Вторники у францисканцев

Великопостные духовные упражнения

«РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАСТЯМИ ХРИСТОВЫМИ»

12 апреля беседу провел о. Андрей Буко OFMConv

«Крестный Путь»

КрестПриди Святый Дух,

Приди Отец бедных, уврачуй нас,

очисти, ороси, согрей, исправь и смири, о Дух Святой,

Приди Святый Дух, приди Отец бедных,

Без Тебя Господь нет в нас добра,

очисти, ороси, согрей, исправь и смири, о Дух Святой,

Приди Святый Дух,

Долгожданный Гость, сладостный покой,

очисти, ороси, согрей, исправь и смири, о Дух Святой,

Приди Святый Дух.

Отец Андрей Буко OFMConv: (Слушателям) Можете взять Библии и следить за текстом.

Дорогие, в прошлый раз мы с вами говорили о «торжественной коронации» Иисуса Христа, которую совершил над Ним человек. Сегодня хотел с вами поговорить о Царском Ходе Христа. Во многих средневековых городах, знаю, есть так называемая Королевская дорога. Есть в Кракове она, проходящая через весь город вплоть до королевского замка. Есть в Праге своя Королевская дорога. Есть она в Швеции, если не ошибаюсь, во многих средневековых городах, по которой происходил торжественный вход короля может быть после победы в какой-нибудь войне, либо, я думаю тоже, поскольку она проходила чаще всего через кафедральные соборы после коронации, когда король направлялся в свой дворец. В Иерусалиме есть своя Королевская дорога – Via Dolorosa, так называемый Путь Скорбей. Путь, который прошел Христос и который христиане стали особо почитать затем в поздних веках, вспоминая страдания, которые претерпел Христос за нас. Так возникло позже и богослужение Крестного Пути, когда христиане воспоминали все моменты, последние часы жизни Христа.

Думаю, как у каждого торжественного королевского хода есть свой церемониал, так и у этого хода был свой церемониал. У заключенных, которых вели на казнь были свои правила, по которым все должно было происходить. Талмуд указывает, что казнь должна была происходить публично в дневное время. Процессию, которая вела осужденного на казнь должен был возглавлять глашатай, неся табличку с указанием того, за какое преступление осужден человек. Двое учеников раби, они шли рядом с осужденным по дороге, уговаривая его исповедать свой грех и подготавливая его к смерти. Синедрион всегда посылал на место казни собственного представителя, чтобы впоследствии он дал официальный отчет о том, как приговор был приведен в исполнение. Это согласно иудейским предписаниям так выглядела смертная казнь.

Римский обычай тоже имел свои правила. Римский закон требовал, чтобы в процессии шел официальный свидетель exsecutor mortis, «свидетель смерти», который должен был подтвердить смерть. При проведении казни всегда присутствовало не менее четырех солдат. А если предполагались беспорядки, то конечно могла идти туда на казнь и целая рота, чтобы предохранить толпу от беспорядков. И Римский закон также требовал, чтобы в процессии кто-то нес табличку о вине подсудимого. И вот вы знаете прекрасно, что Пилат приказал написать на табличке «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это вызвало большое возмущение у иудеев, у первосвященников, книжников, поскольку они требовали исправить надпись о том, что Он называл себя «Царь Иудейский». Но Пилат строго настоял на своем возможно чтобы больше насолить иудеям, на которых он все-таки был разозлен. В тоже время предполагают, что он хотел оставить именно такую формулировку в отчете, который должен был послать своему императору Тиберию. Т.е. такая формулировка показывала то, что приговор был оправданный, что человек был самозванец, который назвал себя царем, понес смертную казнь. Но удивительно, видите, как по провидению Божию Пилат дважды провозгласил Христа истинным Царем. И что меня удивило когда я прочитал надпись, как вы знаете было написана на трех языках – по-еврейски, по-гречески и по-римски. Меня поразила одна вещь в еврейском надписании. Вы знаете священный тетраграм. У иудеев есть имя Бога, которое нельзя произносить. Собственное имя Бога Яхве, которое всегда в написании сокращалось четырьмя священными буквами — ????. Отсюда название — «тертраграм». И оказывается, что писатель такой Шалом Бен-Хорин он предполагает, что надписи выполненые на иврите… поскольку не сохранилось полностью этой таблички, мы не знаем как выглядела эта надпись. Есть фрагмент этой таблички, которая хранится тоже как реликвия в одном из европейских соборов… но этот писатель предполагает, что на иврите могло быть написано, я не буду писать все имя, я только назову и поставлю первые буквы: «Ешуа Ха-ноцри, У-мелех Ха-йехудим». Т.е. «?» — «Ешуа» – Иисус, «?» — «Ха-ноцри» – назорей, «?» — «У-мелех» – царь, «?» — «Ха-йехудим» – иудейский. Вы помните, мы говорили с вами в прошлый раз, что иудеи публично отказались от своего Царя, «нет у нас царя кроме кесаря». И вот таким образом все равно Божий План, Божие Царствование восторжествовало, что даже Пилат язычник написал на табличке все равно имя Бога, что сей есть истинный Царь и истинный Бог своего народа – Яхве, Сущий, Тот, Который есть.

Давайте обратимся к текстам. Тексты, описывающие Крестный Путь Иисуса Христа очень скупы. Мы имеем сейчас богатую традицию в Западной Церкви Крестного Пути, где размышляем над 14 Стояниями. Но из этих 14 Стояний только несколько из них находит свое подтверждение в Священном Писании у евангелистов. Иоанн об этом говорит так, 19, стихи 16-17:

И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

Все у Иоанна больше сведений о самом крестном пути Христа нет. Дальше он описывает именно само Распятие. Матфей и Марк они очень похоже описывают, перекликаются тесты. Откроем Марка, 15, стихи 20-22:

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

Как и у Матфея здесь появляется еще одно дополнительное сведение о Симоне Киринеянине, который, как видите, по имени не совсем был Иудеем, он был из Киринеи, хотя возможно, поселившийся на этих землях, принявший иудаизм вот которому выпало такая честь нести Крест Христа. И евангелист Лука из всех евангелистов немножко больше описывает сам Крестный Путь, Лука 23, стихи 26-32:

И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

«Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Я как-то набрал в поисковике «древо Креста». Оказывается нередко люди задают вопрос из какого дерева был сделан Крест, и часто в Интернете, оказывается, появляются большие дискуссии. Я как в прошлый раз, останавливаясь на терновом кусте, остановлюсь сегодня на самом Кресте.

Некоторые предполагают, что Крест возможно был сделан из осины, поскольку осина постоянно дрожит, это у нее после того, как на кресте из нее был распят сам Творец мира. Конечно это предположение не имеет никакого основания под собой, потому что осины в том климате не растут, в Палестине осин не бывает. Предполагают, что на осине возможно повесился Иуда, поэтому она трясется, а Иуда, говорят, мог дойти до того места, где растет осина. Ну, благочестивое тоже размышление. Некоторые предполагают, есть легенда, тоже исходящая из Средневековья, там почерпнута, я тоже думаю из каких-то апокрифов. Апокриф говорит, что Адам, когда умирал, он послал своего сына Сета к дверям Рая испросить у Господа благодать, какое-то лекарство для исцеления его от смерти. И Сет, встретившись с архангелом Михаилом, просил у него лекарства от смерти для Адама. И архангел Михаил дал ему три зерна и сказал: эти зернышка опусти в рот Адаму и когда Адам будет погребен и эти деревья прорастут, из них произойдет спасение и самому Адаму и всему роду человеческому. И якобы на этом месте погребения Адама выросло древо из трех деревьев, и из этих трех деревьев якобы было сделано в последующие века само древо Креста. Дуб, ilexПредполагали какие же могли быть эти три дерева. Один из вариантов был дуб, пальма и маслина. Каждое из этих деревьев конечно несет в себе какую-то символику, какое-то основание для того, чтобы претендовать на древо спасения. Пальма, знаете, символ победы. Маслина тоже имеет свою богатую символику во всем Ветхом Завете. Дуб, именно его подвид ilex, который не сбрасывает листьев, за свою могучесть. Но тоже некоторые святые, размышлявшие над этим говорили, нет, три дерева, из которых было сделано дерево Христа — другие. И опираются они в своем толковании на книгу пророка Исайи, Исайя 60 глава, 13 стих:

Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Все три дерева – это хвойные деревья. Как знаете, хвойные деревья не сбрасывают листьев, это вечнозеленые деревья. Поэтому на Рождество мы ставим елку. Знаете, что она символизирует? Откуда у нас эта традиция ставить ёлку?

Из зала: Пальмы нет.

Отец Андрей Буко OFMConv: Пальмы нет? (смеется) Вечнозеленость – что это за символ? Адаму, как знаете, был после грехопадения запрещен доступ к чему? К Древу жизни. Там Господь поставил херувима с огненным мечом и сделал это для чего? Чтобы человек в этом падшем состоянии, в состоянии греха не имел доступа к Вечности, к Вечной жизни, иначе это было бы вечным наказанием для человека. Поэтому Бог задумал для человека спасение и в будущем знал, как Он хочет открыть доступ к этому Древу жизни, через Воплощение. И поэтому на Рождество мы выставляем ёлку как символ Древа жизни вечнозеленого, доступ к которому уже открыт, которое мы украшаем игрушками, шариками, которые символизируют плоды, яблоко, которое укусила Ева, как говорит традиция.

Из зала: Не только Ева, Адам тоже укусил.

Отец Андрей Буко OFMConv: Да, спасибо, сестра (смеется). Ёлка – это вообще протестантская традиция, которая возникла намного позднее, но она имеет такой красивый смысл.

Из зала: А что там наряжают, в Израиле?

Отец Андрей Буко OFMConv: Честно скажу, не знаю, ставят ли они ёлки, об этом надо спросить тех, кто там был на Рождество. Ну вот, в общем здесь пророк Исайя говорит о трех хвойных деревьях – кипарис, кедр… Певг, я так понимаю, наш эквивалент певга – это сосна. Чуть-чуть на них остановлюсь.

Все эти три дерева, если посмотрим, во многих текстах Библии упоминается, что они использовались для строительства храма. Храм, который повелел Господь строить, Он повелел строить из этих долговечных деревьев. Кипарис считался святым деревом, необычайно твердым и долговечным.

Кипарис

Оно является высоким деревом, темное по цвету, которое после того как срублено не выпускает отростков из пня, оно не дает новых отростков. И в силу этого оно иногда символизировало отчаяние, поскольку новая жизнь из этого срубленного дерева не происходит, христианами оно толковалось как дерево похоронное, часто из них делались саркофаги. Связанно со скорбью, но также символизирующее рай, надежду и новую жизнь. Оно, имеющее сильных запах и как ароматическое дерево, символизировало Самого Христа, церковь, жизнь блаженных на небесах. Также ему приписывалась символика девственности, доброй славы, целомудренности, скромности, послушания, смирения, любви, милосердия, обращения слушающих и большую выносливость. Как видите, все те добродетели, которые мы можем найти у самого Христа и святых. Поэтому по преданию оно являлось одним из трех деревьев, из которых был сделан Крест. Из него по преданию был сделан вертикальный столб креста, так называемый tuncus, который устанавливался в землю, и на который вешалась уже перекладина с распинаемым. Поэтому этот вертикальный столб, на который должен был взойти Христос, как древо погребальное, древо, связанное со смертью, но также имеющее надежду воскресения.

Второе дерево, как я сказал, кедр. Тоже необычайно крепкое, могучее дерево с широкими ветвями тоже считалось святым деревом, «кедр ливанский» – часто в Библии употребляется это словосочетание. За свой вид оно было названо необыкновенным, очень часто им восхищались многие цари, которые приезжали в Ливан и видели эти деревья.

Кедр

Кедровое масло защищало от паразитов и тления, как видите, тоже здесь появляется символика бессмертия у этого дерева. Поэтому оно, вообще лес ливанский часто упоминается в Библии, в Псалмах «слава Ливана», это было знаком Божьего всемогущества, вечности. Вечнозеленые деревья такие могучие они символизировали как раз-таки бессмертие, мудрость праведного человека, силу и величие райской красоты. В псалме 28, если вспомним, есть такая фраза «Бог сокрушает кедры ливанские», это подчеркивало силу Божию, Его могущество.

Интересный есть текст в Ветхом Завете, в Книге Левит 14 глава со 2 по 4 стих.

вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;

священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,

то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,

Кедр здесь вместе упоминался как жертва за очищение от проказы. В этом смысле тоже не случайно кедр в этом апокрифе, в этой легенде является одним из деревьев, которое употреблялось для изготовления Креста. Мы все поражены проказой греха и именно искуплением за наш грех явилось древо креста, на котором был распят Спаситель Христос. Поэтому символ нашего спасения крест, который мы вешаем во всех наших домах, носим на своем теле, он является жертвой за наше очищение. По тому же преданию именно из кедрового дерева была сделана эта горизонтальная поперечная балка, на которой был распят Христос и подножие, на котором были распяты ноги, так называемый suppedaneum, на который опирался распинаемый, чтобы мог вдохнуть немного воздуха.

Ориген, к тому что я сказал об этом символе, знаке очищения, говорит так: «Тот, однако, кто очистился, также должен быть очищен с помощью кедрового дерева, проказа греха ибо не может быть очищена без участия древа креста».

Еще открою маленький текст, я вам его зачитаю в подтверждение этих слов, Иезекииль 17, 22-23.

Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.

На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его

Как символ креста, который Бог садит на высокой горе… Голгофа не была высокой, но она высока в силу той жертвы, которая на ней совершилась. На высокой горе и именно этот кедр произрастит плод, принесет плод для всех и под ним будут обитать всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. Т.е. насыщаться дарами этого дерева.

И второй текст – это из книги Песни Песней, 1 глава 17 стих, «кровли домов наших — кедры, потолки наши – кипарисы». Это слова жениха в ответ на восклицание невесты «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас – зелень». Святой Августин, есть у него замечательный текст, я просто не нашел его, чтобы вам  процитировать. Он сравнивал Крест Христа с любовным ложем, на котором произошло мистическое бракосочетание Христа и Его Невесты – Церкви. Именно на Кресте из пронзенного ребра Христа родилась Церковь. И Августин сравнивает это, приводя тоже этот стих из Песни Песней таким поэтическим и мистическим образом. Обручение Христа со Своей Церковью.

Ориген также говорил, что кедрами Божьими являются те, кто защищает Церковь. Касиадор добавляет, что люди совершенные и владеющие собой, мученики, поставлены на высоте Церкви Христовой как кедры Божии. Каждый из нас, кто принимает жертву Христа, очищается этой жертвы и совершает сам этот путь страданий вместе со Христом, становится как кедр Божий, из которого был сделан храм в Иерусалиме. Т.е. это столпы, на которых опирается храм. Кедровое дерево тоже не портится, как я вам говорил, поэтому обозначает тело Христа, символ вечности и Божественности.

Я вам сказал, что Ливан как священный лес был также символом очищения. Говорят, что название Ливана обозначает dealbatio «окропление», «выбеление». Человек, окропленный исопом и поставленный в церкви, он становится белее снега, как говорит псалом. Праведный человек как кедр возносится над вещами высшими и надеется, что посредством земных дел достигнет неба. Это говорит Гуго Сен-Викторский, что человек, который возносится над земными вещами, надеется, что посредством земных дел достигнет неба. И Григорий Великий Папа тоже добавляет, что кедр символизирует обещанные небеса: «Кедр, который издает сильный запах и по свой природе не тлеет истинно нам обещан». Т.е. Христос нас всех хочет привести в состояние, где мы будем освобождены от тления греха. Как Павел говорит, вся тварь стенает и мучается доныне доколе не придет в славу детей Божиих. И это то состояние, к которому Христос нас хочет привести и приводит через Свою жертву на Кресте.

Древние верили, что кедр заставляет бежать от себя змей. Может быть в силу своего сильного запаха хвойного. Но змея, как знаете, символ дьявола, символ искушения. Сегодня мы читали текст первого чтения, где змеи поражали непокорных ропщущих иудеев и Бог повелел Моисею вознести шест, на котором поместить должен был изображение змеи. Может вы знаете, но повторю почему, это тоже не случайно. Грех и смерть нас пугают, дьявол нас держит, говорит апостол Павел, в оковах страха, смерти. Поэтому змея она как символ греха, который без конца повторяется. Змея ползает туда-сюда, мы возвращаемся к этому бесконечному греху и никак не можем вырваться из этого замкнутого круга наших грехов. Но Бог Моисею приказывает поместить змею на шест. Да, грех нас мучает и терзает, метает из стороны в сторону, но это уже становится нашим вознесением к небесам. Поэтому смело взирая на то, что нас поражает и жалит, мы можем как и говорили в прошлый раз, учась смирению, возносится к небу и восходить к Богу.

Из зала: Из меди да был, змий?

Отец Андрей Буко OFMConv: Да. Поэтому то, чего человек больше всего боится – смерть, унижение, отвержение – именно это происходит со Христом и именно этим Бог спасает человека.

И третье дерево, о котором я сказал, певг или сосна. В Библии те тексты, которые я нашел, которые даются очень часто, употребляют слово «кипарис». Возможно, не знаю, просто тоже слово можно перевести разными словами, поэтому в Синодальном переводе часто переводили тоже словом «кипарис».

Сосна

Сосна или певг оно является противопоставлением тернию, в Книге Исайи 55 глава 13 стихе говорится так:

Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.

Певг был символом славы Нового Иерусалима, мессианской радости, оживление пустыни, в Исайе тоже 41 главе 19 стихе говорится об этом оживлении пустыни. За свою легкость и гибкость, упругость она употребляема, или он, певг, употребляем для производства мачт кораблей. Сами знаете, что сосны тоже возносятся очень высоко, бывают очень прямые и растут очень высоко. Кто помнит в греческой мифологии есть миф об Одиссее, царе Итаки. После окончания Троянской войны он долго скитался. Однажды он плыл на корабле мимо острова сирен, влекущих своим чарующим пением моряков на гибель. Своим гребцам он затыкает уши воском, сам, полный любопытства, приказывает привязать себя к мачте и слушает. Так они минуют угрозу. Древние христиане приняли этот миф и удивительным образом его переложили, придали ему христианский смысл. Сирены чем были опасны? Они своим пением заманивали, т.е. никто не мог сопротивляться, кто слышал это пение, и они заманивали просто в эту пагубную воронку где погибали люди в море. И что повелевает Одиссей? Он всем приказывает залить воском уши, чтобы не слышать этих сирен, а себя приказывает привязать к мачте корабля, чтобы единственный мог слушать и направлять всех остальных. Мачта какую форму имеет? Креста. И христиане поэтому истолковали так. Тот христианин, кто крепок-накрепко привяжет себя к кресту, сможет устоять против искушений, которыми являются сирены, которые нас манят и заманивают к пагубе. И благодаря этому, знаете, Одиссей смог устоять и победить это искушение.

Григорий Великий говорит, что певг символизирует людей, которые телом присутствуют на земле, в церкви, но уже созерцают небесные вещи, и хотя по происхождению они земные, то благодаря созерцанию возносят лучшую часть своего ума на небеса. Знаете, что сосна, я сказал, очень высокая они тянутся в высь. И тоже Беда Достопочтенный добавляет, что и из-за своей упругости и выносливости певг символизирует ум избранных, отвергающих удовольствие этого мира и обращающихся к сознанию небесных вещей. Поэтому думаю имеет под собой некое основание такая легенда, что древо Христа собранное из этих трех деревьев. Оно как раз для нас и является символом нашего спасения, которое в тоже время в Израиле, в народе, считался символом проклятия. Потому что сказано в Книге Второзакония, в 21 главе «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». Поэтому было повеление, никто не мог остаться до заката солнца висящим на дереве, ибо проклят всякий висящий на дереве. Поэтому заключенным перебивали голени и они должны были умереть, их где-то хоронили, чтоб не оставались сутками висеть на дереве, это было осквернением земли.

И Бог принимает на Себя, принимает на Свои плечи этот крест, символ проклятия, который делает для нас символом спасения и символом силы, нашей христианской силы.

На этом крестном пути… Хотя ни один из евангелистов не упоминает, что Иисус встретился со Своей Матерью. Трудно предположить, что Мария бы осталась в такой момент одна дома и не была бы со Своим Сыном. Поэтому, скорее всего, традиция правдоподобно говорит о том, что произошла эта встреча Марии с Иисусом. В одном молитвеннике я нашел замечательное сопоставление текстов из евангелия от Луки и Книги Плача Иеремии, я вам сейчас их зачитаю. Лука 2 глава 34 стих:

се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Это слова сказаны Симеоном, но я думаю, что они как воспоминание возникли в голове у Марии, могли возникнуть, когда Она увидела Христа. Может быть как никогда Она поняла сейчас, в этот момент, поняла до глубины, что означали эти слова, что «оружие ей пройдет душу». И как ответ ей от Христа Книга Плача 1 глава, 12 стих:

Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь

И снова возвращаемся к Луке 2 глава 48 стих:

Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

И Христос тогда Марии ответил:

зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

И Книга Плача 2 глава 13 стих отвечает такими словами:

Что мне сказать тебе, с чем сравнить тебя, дщерь Иерусалима? чему уподобить тебя, чтобы утешить тебя, дева, дщерь Сиона? ибо рана твоя велика, как море; кто может исцелить тебя?

И в утешение дается отрывок из Книги Иереемии 31 главы как надежда в этой огромной скорби для Марии: «Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой». Христос сам говорил «Блажены плачущие ибо они утешаться». Думаю в сердце Марии все равно надежда на то, что эта скорбь — она не бесконечна, и Бог задумал некий благой план всего того, что Мария видела, что происходит, поэтому в ее сердце эта надежда стала источником надежды для многих христиан.

Ничего не говорится в евангелиях о падениях Иисуса. Крестный путь перечисляет что их было три, никто не знает. Но есть тоже несколько псалмов, которые очень живо об этом говорят. Я не случайно включил это изображение. Босх нарисовал таким образом Христа, идущего на Голгофу.

Босх

Я сейчас зачитаю отрывки из псалмов, а вы попытайтесь разглядеть саму картину. Псалом 35 стихи с 15 по 16:

А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

И псалом 41 стихи с 8 по 9:

Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня… «он слег; не встать ему более»

Видите, лица людей очень изуродованы. Уродует человека грех. Каждый имеет свою страсть, поэтому каждое изображение лица оно говорит о своем пороке, о своей страсти. И только несколько лиц на этой работе светлы и умиротворенны. Прежде всего лицо Христа, оно не искажено в каком-то ужасе, оно с зарытыми глазами, но спокойно и умиротворенно. Он уверено и медленно следует поступью к концу, чтобы пройти тот путь, который уготовал ему Отец. С таким же умиротвореным лицом изображена здесь Вероника, которая держит лик Спасителя, запечатлевшийся на платке. Она совершила малый жест милосердия на что была способна, она знала, что спасти Его от этой скорби и печали она не может. Но хоть на маленькую долю утолить Его скорбь, утешить своим жестом милосердия она могла и совершила это. Тоже ни один евангелист не говорит о Веронике, но я думаю, что она очень вписывается в этот фрагмент от Луки об утешении плачущих женщин. Ее лик он как бы просветлен изнутри и она улыбается, наверное единственная здесь из всех присутствующих кто улыбается. Она получила свой дар, свою награду – запечатленный лик Христа не только на платке, но и в своей душе.

И напоследок остановлюсь на моменте, который упоминается у всех синоптиков-евангелистов – это Симон Киринеянин, который помогает нести Христу крест. Покажу вам другое изображение.

Это Тициан, он написал «Симон Киринеянин помогает нести крест Христу».

Несение Креста

Но хочу вам зачитать текст из Ветхого Завета из Книги Бытия, давайте откроем. Бытие 22 глава стихи с 1 по 8:

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа…

Географически земля Мория – это и есть Сион, на котором затем был построен Иерусалимский храм, т.е. это то место, где в принципе совершалось жертвоприношение Христа.

и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

Отцы церкви уже давно толковали этот текст так, что это прообраз смерти Христа. То жертвоприношение, которое совершил Авраам духом, осуществил, по-настоящему, Сам Бог, отдавая своего собственного Сына в жертву. Говорится о дровах, которые возложил Авраам на сына своего – это как символ креста, который был возложен Богом на плечи Христа.

Здесь Тициан написал Симона Киринеянина в преклонном возрасте как старца, и в этом для меня он очень как бы еще больше отождествляется с образом Авраама и Бога-Отца, который возлагает вот эти дрова на своего Сына и идет с ним вместе на эту жертву, потому что она не менее тяжела для самого Отца, не только для Сына.

Нож и огонь – символы Духа Святого – так что можно сказать что вся Троица присутствует в этот момент. Но очень выразительно звучат здесь слова: «и шли далее оба вместе». Симон Киринеянин, который принужден был нести крест со Христом, взваливает этот крест на свои плечи. Гибсон в своем фильме интересно показал, они даже обнимаются и несут вдвоем со Христом этот тяжелый крест на гору. Поэтому Павел в Послании к Галатам, думаю, вдохновленный этой историей, которую передавали христиане, пишет: Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов.

Текст дальше продолжает:

И пришли на место, о котором сказал ему Бог;

Эту работу возможно вы видели в Эрмитаже, Рембрандт «Жертвоприношение Авраама».

Рембрандт

и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.

И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

Эта жертва полностью совершилась в сердце Авраама. Авраам совершил жертву Богу до конца, Бог его избавил от самого жестокого момента, потому что эта жертва послушания уже произошла.

Но не только у Авраама, у Исаака тоже. Есть один старый мидраш, я вам тоже его когда-то уже произносил, но здесь еще раз зачитаю, который говорит так:

Исаак послушно восходил со своим отцом Авраамом на гору Мориа, где должен был быть принесен в жертву. Когда Авраам связывал урки и ноги возлюбленного, ожидаемого на протяжении 100 лет сына, Исаак посмотрел ему в глаза и сказал: «Отец, я сильный молодой мужчина, а ты стар. Я боюсь, что когда увижу нож в твоей руке дрогну в испуге и возможно даже тебя покалечу. Также могу покалечить себя, а через это стать непригодной жертвой. Поэтому прошу, свяжи меня покрепче, чтобы я не сопротивлялся и в самый ответственный момент не подвел в исполнении сыновнего долга.

Видите, думаю в сердце Исаака эта же жертва послушания, не только послушание сына отцу, но послушание воле Божьей, какую он мог прочитать в этом повелении отца, совершилось полностью. Исаак полностью принял то, что считал должно было с ним произойти по воле Божией. Христос, идя на смерть, полностью совершил волю Божию, добровольно приняв смерть и отдавая свою жизнь за нас. Уверен, эта жертва настолько глубока, что мы еще без конца будем размышлять над ней и углубляться, будем черпать из этого, просто удивляясь ей. Поэтому для меня очень выразительно в этой работе Рембрандта, например, то, что Авраам закрывает лицо сыну рукой. Он не может смотреть в глаза сыну и чтобы сын не видел этого ужаса, который должен был произойти.

Дорогие, Христос неоднократно призывает со страниц Евангелия взять свой крест на себя и идти за Ним. Кто хочет, говорит, душу свою сберечь тот потеряет, кто ее отдаст, тот обретет ее. Помните юношу, который пришел к Иисусу и спрашивал, искренне спрашивал, что мне сделать, чтобы унаследовать жизнь Вечную? Христос сказал, только у Марка есть это добавление: «Иди, продай свое имение, возьми крест свой». Только Марк добавляет «возьми крест свой и следуй за Мной». В жизни каждого из вас, думаю, было немало испытаний, может еще будет тех страданий и трудностей, которые выпадают на долю. Дорогие, не нужно искать себе креста, чтобы его брать, Бог не этого хочет от каждого из нас. У каждого уже есть свой крест, Бог не хочет, чтобы мы себе искали где-то крест, чтобы мы брали чужой чей-то крест. Он хочет, чтобы каждый из нас взял свой крест и нес его на ту Голгофу, на которую восшел Он Сам и где совершится наше с вами преображение. И каждый христианин, кто смиренно, добровольно, в послушании исполняет волю Божию о своей жизни, тот уже совершает участие в этой жертве искупления Христа. На этом сегодня всё.

*

Благодарим о. Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материала

Добавить комментарий