29 сентября после богослужения святому Антонию Чудотворцу откроется выставка работ московской художницы Вари Одуванчиковой в холле второго этажа. Ждем Вас!
Интервью с Варей Одуванчиковой
О себе Я живу в Москве, окончила Московский государственный педагогический институт, а до этого окончила художественную школу при училище имени Строганова, пою в церковном приходском хоре. Мне очень близка францисканская харизма и я пытаюсь отображать свои переживания, размышления о францисканской харизме, о взаимоотношениях особенно Франциска и братьев, Франциска и Клары, об их духовном пути, с помощью рисунков. Мои работы выполнены в акварели и в графике.
Серия работ после поездки в Ассизи Этим летом, в августе 2015 года, мы ездили группой московской молодежи на встречу, которая проходит каждые три года в Ассизи, она называется Giovani verso Assisi («Молодежь в Ассизи»). Это международная встреча францисканской молодежи со всего мира. В этом году там участвовало около 20 групп из разных стран общей численностью около 500 человек. Российская группа была одной из самых небольших групп, но для каждого это был интересный опыт. Почти все из нас были в Ассизи в первый раз, в том числе и я. Я давно мечтала увидеть Ассизи не только на фотографиях или в описаниях, но своими глазами увидеть те места, где ходил св. Франциск, где он молился; места, которые значимы для францисканского Ордена. И, конечно, это уже качественно другие переживания по сравнению с теми, которые были до поездки.
Не только фото (обзор рисунков) Для меня важно не столько фотографическое изображение Ассизи, сколько мое внутреннее в?дение, мои чувства и ощущения, потому что фотография отображает только видимую действительность, а я могу наделить то, что я создаю не только видимой действительностью, но и невидимой реальностью. Т.е. создать некую другую реальность в своих рисунках. Например, на некоторых работах изображена снежная северорусская зима, такая зима, которой на самом деле в Ассизи не бывает. Мне в голову всегда приходят внезапные идеи, которые, как мне иногда кажется, живут отдельно от меня. Иногда мне что-то такое в голову приходит, я думаю, «как интересно, надо это изобразить», почему бы и нет. Почему бы на братьев, например, которые никогда не видели снега, не надеть русские шапки-ушанки, не посадить их на санки и не показать, как лепить снеговика. Или представить себе, что монахи зимой совершают восхождение к скиту, где молился Франциск, на лыжах.
Также в моих работах есть отображение и реальных моментов, которые связаны с жизнью Ордена и с жизнью Франциска и Клары. Например, в «Истоках францисканства» описывается первая встреча Франциска и Клары, их духовные беседы, когда уже Франциск ушел из семьи и стал жить как монах, становление призвания Клары. Здесь я изобразила весну их жизни, когда Клара только задумывается о своем пути и слушает речи Франциска.
Следующий момент – когда Франциск и Клара уже в середине своего посвященного Богу пути, их встреча в Сан Дамиано. У Франциска уже своя большая община братьев, и у Клара большая община сестер, но все равно они поддерживают друг друга, моляся друг о друге. И когда Франциск посещает монастырь, где живут сестры в Сан Дамиано, Клара спрашивает: «Когда мы увидимся снова?» Франциск отвечает ей, что тогда, когда расцветут розы. А так как дело происходило глубокой зимой, то понятно было, что Франциск имел в виду, что их следующая встреча будет нескоро, но молитвы Клары и сестринская привязанность к Франциску, сильное желание увидеть его были насколько сильными, что в ее руках расцвели розы, белая и красная. Белая – как символ чистоты, и красная – как символ страданий. Это два момента, которые соединяли их пути всю жизнь. Чистота и страдание – символы подражания Христу, символы пути, которые они выбрали, отвечая на призыв Бога.
На следующей картине изображена их осень их жизни, когда Франциск и Клара уже прошли длинный жизненный путь, духовный путь, который был полон не только возвышенного романтизма, но и подлинного страдания. Часто бывает, когда говорят об Ассизи, о Франциске, вспоминают только то, что Франциск общался со зверями и птицами, им проповедовал, и можно представить что Франциск это такой лирический герой и Клара духовная его спутница. Но на самом деле нужно помнить, что их жизнь была полна размышлений о воле Божией, о смысле своего существования, об угождении Богу. Франциск, Клара и их общины жили в искренней молитве и аскезе. Поэтому известная «францисканская радость» – не беззаботное веселье, но глубокая, осознанная радость в истине, в искренности пред лицом Бога, радость о Царствии Его, которое созидается внутри нас молитвой и аскезой духа.
Известно, что и Франциск и Клара были молитвенными столпами. Бывает, когда человек погружается в поиск Бога, в поиск себя, и это приносит страдания. Человек переживает внутреннее экзистенциальное одиночество, когда остается наедине с собой и с Богом. Поэтому на том моем рисунке, где изображена осень Франциска и Клары, на их лицах уже печать не только радости, которую они проповедовали, но и внутренние переживания. Переживания не в житейском смысле, а как поиск себя, поиск Бога в жизни и поиск пути, чтобы придти к Нему.
В некоторых работах я отобразила биографические моменты. В одной работе изображена Клара с пальмовой ветвью. Это Вербное воскресение, работа называется «Призвание святой Клары», потому что именно накануне Вербного воскресение Клара приняла решение о побеге из родительского дома, и естественно, как юная девушка, которая выросла в родительском доме, не знала то, что в современности можно назвать реальной жизни, и она очень волновалась, переживала. В Вербное воскресение она вместе со своей семьей отправилась в церковь. И когда раздавали по традиции пальмовые ветви, силы ее покинули, и она осталась сидеть на лавке, и тогда сам епископ подошел к ней и вложил ей в руки пальмовую ветвь. Этот знак расценивается как символ того, что Бог таким образом призывает ее следовать за Собой, Сам ее ведет и Сам через епископа вложил ей в руки пальмовую ветвь, как знак следования за Богом.
В другой работе изображены братья, которые идут в Рим. Первые братья, первая община святого Франциска. Они идут в Рим согласовывать свой первый Устав, это начало общины. Они шли в Рим из Ассизи пешком, это путь не ближний. Из Ассизи до Рима ехать на автобусе часа два-два с половиной, и дорога там неровная, горы. Сейчас уже, конечно, проложена асфальтовое шоссе, а в то время им босиком по камням было не очень удобно идти, но я изобразила братьев не страдающими, а радостными. Т.е. братья знали, зачем они шли, и каждый брат знал зачем он идет и каждый обладал своей харизмой и привносил в общину какой-то из своих даров. Таким образом, община всегда богата дарами каждого из братьев, и поэтому каждый, поддерживая каждого, получает поддержку от остальных братьев.
Когда мы были в паломничестве Giovani verso Assisi, братья францисканцы разыграли сценку, где показали, как братья идут в Рим из Ассизи. В этой сценке был момент, где братья посчитали количество шагов от Ассизи до Рима, решили, что это очень много. Но потом они вспомнили, что их двенадцать, поделили количество шагов на двенадцать, и решили, что расстояние будет в двенадцать раз меньше, потому что они пойдут вместе.
На другом рисунке – Франциск, который размышляет на пути около Сан Дамиано, глядя на Сполетанскую долину. Сейчас там находится известная узнаваемая статуя, которая отлита из бронзы в позе сидящего Франциска. Но я специально изобразила его не в виде статуи, а живым, чтобы свое воспоминание об Ассизи не превращать в музейный экспонат и помнить, что Франциск ходит, молится о своем Ордене, о своих братьях.
Sacro Convento состоит из монастырского комплекса и верхней и нижней базилики. В подвале под нижней базиликой находится гробница с мощами святого Франциска, т.о. Франциск держит на себе оба храма. Получается, что на плечах св. Франциска держится Sacro Convento, который считается главным монастырем Ордена братьев меньших конвентуальных. И выходит, что св. Франциск, как 800 лет назад, так и сейчас поддерживает общину и заботится о ней по-братски, по-отечески, как и тогда, когда у него было всего двенадцать братьев, которые пошли в Рим.
А в одной работе я захотела вспомнить о Франциске, который еще не в хабите, еще не ушел от семьи, здесь он находится на холме у Сполетанской долины, сел под деревом и размышляет, чего же от него хочет Бог, что происходит в его душе каким путем ему идти дальше.