С 1 по 3 мая у францисканцев прошел показ фильмов «ГЛАЗАМИ ВЕРЫ». Серьезные фильмы, которые приглашают к размышлению, неизменно вызывают интерес зрителей – такое мнение выразил на одном из недавних «Вторников» священник Георгий Митрофанов. Францисканцам близка эта идея и мы планируем регулярный показ хорошего кино.
«Дни христианского кино» – это первый опыт фестивального, трехдневного кинопоказа. В гости к петербургским францисканцам приехала режиссер-педагог киностудии «Мария» при христианском культурном центре «Встреча» в Москве. Своими впечатлениями делится священник Андрей Буко OFMConv.
*
О.Андрей (Буко): Наталья Кандудина, я так понял, в свое время сама пережила обращение. Фильмы, которые Наталья привезла нам, она сама пережила в определенный момент своей жизни и они ей очень помогали самой меняться, для нее они тоже были открытием. Мы смотрели фильмы три дня подряд и после каждого фильма был небольшой перерыв, когда мы за чаем обсуждали только что увиденное. И в ходе обсуждения я заметил, что в подборке каждого дня есть какая-то своя красная нить, например, тема прощения или покаяния. В первый день очень прослеживалась тема искренности, правдивости, и, конечно, через это – покаяния, обращения и преображения. Благодаря какому-то одному человеку, или по Божьему провидению, есть как-то простачок или агнец, который в какой-то меняет всех героев вокруг, и постепенно в ходе фильма для них самих незаметно жизнь людей преображается. Вот это прослеживалось на протяжении всех трех дней. Мне удалось посмотреть все фильмы. Я думал это будет испытанием, но на самом деле было очень интересно, даже не было напряженно, может быть, благодаря обсуждению. Потому что каждый человек по-разному воспринимает фильм, а когда все делятся своими мыслями, то складывается целостная картина, и ты видишь замысел фильма шире и глубже.
«Мы должны быть осторожны» — это сцена из фильма «Падре Пио» (Италия, 2000). На этом кадре – отец Агостино Джемелли, известный врач, который исследовал Падре Пио. Он назвал Падре Пио искалечившим себя психопатом, который пытается обмануть, и предупреждает Ватикан, что «мы должны быть осторожны». Из-за его мнения Падре Пио был запрещен в служении как священник, исповедь ему была запрещена. Это единственный фильм, который я видел прежде.
*
Некоторые вещи люди просили повторить. Например, фильм «Центральный вокзал» (Бразилия, 1998) – фильм-фаворит, зрители попросили включить его снова в программу кинопоказов. Еще, что мне понравилось, Наталья перед каждым фильмом делала очень хорошее введение. Когда человек рассказывает немножко об истории создания этого фильма, об истории самого режиссера, как зарождается концепция, что пришлось вынести вытерпеть, и благодаря чему фильм родился, на что он повлиял, то совсем по-другому, с определенным настроением ,наставлением смотришь и это очень интересно. Она как режиссер сама обращала внимание на определенные вещи. Мы давно знакомы и общаемся с Натальей.
Есть и фильмы о войне и сталинских репрессиях, она это тоже хотела приурочить к юбилейным событиям 9 мая. Тема войны на втором плане. Скорее, там все время выходили нравственные темы — веры, предательства, верности, истинности, лжи. На меня большое впечатление произвел фильм «Покаяние». В ходе обсуждения этого фильма все поняли, насколько этот фильм, снятый в 1980-е годы, оказался пророческим для наших дней. Я впервые видел этот фильм и посмотрел на одном дыхании. В ходе обсуждения столько нового нам отрывалось! Сама Наталья призналась, что для нее было открытие во время этого обсуждения: фильм называется «Покаяние», но на самом деле в нем-то до покаяния не дошло. Почему? Потому что, в фильме есть дед, сын и внук, каждый из них по-своему решил проблему собственной совести. В итоге, внук покончил самоубийством, он не смог вынести эту ложь. Его отец… Там есть интересный момент его разговора не то с Богом, не то с тенью своего собственного отца и там он уже очень близок к тому чтобы раскаяться, говорит, что устал от шизофрении, раздвоенности и но в итоге он возвращается и делает то же самое. И даже в тот момент, когда после смерти своего сына он выкапывает труп отца и выбрасывает его с горы, большинство голосов в зале высказались, что это скорее не акт его покаяния, а просто аффект от чувства безысходности и злобы за свою судьбу. Пророческим мне лично показалось что? Что на самом деле здесь, в России, ситуация не поменялась до сих пор. Т.е. мы как выкапывали этих мертвецов и закапывали без конца, так и продолжаем это делать. Ленин до их пор лежит на Красной площади… Никакого истинного покаяния так и не произошло, есть люди, которые очень устали от этой лжи, непонятности, как что называть. И ключик ко всему этому вопрос в последней сцене фильма: эта дорога ведет к храму? Не эта дорога ведет к храму, т.е. к истинному покаянию не приводит.
Мы предложили гостям оставить заявки на просмотр фильмов, которые они могли бы рекомендовать для просмотра. Этот список есть, он получился достаточно большим, люди откликнулись. В этот список входят фильмы христианской и общегуманитарной тематики для обсуждения и размышления, просто хорошее кино. Через наш блог «Францисканцы в Петербурге» я хотел бы предложить читателям присылать свои пожелания о фильмах для совместного просмотра у нас. А также, сообщите, пожалуйста, какой день и время были бы удобными для вас. Предварительно мы планируем устраивать кинопоказы раз в две недели. Время, которое нам уже предложили на выбор гости: суббота – полдень, или воскресение – полдень или вечер. Ждем ваших заявок и пожеланий по адресу: spb.francis.ru@mail.ru
Желаю читателям нашего блога мира и добра!
*
Фотографии брата Алексея Косенко