Вторники у францисканцев

Великопостные духовные упражнения «РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАСТЯМИ ХРИСТОВЫМИ»

19 апреля беседу провел о. Андрей Буко OFMConv

«Последние семь слов Христа»

ПьетаВо имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь.

Господи, Боже Царю Небесный,
Дух Утешитель, приди и наполни души наши своим присутствием.

Дай нам, Господи, размышлять над тайнами нашего Спасителя Иисуса Христа,
Чтобы созерцая эти последние моменты Его жизни, мы исполнялись всякой благодати, которая Им для нас была испрошена у нашего небесного Отца.

И пусть по заступничеству Пресвятой Девы Марии наше сердце пылает к Нему такой же любовью, какой пылала Она.

Радуйся Мария
Благодати полная
Господь с Тобою
Благословенна Ты между женами
И благословен плод чрева Твоего Иисус
Святая Мария
Матерь Божия молись о нас грешных ныне и в час смерти нашей.
Аминь.

Отец Андрей Буко OFMConv: Ну вот, мы с вами вместе со Христом проделываем Его Царский Путь. Есть гимн, который поется в литургии часов на вечерню страстной недели «Знамена реют царские». И там есть такие слова: «Исполнились Давидовы речения, се царь ваш с древа правит вам». Христос, взойдя на крест, отныне в каждом храме, в каждом доме правит с креста, привлекая к себе многие души людей.

В Италии есть городок Ареццо, там есть наш францисканский храм, вот перед вами интерьер этого храма. Там висит огромное, большое распятие. Когда мы приехали с экскурсией, тот брат-священник, который нас водил, показывал и рассказывал о том, что там находится и об этом распятии, рассказал интересную легенду.

Как знаете, разбойников не распинали одетыми даже в набедренных повязках, осужденных распинали полностью нагими. И вот легенда рассказывает, что одна благочестивая душа, когда у видела того, в кого верила как своего Господа абсолютно обнаженным, она не выдержала этого посрамления Господа. И, сняв с себя плат, который был на голове, покрыла его. Поэтому вот именно на этом кресте, здесь конечно плохое изображение ,но в отличие от других византийских изображений распятия видно, что Христос препоясан именно платком, на котором есть традиционный орнамент.

Ареццо

Христос на самом деле был распят нагим. Давайте сейчас с вами прочитаем отрывок из Книги Бытия 3 глава с 6 по 10 стих:

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Как говорит текст Священного Писания Адам и Ева, осознав свою наготу, сшили себе смоковные листья в качестве опоясывания, чтобы прикрыть свою наготу. Смоковница, еще иначе ее называет фиговое древо, фига. Дикая фига названа сикоморой, так что вот эти три наказания этого дерева мы можем встретить в Священном Писании. Отцы, толкователи Священного Писания, предполагают, что древо познания добра и зла и было смоковницей, т.е. фиговым деревом, именно под этим деревом искусил сатана Еву и Адама. Согласно Исидору Сивильскому название фиги, ficus, происходит от ее плодовитости, ficunditas, плодовитое дерево, на котором много плодов и много листьев. С Средневековье пробовали объяснить происхождение этого названия, связывая два слова – латинское слово «pecare», «грешить», с еврейским «pag», «фига, фиговое дерево». И Петр Канестор, он толкует так, говорит, что не случайно прародители сделали себе опоясание из фиговых листков, потому что если человек натрет себя соком фигового дерева, его тело начнет ощущать жажду наслаждения. Такую жажду ощущали, говорит он, первые родители и поэтому это дерево были им запрещено. Вообще сколько писателей обращались к этому символу и толковали его, фига имеет всегда полярное, двойное значение, как негативное, так и положительное. Негативное всегда будут иметь листья этого дерева, положительное всегда плоды. В искусстве тоже встречаются изображения именно этого события, например, мозаика и роспись, выполненная Рафаэлем Санти, идентичная вещь есть у Микеланджело в Сикстинской капелле. И в этом и в том случае Адам и Ева изображены под фиговым деревом, на котором сидит сатана, который их искушает. И здесь как раз-таки Ева держит в руках плод фигового дерева. У Микеланджело тоже, сам сатана, срывая, предлагает ей плоды этого дерева.

Из зала: А потом с яблоком рисуют, яблоко искушения.

Отец Андрей Буко OFMConv: Потом появляется в традиции толкование яблока и такие же изображения, но вот эта традиция была широко известна раньше, потому что в летописи X века, 975 года где-то, Codex Emilianensis, тоже самое, изображены Адам и Ева под смоковницей.

Из зала: А плод какой формы?

Отец Андрей Буко OFMConv: В виде сердца. Представляете как выглядит фига? Листья они пятипалые как рука, ходя самые кончики листьев заострены как языки, очень широкие, очень много на ней бывает листьев. А плод в виде сердца зеленого цвета, но когда ты его разрываешь он внутри красный и сочный и там очень много зерен. Инжир — это высушенная фига. И в силу такой своей формы и вида именно плод фиги был символом Церкви, как многие собранные внутри одного сердца. Гранатовое яблоко и фига — это символы Церкви, искупленной Христом, потому что и в том и в другом случае плоды внутри красные, кровавые, составленные из зерен.

Фига

Листья

Во многих книгах Ветхого Завета сидеть под фиговым деревом означало пребывать в покое, обрести внутренний мир и покой. Есть это в Третьей Книге Царств 4 глава, 25 стих, в Книге Михея 4 глава 4 стих. Я вам этот маленький отрывок зачитаю:

Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.

Идентичный текст звучит в Третьей Книге Царств, в Книге Захарии 3 глава 10 стих, в Первой Книге Маккавейской 14 глава 12 стих. Т.е. это был очень распространенный образ, который все прекрасно воспринимали и понимали о чем он говорит. В этом смысле Адам и Ева, пребывающие еще в раю, наслаждаясь общением с Богом, сидя под смоковницею, пребывали в этом мире, в состоянии внутреннего покоя, до грехопадения. Затем этот внутренний мир и покой они потеряли. Сама смоковница — это символ Христа, в тени которого почивает праведник. И возможно именно поэтому Нафанаил, о котором я тоже сегодня упоминал в проповеди, сидел под смоковницей. Христос, когда ему говорит я видел тебя под смоковницею, и для Нафанаила все стало ясно в тот момент, он исповедал «Господь мой и Бог мой».

Инжир

Если вспомните Закхей, его обращение произошло тоже когда? Когда он влез на смоковницу. Это как образ покаяния человека, символ плодотворного покаяния. Забравшись на смоковницу и увидев Христа, он был приглашен в дом и затем сказал Христу, что я вознагражу, т.е. половину имения раздам, и вчетверо вознагражу тем, кого обидел. В этом смысле фига или смоковница, не приносящая плода, на которой только одни листья, как помните, проклятая Иисусом, это символ греха, символ непринятия Христова Евангелия, бесплодности. И наоборот, приносящая плод — это символ воскресения. Плод фиги, как знаете, очень сладкий, поэтому тоже церковные писатели сравнивали его с символом сладости любви, сладостных воспоминаний о Царстве Небесном. И в этом смысле они тоже символ плодов Святого Духа.

Плодоносящая фига — символ и образ распятого Христа, который был проклят и отвергнут собственным народом, но дал богатый плод спасения. Во время сильного ветра смоковница сбрасывает свои плоды и именно этот образ упоминается в Книге Откровения 6 глава 13 стих, можете, если хотите, посмотреть этот текст. Именно это древо, сбрасывающее плоды, однозначно являлось указанием на древо креста, отдавшее свой плод – Христа, смокву. Сейчас на Страстной неделе мы часто будем слышать и петь гимн Pane Lingua и там, в антифоне, в припеве, есть такие слова: «Крест святой ты нам дороже…, бремя сладкое приявший, слався древо сладкое». Как аллюзия к сладкому плоду смоковницы и там дальше есть такой куплет:

Преклони тугие ветви древо преблаженное
Размягчи оцепенение весь твой ствол сковавшее
Отпусти царя вселенной в жертву принесенного

Как образ Христа, снятого с креста, отданного Матери, древо креста сбросившее этот сладчайший плод.

Пьета

Начал я с момента грехопадения и с наготы, которую ощутили Адам и Ева, чтобы прикрыть ее. Стыд, который появился у прародителей в момент ощущения наготы, является реакцией на богоявление, на манифестацию Божьей истины в своей сущностной форме. Мы часто употребляем такое словосочетание «голая правда». Когда правда без добавок открылась так как она есть, и она обнажает, все выводит на явь. Именно эти слова:

и услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

Т.е. в момент, когда приближается Бог, Его присутствие, Истины, Христос говорит о себе «Я есть Истина», когда истина приближается, человек сразу прячется. В этом состоянии греха человек не способен вынести этого богоявления ему, этого откровения истины, он стыдится своей наготы, потому что нагота предстает в своей подлинной форме, которая его пристыжает. Один писатель Жан Дрёэрман говорит так: «Каждая нищета, каждый страх, каждое смертельное предательство, каждое внутренние мучения человека исходит из чувства стыда, вдохновителем которого является наше низкое происхождение из праха и наша нагота. Мы вечно боремся с нашей бедностью». Именно таким образом возникают, он говорит, гордость, непослушание, высокомерие, прометеевская химера и титаническое упорство. Человек не может вынести своей нищеты и слабости, поскольку через грехопадение он отдалил от себя Божие присутствие и ему открывается та правда о нем, его созданность из праха в полноте и это ему трудно вынести. Пытаясь перебороть в себе этот стыд, эту нищету у человека рождаются в нездоровый форме эти компенсации, он начинает превозноситься, впадает в высокомерие, прилагая титанические усилия и думая, что своим собственными силами он сможет прикрыть этот стыд. В Послании к Евреям 4 глава стихи с 12 по 13 автор говорит:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Пред очами Божиими все обнажено и открыто. Именно поэтому Христос как восстановитель нашей нищеты, нашей слабости, становится вторым Адамом, восполняет все недостатки Адама. Христос Распятый, работа МикеланджелоНе часто можно встретить изображение Христа распятого на кресте обнаженным. Микеланджело себе это позволил. Иисус таким образом сопоставляется с Адамом. Если первый Адам совершил грех и после этого устыдился своей наготы, надел повязку на чресла, то второй Адам принципиально должен быть без набедренной повязки. Спасение есть возвращение в царство невиновности. В своей книге «Любовь и ответственность» Папа Иоанна Павел II, он тогда еще был кардиналом, он писал так: «Нагота как таковая не непристойна. Непристойность появляется там, где нагота играет негативную роль, унижая личность, когда цель наготы — возбудить похоть, в результате которой личность оказывается в положении объекта для развлечения». Вообще удивляюсь феномену Микеланджело, он не стеснялся всех своих героев изображать обнаженными, но в этой обнаженности его как раз-таки, как говорит Папа Иоанн Павел II, нет непристойности, потому что он каким-то удивительным образом умел открыть, показать именно достоинство человека без какой-либо похоти и вожделения. Достоинство человека как он был задуман Богом, как он был создан Богом, как образ и подобие Бога.

И сегодня я обещал вам, что мы остановимся на семи последних словах, которые Христос произнес на кресте. В традиции вот этой казни крестной приговоренный ко кресту имел возможность произнести последние слова, либо наставления членам своей семьи. И как бы те слова, которые Христос произносит с креста – это своего рода завещание, которое Он нам оставляет.

ПЕРВОЕ слово, как помните, показывает нам евангелие от Луки 23 глава 33 – 34 стихи:

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

«Отче прости им, ибо не знают, что делают». Заметили, что эти слова Христа очень похожи на одну молитву. Какую?

Из зала: Отче наш.

Отец Андрей Буко OFMConv: «Отче наш», да. Она также начинается «Отче», «Отче наш». Вообще согласно раввинскому учению каждая молитва у иудеев должна была состоять из семи просьб. В то же самое время должна была состоять из трех частей, это: прославление Бога первая часть (Shevah), потом из личных просьб (Tephillah) и молитва благодарения (Hadayah). И вот если возьмем молитву «Отче наш» так, как показывает нам ее Матфей 6 глава с 9 по 15 стихи:

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Вот вам три просьбы первой части – прославление, где Христос прославляет Своего небесного Отца.

хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Вот следующие четыре просьбы и вторая часть этих личных просьб. Есть третья часть – молитва благодарения:

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Но дальше Христос добавляет очень важные слова:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Это единственная просьба, которую Христос ставит условием. У Марка тоже самое звучит в 11 главе. Там в другом контексте упоминается это, но Христос произносит те же слова: если вы будете прощать, то и вам Отец небесный простит, если вы не будете прощать, и вам Отец небесный не простит. Поэтому первое, что Христос говорит с креста, Он говорит: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Он, Который страдал безвинно, был осужден безвинно и перетерпел эти страшные мучения, прощает от всего сердца тем, кто над ним все это творит. Каждому из нас. Христос прощает от сердца грех каждого из нас «Отче прости им», потому что мы на самом деле до глубины не осознаем, что творим. Если бы мы понимали и видели всю глубину греха или все последствия греха, то никогда бы его не совершили. И Христос, уча нас этой молитве, прежде всего Сам исполняет её, давая нам пример. Павел апостол говорит, что Христос, который взял на себя наш грех, он говорит, ставший грехом, Он, который стал грехом должен простить, чтобы и этот грех был прощен нам. Этим он приносит нам искупление.

ВТОРОЕ слово, которое мы встречаем у Христа, евангелие от Луки 23 глава стихи с 39 по 43, вот этот отрывок:

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

«Истинно говорю, ныне же будешь сегодня в раю». Традиционно считается, что благоразумный разбойник, исповедавший Христа на кресте, был первым спасенным человеком из всех уверовавших во Христа. И третий обитатель рая из всех людей. Почему третий?

Из зала: После Адама и Евы.

Отец Андрей Буко OFMConv: Нет, Адама и Евы еще точно в раю не было

Из зала: До их изгнания из рая.

Отец Андрей Буко OFMConv: Логично, хорошо (смеется), но не поэтому. Енох и Илия. Они были взяты Богом на небо, сказано. История эта – это не просто иллюстрация раскаяния злого разбойника, она истолковывается церковью как готовность Богом даровать прощение умирающему даже в самый последний момент. Видите, опять речь идет о прощении. Имя этого благоразумного разбойника согласно традиции Дизмас. Если перевести с греческого, означает «закат». Как бы на закате нашей жизни Бог все равно готов человеку простить и привести его в царство небесное, в рай. Интересно, здесь синодальный текст переводит его слова как «помяни меня, Господи», в оригинале греческом я видел «помяни меня, Иисусе, когда придешь в царствие Твое». Иисус ему ответил «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со мною в раю». Иоанн Златоуст говорит такие слова на этот фрагмент в одной из своих проповедей. «Когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедовал горе. Ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры постиг Владыку небес. Он не видел ни воскресшего мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующееся Ему море. Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне, но при этом он исповедал Его прежде всех».

Феофан Затворник, характеризуя веру благоразумного разбойника пишет, что если крест Христов – это жертва абсолютно чистая, непорочная, невинная, то крест этого разбойника есть крест очищения себя от страстей. Тот, который действительно совершил преступления, как он сам исповедует («не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли»). И в этом смысле его крест становится крестом очищения его от страсти. Исповедуя Христа и прося у Него прощение он обретает блаженство рая.

ТРЕТЬЕ слово, которое произносит Христос Иоанна 19 глава стихи 25 – 27:

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Знаете, смотря на отношения Христа и Марии, я удивился насколько Он скуп в выражении чувств. В евангелии мы встречаем такие фразы: над Лазарем Иисус «возрыдал» и все заметили, «посмотри, как Он любил его». Об Иоанне очень часто говорится «любимый ученик», Христос любил его. Но нигде невозможно увидеть выражение Его чувств по отношению к Матери. Наоборот. Если вспомните, например, момент отлучения отрока в Иерусалимском храме, когда Мария три дня искала Его. Потом Она приходит, Она ему говорит как Она переживала, как Ей было больно, чадо, что ты сделал с нами, я и отец с болью в сердце тебя искали. Говорит, а зачем вам надо было искать меня? Вот так просто. Потом вспомните Канну Галилейскую. Пир, гости, Мария видно помогала, хлопотала, конечно же, уверен, была приглашена именно для того, чтобы помочь на этом пире. Иначе откуда бы Она знала что нет вина, недостает? Она говорит Христу «вина нет у них». У Иоанна Он никогда не обращается к Ней «мама», «Матерь», всегда говорит «жено», женщина. «Жено, что Мне и тебе до этого». Пьета РонданиниИ сейчас, уже умирая на кресте, Она плачущая и рыдающая стоит рядом с Ним, он опять обращается к ней «Жено! се, сын Твой», ему «се, Матерь твоя!». С одной стороны такая вот суровость, скупость в выражение этих чувств. Но с другой стороны огромная забота, уважение. Вернемся опять, после этого эпизода в Иерусалим. Сразу сказано — и Он пошел с ними и пребывал в послушании. Он только что сказал, что Его отец — небесный Отец, но Он служил земным родителям, живя и возрастая там в послушании и подчинении у них. Вспомните Канну Галилейскую. Он тут же сделал то, что Она просила. И сейчас, стоя под крестом, Она понимает, что Она теперь остается одна, поэтому Он тут же как заботящийся сын находит ей поддержку и защиту, и говорит, что отныне… Почему Бог всегда повелевал хранить сирот и вдов? Потому что это были два класса населения самые беззащитные, у которых не было никаких прав и никакой защиты. Поэтому Он поручает мужчине заботиться о Ней. Святитель Дмитрий Ростовский приводит видение одного старца, где говорится так. «Один старец от богоносных отцов, стоя на молитве был в восторге, и слышал голос Господа нашего Иисуса Христа, говорящего с Пречистою и Пресвятою Богородицею, Матерью Своею. И сказал Ей, скажи Мне, Матерь Моя, сколько болей, живя на свете, Ты претерпела ради меня? И сказала Пресвятая: Сын и Бог мой, наибольших пять скорбей ради тебя я претерпела. Первая – это когда услышала от Симеона пророка, что Ты должен быть убит. Вторая – когда ища Тебя в Иерусалиме на протяжении трех дней, Тебя не видела. Третья – когда услышала, что ты пойман и связан евреями. Четвертая – когда Тебя на кресте между разбойниками увидела распятого. И пятая – когда видела Тебя полагаемого во гробе. И сказал Ей Господь. Говорю Тебе, Матерь Моя. Каждый, кто скорбь Твою на каждый день почтет молитвою моею, т.е. «Отче наш» и ангельским возрадованием, т.е. «Радуйся, Мария», за первую скорбь дам ему познание грехов и сожаление о них. За вторую дам ему этих грехов прощение. За третью скорбь Твою возвращу ему добродетель его через эти грехи утраченные. За четвертую напитаю его при смерти Телом и Кровью Моею Божественною. А за пятую явлюсь ему Сам при смерти его и приму душу его в вечную жизнь. Аминь».

Вся история церкви говорит нам о том, что по просьбам Своей Божественной Матери Христос даровал нам великие милости. И это не одна такая благодать, которую по заслугам и скорбям Божественной Свой Матери Христос дает нам на как орудие своего спасения. Просто сейчас нет времени перечислять их, но на самом деле этот момент под крестом очень важный, потому что в лице Иоанна Бог поручил каждому из нас Марию своею матерью. Тою, которая для нас выпрашивает огромные милости и благодати. И Она способна выпросить у Него прощение для любого грешника.

ЧЕТВЕРТОЕ слово, которое произносит Христос в евангелии от Матфея 27 глава 46 стих:

а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Марк повторяет эти слова, именно они встречаются только у этих двух синоптиков. Поскольку это цитата 21 псалма, давайте откроем этот псалом и прочитаем его весь. Часто наши размышления движутся в том направлении, что мы представляем Христа как бы полностью отчаявшимся. Т.е. это момент полной оставленности Его Богом. Момент что ли боли, которую Христос в обиде высказывает Богу. Но давайте прочитаем псалом:

Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.
Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения.
Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.
Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе.
Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою:
«он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей.
На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой.
Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет.
Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне;
избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою;
спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.
Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля,
ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему.
О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его.
Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей.
Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек:
придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь.

Видите, с одной стороны, у Христа вырывается вопль боли и скорби о том, что Бог его оставил, но это не уныние и отчаяние, это упование на Бога. И заметьте, что в этом псалме есть та же структура, о которой я сказал, структура молитвы. В ней есть первая часть, часть прославления Бога. В начале Христос славит Бога:

Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля.
На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их;
к Тебе взывали они, и были спасаемы

Есть вторя часть личных просьб, где Он описывает свои страдания и скорби и просит Бога избавить Его от этих страданий и скорбей. И заметьте, как подробно псалом описывает те страдания, которые претерпел Христос на кресте, «пронзили руки мои и ноги мои… делят ризы мои между собою…», поносили «он уповал на Господа; пусть избавит его». И есть третья часть, молитва благодарения, «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя».

В самой глубокой скорби всегда в верующем сердце есть упование на то, что Бог слышит воззвание к Нему просящих избавить от страданий и скорби, и смерти. И никто никогда не бывает посрамлен в этом своем уповании, в этой своей молитве.

ПЯТОЕ слово, которое произносит Христос в евангелии от Иоанна 19 глава 28 стих:

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

Христос возопил «жажду». Есть тоже еще один псалом, который пророчествует об этой жажде Иисуса и что воины напоили его уксусом . Псалом 69, 28 стих:

Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою.
Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

Если внимательно читать страсти Христа, воины уже предлагали Христу эту смесь уксуса и желчи, поскольку это был состав, утоляющий…, насколько я помню, имеющий наркотическое действие, утоляющий боль. Но Христос специально отказался от этого, хотя другой евангелист говорит, что он пригубив, т.е. ради оказанной ему милости, только пригубив, но не пил. И конечно было бы странно предположить, что теперь ему захотелось выпить. Думаю здесь Христос говорит о другой жажде, как раз-таки о той, которая видна в этом псалме:

ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу
И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

Желчь – символ злобы, уксус — символ ненависти. Как вино – символ любви, так прокисшее вино, ставшее уксусом это символ ненависти. Христос жаждет от каждого из нас сострадания и просит, чтобы мы утолили эту Его жажду своими делами милосердия. Именно это слово очень четко услышала мать Тереза, блаженная мать Тереза, поэтому девиз сестер милосердия именно «Жажду», часто видите у них в часовне возле креста бывает написано это слово «Жажду». Мать Тереза прочла в этом «жажду» Христа сострадание к самым меньшим Его братьям, через которых мы оказываем сострадание Ему Самому.

Иссоп, на котором подают воины Христу эту губку, в Библии часто встречается это растение, оно является символом покаяния и очищения, помните 50 псалом, «окропи меня иссопом и буду чист, омой меня и буду белее снега». Традиция передает нам, что воин, который затем пронзил копием Христа, возможно который и подал эту губку на копие, его звали Лонгин, воин по преданию пережил обращение, стоя под крестом и исповедав Христа «истинно Сей Сын Божий», пережил обращение, оказав сострадание Христу. Сам получил эту благодать обращения и покаяния. И затем традиция передает, что он стал исповедником и проповедником евангелия Христова и погиб мученической смертью в Кападокии. Его статуя есть и в Соборе святого Петра среди многих украшающих интерьер храма, он стоит воинственно с копьем, и память его празднуется в нашей церкви 15 марта.

ШЕСТОЕ слово, которое говорит Христос:

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!

Совершилось именно дело Отца – спасение мира через эту крестную жертву Христа. На греческом языке это слово звучит «telos» (?????) от слова «конец», «придти к завершению, концу», что созвучно слову «цель», как конец. И удивительным образом тоже во время Тайной Вечери, описывая Тайную Вечерю, евангелист употребляет именно это же слово, Иоанн 13:1:

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

«До конца» тут употреблено слово «telos», «цель». Вот в этот момент этим возгласом «совершилось» Христос засвидетельствовал, что Его любовь к нам излилась до самого конца. Его крестная жертва, всё, что Он для нас сделал, Он отдал всё и произвел это спасение до самого завершения, до самого конца.

И СЕДЬМОЕ слово, которое нам дает евангелист Лука в 23 главе 46 стих:

Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Если откроем псалом 31… Видите, на кресте Иисус молился псалмами. 31 псалом, 6 стих:

В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

Этот псалом читается как молитва перед отходом ко сну. Во время богослужения Страстной пятницы, когда завершается уже почитание креста и причащение верных и затем есть обряд перенесения пресвятых даров в Гроб Господень, где по традиции лежит фигура умершего Христа, в Польше часто встречал, в Литве я это видел, в Белоруссии тоже, поется такая песнь, рефреном, припевом которой является слова: «Dobra noc, Jezu kochany», «Спокойной ночи, Иисус любимый».

Верные как будто поют колыбельную уснувшему Спасителю. Поэтому этот псалом, который читался перед отходом ко сну, провозвестил, что Спаситель наш уснул до времени Своего пробуждения в воскресное утро, в Воскресение Свое. Христос часто сам говорил о смерти как о сне. Помните, своим ученикам, когда умер Лазарь, Он сказал «Лазарь наш друг уснул, Я иду разбудить его». И о девочке «девица не умерла, но спит» говорил Иисус. Потому что смерть не имеет над Ним власти. Христос наш Спаситель, уснувший после Своих трудов и погрузившийся в этот субботний покой, отдых, чтобы отдохнуть от всех Своих трудов, которые Он положил во искупление наших грехов, должен пробудиться, проснуться в воскресное утро и принести радостную весть воскресения.

Пьета

Самый конец. Хочу, чтобы итогом наших с вами бесед прочитали из книги пророки Исайи песнь отрока Яхве, 53 глава:

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Желаю вам благодатной Страстной недели и Светлого Христова воскресения!

*

Благодарим о. Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материла

В публикации приводятся иллюстрации скульптурных произведений Микеланджело

Добавить комментарий