по пояс с молитвенно простертыми руками; на Ее голове вуаль, спускающаяся на плечи, шею украшает ожерелье драгоценных камней, на груди – Младенец Иисус, по сторонам две монограммы Христа.
Кроме того, в катакомбах много росписей на евангельские и ветхозаветные сюжеты. Их нельзя назвать иллюстрацией Библии, потому что в изображениях присутствуют только некоторые из чудес Иисуса, такие как умножение хлебов, воскрешение Лазаря, исцеление паралитика, прокаженного, слепого. Выбор сцен из Ветхого Завета тоже ограничен. Это: Ной в ковчеге, жертвоприношение Авраама, Давид побеждающий Голиафа, Илия, возносящийся на небо, Даниил среди львов, три отрока в пещи огненной, Иона, поглощенный китом и извергаемый им.
Подбор этих образов был не случаен. Все они должны были служить доказательству божественности и могущества Христа, отвечать надежде христиан на спасение и соответсвовать своему назначению – явиться украшением временного жилища умерших. Лучшая иллюстрация этого положения – слова молитвы, относимой к первым векам, которая читалась над умершим: «Господи, освободи душу Твоего раба, как Ты освободил Еноха и Илию от общей смерти века, как Ты освободил Ноя от потопа, как Ты освободил Иова от мучений, как освободил Исаака от жертвенного заклания рукою отца своего Авраама».
После Миланского эдикта катакомбы становятся кладбищем по-преимуществу. Христианство было признано государством и пропала необходимость прятаться под землей. Возле могил наиболее почитаемых святых устраиваются новые захоронения, но все же катакомбы перестают играть важную роль в жизни христианской общины.
Анна Гольдина
Источник: сайт Прихода св. Екатерины