Вторники у францисканцев

7 июня состоялась лекция о. Андрея Буко OFMConv

СВЯТОЙ АНТОНИЙ И СЛОВО БОЖИЕ

Лекция начинается с Молитвы Господней:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Святой Антоний, молись за нас!

О. АндрейОтец Андрей Буко OFMConv: Поскольку приближается Торжество святого Антония, наша сегодняшняя лекция посвящена святому Антонию на эту тему, и во время кинофорума мы решили показать фильм о его жизни. Тему я выбрал «Святой Антоний и Слово Божие». Кто был в прошлом году тоже на встрече последней перед Торжеством, мы говорили о чудесах святого Антония. Но в этот раз я выбрал именно эту область его жизни – его проповедничество. Вообще святые вот они такие, читаешь их жития и даже того же самого святого. Если ты читал много раз о нем жития, постоянно открываешь что-то новое. Я когда готовился к этой лекции, открыл вот эту книжку и для себя открыл очень много нового, несмотря на то, что мы по вторникам постоянно читаем его житие, слышал и читал о нем достаточно уже много. Поэтому то, что меня впечатлило, тем постараюсь и поделиться с вами.

Знаете, что святой Антоний называется не только Падуанским, но святым Антонием лиссабонским, португальским, Фернандо Лиссабонским. До вступления во францисканский орден он носил имя Фернандо, это его родное имя, которое дали ему родители. Родился, как предполагают, он в 1195 году. Вычислили эту дату по маленькому упоминанию, в одном из житий говорится, что он умер в возрасте 36 лет. А поскольку знаем точную дату его смерти, то считали, что должен родиться в 1195 году. Хотя есть разные сведения и спорят по этому поводу, но большинство исследователей склоняется к этой дате.

Дом святого Антония. Родился он в Лиссабоне, дом его находился недалеко от кафедрального собора, рядом с кафедральным собором. Лиссабон в то время не был столицей Португалии, столицей он стал только в 1256 году, т.е. спустя полвека после рождения святого Антония, столицей тогда была Коимбра. Но оба города очень древние, имели тогда римские названия. И одна вещь, которая мне очень понравилась, как говорит житие: Дом родителей Фернандо располагался рядом с кафедральным собором Успения Пресвятой Девы Марии. Вот я так подумал – у нас здесь дом святого Антония, он находится недалеко от кафедрального собора, который носит имя Успения Пресвятой Девы Марии, видно не случайно. Сохранилась до наших дней купель крещальная, где он был крещен. Как я уже сказал, дали ему имя Фернандо. Согласно постановлениям Третьего Латеранского собора при кафедральных соборах были школы. И вот туда родители отдали Фернандо. Образование тем отличалось от образования при приходских школах, что кроме обычных предметов так называемого тривиума (грамматика, диалектика и риторика) при кафедральных соборах еще дополнительно преподавали квадривиум – арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Так что Антоний получил прекрасное образование уже вот начальное при кафедральном соборе. Тоже возможно, предполагают, что семья его была не только богатая, но и была рыцарского происхождения, поэтому возможно была достаточно знатная.

Окончил он школу, когда ему было 15 лет и тогда он уже, будучи юношей, принял твердое решение в своем сердце, что хочет посвятить свою жизнь Богу и стать монахом. Решил уйти в монастырь, вступил в Орден регулярных каноников святого Августина. Скорее созерцательный орден, чем активно действующий. Монастырь этого ордена находился за стенами города Лиссабона, он туда вступил. Но, поскольку это было рядом, то его друзья навещали его почти каждый день. И, конечно, ведя такой рассеянный образ жизни, его друзья привносили это в общение. И это очень томило святого Антония, он уставал от этого общения. Вскоре попросился у настоятеля, у аббата перейти в другой монастырь. И тогда аббат отправил его в Коимбру, столицу Португалии, тоже древний известный монастырь, славящийся своей строгой дисциплиной, строгой жизнью. И вот там святой Антоний продолжал свое обучение уже самостоятельно. Он там провел восемь лет, изучая труды отцов церкви, экзегетические толкования. Именно там началось его глубокое познание Библии, любовь к Библии. Думаю, хотя биографии этого не отмечают, т.е. не подчеркивают, но это время было для него особо важным периодом жизни, он больше известен как францисканец, но думаю, там был заложен именно тот фундамент, который помог ему потом стать таким замечательным проповедником. Житие (Assidua), древние жития, свидетельствуют, что он не только днями просиживал за книжками, но и ночами. Лучше предпочитал не доспать, но углубится в познание этой книги.

Заметил интересную вещь, что в ту эпоху, несмотря на то, что Антоний жил в Португалии, но рукоположение клириков совершались чаще всего в Форли, город в Италии. Именно туда съезжались клирики, чтобы там принимать сан рукоположения. И вот святой Антоний когда ему исполнилось 25 лет, тоже был в этом городе Форли с другими клириками рукоположен. Хотя, тут некоторые исследователи спорят, поскольку есть постановление Папы, относящееся к 1199 году, Папы Иннокентия III, постановление, что клирик может быть рукоположен священником, только когда ему исполнилось 30 лет. Т.е. раньше 30 лет рукополагать не разрешали. Но говорят, что это постановление не соблюдали строго, потому что 1179 год, предыдущий Папа Александр IV, назначил другой возрастной предел. Он говорил, что минимальный возраст для таких должностей как декан, архидиакон, приходской священник это 25 лет. Т.е. рукополагали в 24 и в 25, священник мог занять эти должности. Но в силу молодого возраста поняли, что нужно передвинуть попозже. Исповедником в древней церкви мог стать не сразу священник. К исповеди допускали его только когда ему исполнилось 40 лет, т.е. чтобы был определенный опыт у человека, и тогда он мог приступать к такому серьезному таинству.

Ну если принимать то, что святой Антоний был рукоположен в 25 лет, то именно тогда как у молодого священника в 1220 году произошло его первое знакомство с францисканцами. Во-первых, в Коимбру инфант привез мощи первых пятерых мучеников, которые были замучены в Марокко. С этого началось его первое горение жаждой мученичества, увидев их пример, он сам захотел посвятить свою жизнь Богу таким образом. А потом также пригласила принцесса в Португалию францисканцев и они основали там первую свою общину. Их жизнь Фернандо восхитила, и он тогда уже принял четкое решение, что хочет стать францисканцем.

Св. Антоний, Симоне МартиниЭто одно из самых древних изображений святого Антония, 1289 года, автор Симоне Мартини, он его написал. Здесь святой Антоний изображен уже в францисканском хабите с книгой в руках. Прижизненных портретов не сохранилось, поэтому всё что есть – это по свидетельству людей помнивших его.

Когда он пришел к францисканцам он поставил условие. Как молодой юноша в 25 лет, весь горящий идеалами, он сказал: я очень хочу быть францисканцем, поэтому дайте мне хабит, францисканскую рясу, но с условием, что вы отправите меня сразу в Марокко, потому что я хочу разделить венец ваших святых мучеников. Вот так он сказал. Францисканцы приняли его, видимо согласились на такое условие. И аббат собственного монастыря его отпустил, он вступил в Орден святого Франциска. Первый монастырь, в котором жили францисканцы в Португалии назвали именем святого Антония пустынника. Видимо поэтому святой Антоний, вступив к ним в монастырь, принял имя святого Антония. Это мое предположение. И конечно же ему не терпелось отправиться в Марокко, поэтому уже в 1220 году он отправился в Марокко. Но так уж в жизни бывает – человек предполагает, Бог располагает. Планы наши не всегда совпадают с Божьим Промыслом. Только Антоний вышел с корабля и ступил на марокканскую землю, он сразу же заболел лихорадкой, причем так серьезно, что болезнь длилась не день, и не неделю, а месяцы целые. И он понял, что ему придется возвращаться. Решение для него было ужасным, потому что, представьте, он сделал после серьезного выбора в своей жизни еще один выбор – сменил орден. Тут загорелся жаждой мученичества, теперь у него ничего не получилось, ему приходится возвращаться к тем же людям, в ту же местность, где он всегда жил, и он очень смущался от всех этих возможных насмешек, которые его ожидают. И тут опять сработало Провидение Божие. Потому что когда корабль плыл назад, из-за бури, которая поднялась на море, корабль отнесло восточнее. Т.е., возвращаясь в Португалию, его прибило к южным берегам Италии, и Антоний высадился в Италии, и там уже его принял в один из францисканских монастырей, чтобы он мог вылечиться от своей болезни. Т.о. Антоний остался в Италии. Поэтому, видите, Бог Сам его направил туда, куда хотел. В 1221 году произошел капитул рогожек, известный капитул, на который съехались все братья, тогда их уже насчитывалось где-то около трех тысяч в Европе, и Антонию предложили поехать на этот капитул. Он конечно с радостью согласился, потому что очень хотел увидеть основателя Ордена святого Франциска, о котором много слышал и которому питал трепетное чувство, большую симпатию. Но когда он присутствовал на этом капитуле, который длился несколько дней, до недели, и из-за своей застенчивости и необычайной скромности он так и не решился к Франциску подойти, т.е. они так и не поговорили, не пообщались.

Затем он вернулся в монастырь, где продолжал свое служение. И там, поскольку этот монастырь недалеко от Форли, упомянутого уже мною города, был переполнен братьями, то Антоний попросил, чтобы жить неподалеку от монастыря, в пещере на склоне горы. И в итоге, видите, от чего оттолкнулись, к тому и вернулись. Ушел от созерцательной жизни, вернулся к созерцательной жизни. Снова залез в пещеру. Видно на фоне всех этих переживаний, потрясений, нереализованных своих желаний, планов, был такой небольшой момент разочарования. Но скорее своими ожиданиями, чем образом жизни, который он избрал, потому что потом в будущем он пишет об этом сам так: «Христос держит святых под печатью своего Провидения, чтобы они не появлялись тогда, когда того сами захотят, но всегда были готовы к часу им установленному. А когда услышат в своем сердце голос Его приказа, тогда выйдут из укрытия, оставив созерцательную жизнь, чтобы посвятить себя апостольской деятельности». Так в его жизни и произошло. Он был просто скромным братом молящимся, продолжающим изучать Священное Писание. Мыл посуду и убирал, подметал. И все его знали как брата, который моет и убирает. Талант его проповедничества открылся в 1222 году через год после этих событий. Снова в Форли должно было происходить рукоположение францисканских и доминиканских клириков. На это торжество съехались многие, но по каким-то причинам не приехал проповедник, который был приглашен. Получился конфуз, тот, кого ждали, с подготовленной проповедью не появился, и тогда настоятель монастыря, настоятель францисканцев… предложили сказать проповедь доминиканцам, но те отнекивались, сказали нет-нет, мы не подготавливались, мы не готовы произнести на таком торжестве проповедь, отказались. Не знаю, к францисканцам обратились или нет, но поскольку они были людьми простыми и малообразованными, они сразу постеснялись выступать. Ну и тогда, то ли из-за воцарившегося конфуза и молчания неудобного, то ли по вдохновению, настоятель тогда выбрал Антония и сказал, ты будешь проповедовать. На это выучился – иди и проповедуй. И вот тогда, когда он выступил впервые со своей проповедью, все почувствовали, что, похоже, восходит новое светило во францисканском ордене. Он говорил с такой пламенностью о Евангелии, о Слове Божием, что сердца всех просто загорелись. Я покажу вам, вот есть такая работа одного мастера, это XV век «Богоматерь с младенцем и предстоящими Антонием и Иоанном евангелистом».

Богоматерь с Младенцем и предстоящими

Антоний интересно изображен по традиции с книгой Евангелия и с пламенем в руках. Его слово пламенело как огонь Святого Духа. Все поняли, что Антоний имеет большой дар, хорошее образование, и тогда провинциал пригласил его преподавать богословие для братьев-францисканцев. Но все знали увещевание святого Франциска, что бы братья, не знающие грамоты, грамоте обучиться не старались. И конечно тогда обратились к Франциску, вот есть такое желание, чтобы Антоний братьев обучал богословию, можно ли? Франциск благословил, он написал известное коротенькое письмо, которое сохранилось. Он написал так:

«Брату Антонию моему епископу брат Франциск шлет привет. Хочу я чтобы ты учил братьев священному богословию, но только как сказано в Уставе, за этими занятиями не угаси дух молитвы и благочестия»

Цит по: Св. Франциск Ассизский. — М.: Изд-во Францисканцев, 2009. – С. 186.

Вот так кратко, но Франциск этим письмом дал программу для всех последующих францисканских известных богословов – и святому Бонавентуре, и Оккаму, и блаженному Дунсу Скотту, и Роджеру Бэкону, потому что они умели сочетать с занятиями богословием дух молитвы и благочестия.

Святой Антоний никогда не был профессором и преподавателем, он никогда не преподавал, не взошел на кафедру в университете и не преподавал. Всё, что он делал – это во францисканских школах, богословских, излагал богословие и Священное Писание братьям.

Первой школой, где он начал преподавать была школа при францисканском монастыре в Болонье. Вообще я удивился количеству, сейчас таких университетов наверно нету. В то время в Болонском университете училось десять тысяч студентов! Видимо потому, что было не так уж много известных университетов, то стекались к ним конечно студенты со всей Европы. Завершил он свое служение в Падуе, но об этом скажу позже.

Он никогда не был кабинетным ученым, он никогда не изучал книги ради науки, каких-то исследований. Наоборот, всегда, если он что-то пытался познать, то как раз-таки для практики, чтобы потом на практике применить эти знания, чтобы зажечь этим словом, которое он открыл, людей. В то время, знаете, было много сект и как раз францисканские и доминиканские ордена возникли для борьбы с этим сектами. Вот тут перечисляются: были арнольдисты, катары, ломбардские бедняки, апостолики, флагелланты, какие-то более мелкие секты, все они хотели жить более совершенной жизнью, все проповедовали бедность, ходили как нищие. Но ересь их заключается в том, что они отрицали добро материального мира. В основном эти секты были заражены ересью манихейства, которая исповедовала что все сотворенное т.е. всё материальное это от дьявола, ценно только духовное. Поэтому надо строжайшим образом поститься, изводить себя, конечно же не женится, всё это грех. Поэтому Франциск так проповедовал радость общения с Богом и красоту сотворенного мира. И Антоний в своих проповедях часто.., в этом они близки со святым Франциском, часто использует образы природы, животных.

Вот тут понравившийся мне момент – проповедь рыбам. Видите это изображение — святой Франциск и святой Антоний, святой Антоний изображен с рыбами в руке, это как символы его проповеди рыбам.

Св. Антоний и Св. Франциск

А рыба – христианский символ, т.е. в этом смысле проповеди христианским душам.

Св. Антоний проповедует рыбам

Это не так вовсе, что хорошего проповедника всегда ждет успех. Вот если кто-то имеет дар говорить, то все обязательно будут с раскрытым ртом его слушать на площадях и прямо заслушиваться. Святой Антоний очень часто с этим сталкивался, особенно когда он был в Тулузе. Тулуза в то время был город полностью пораженный ересью, там большинство было еретиков, катаров. И город Римини, в котором как раз и состоялась эта проповедь рыбам. Его отказались слушать, т.е. в ответ на его проповедь люди отвернулись, просто им это было неинтересно. Но поразило меня что? В нем не было нездорового самолюбия, эта проповедь рыбам она была не из-за того, что «ну ладно, раз вы не хотите меня слушать, то пойду, хоть кто-то меня послушает», лишь бы выговорится перед кем-то и найти публику. Нет. Когда читаешь то, что он именно начал говорить этим рыбам, видишь, что этот человек настолько горел Богом, любовью к Богу, болью Бога из-за того, что Бог, точно также желая обращаться к людям, Он не слушаем, люди не хотят слышать того, что Бог хочет людям говорить. Он горел вот именно этим рвением и поэтому то, что он произносит рыбам, показывает его жажду хотя бы их подтолкнуть к обращению к Богу. Вот послушайте слова, это описано в «Цветочках святого Франциска»:

«Братья мои, рыбы, вы обязаны, по мере возможности вашей, воздавать благодарность нашему Творцу, Который дал вам для жилья столь благородную стихию, так что вы, по своему вкусу, имеете пресную или соленую воду, и дал вам много укромных мест прятаться от бури; еще дал вам светлую и прозрачную стихию и пищу для поддержания вашей жизни». Т.е. он сразу обращает внимание на Творца и насколько мудро Им всё устроено и что это должно вызывать только благодарность и восхищение. То, чего не хотели слышать люди, то он высказал т.о. рыбам. И дальше он говорит: «Учтивый и благосклонный Творец ваш Бог, создавая вас, повелел вам расти и множиться и дал вам Свое благословение. Затем, когда случился великий потоп, все другие животные умерли, вас же одних сохранил Бог от гибели…»

Цит. по:

Св. Антоний Падуанский Проповеди. – М.: Изд-во Францисканцев, 1997 – С.14.

Вот это отнесение к Священному Писанию у него встречается в проповедях постоянно, он знал Писание прекрасно, Ветхий Завет, Новый Завет и так ловко делал вот эти сопоставления, сравнения, раскрывая смысл и значение, что даже здесь вот, обращаясь к рыбам, он смог найти Провидение Божие по отношению к ним. Что Потоп, который поразил не только людей, но и животных, сохранил рыб, для которых это была привычная стихия, и они себя чувствовали там прекрасно. Так что не удивляюсь, что благодаря этой проповеди, произнесенной немым рыбам всё-таки обратились многие люди, которые, похоже, услышали что он говорил, увидев это чудо, когда рыбы повылазили из воды и начали своими ртами делать что-то, что показывало, что как будто они понимают и внимают ему.

Он был прекрасный экзегет. Как я уже сказал, он знал Священное Писание очень хорошо и спорить с таким знатоком библейских текстов, прекрасно разбиравшимся в различных вариантах толкования очень трудных мест было трудно. Папа Григорий IX назвал его за это «Ковчег Завета» (Arca Testamenti). А за победы в таком Крестовом походе, словесном, без оружия, ему также дали современники имя: «Не знающий усталости молот еретиков».

Святой Антоний часто изображается со святым Франциском. Это первое изображение которое я вам показал Симоне Мартини, он там тоже, просто она урезана, он стоит рядом со святым Франциском, они как два столпа Ордена. Святой Франциск умер в 1226 году, Антоний еще жил, это как раз был расцвет его деятельности. Он был направлен во Францию в 1224 году, тогда еще Франциск жил, т.е. это было в последние два года жизни Франциска, когда он получил стигматы и очень больной находился в Ассизи, в его окрестностях. Но именно там, во Франции, когда святой Антоний проповедовал перед собравшимися братьями, все увидели явившегося святого Франциска, который вдруг появился, крестообразно сложив руки благословил святого Антония, и снова исчез. Франциск снова подтвердил свое благословение, данное этому святому на его проповедь и деятельность.

Я уже говорил, получилось так, что святой Франциск стал вдохновителем для многих орденов, мирян, их образу жизни, а Святой Антоний стал более известным и любим как заступник и чудотворец. Может в виду своего слова, которое он нес людям, они, слушая его и познавая любовь Бога и доброту, через это заразились таким доверием.

Чтобы показать, насколько образен его язык, т.е. как он ярок, давайте я прочитаю несколько отрывков из его проповедей. Проповеди он начал писать чуть-чуть попозже, он занимал достаточно важную должность, был провинциалом какое-то время некоторых областей по очереди. Но, исполнив свое служение, с радостью ушел, стал в этих же монастырях простым братом, чтобы снова заняться изучением Священного Писания и молитвой. И тогда, находясь в Падуе, он впервые смог сесть и начать писать именно проповеди как пособия. Для францисканцев это было великим делом, поскольку до сих пор были изданы некоторые фрагменты из посланий и сочинений Франциска, и для францисканцев это было первое богословское экзегетическое издание с их стороны. Вот например в проповеди на Богоявление он так толкует символы золота, ладана и мирра, которые принесли волхвы он говорит о них так:

Также о ладане: в Аравии, что означает святая, есть лес, в котором находят ладан и мирру. Потому владеющие этим лесом слывут у арабов святыми. Они, когда собирают плоды или надрезают деревья в этом лесу, не присутствуют на погребениях, не оскверняются сожительством с женщинами. Ладан — высокое и ветвистое дерево с нежной корой, выделяет сок с ароматом, подобным миндальному. Ладан (thus) называется так от ударов (a tundendo), или от the?s, то есть Бог, Которому его возжигают; подделывают же его, смешивая с камедью или смолой, но он распознается по своей особенности. Дело в том, что в огне ладан воспламеняется, смола коптит, камедь плавится.

Дерево ладана — благочестие молитвы; оно высокое из-за созерцания, ветвистое из-за братской любви, ибо так много молится за друзей и за недругов; с нежнейшей корой из-за радушия к окружающим; выделяет сок слез ароматный, благоухающий в видении Бога Потому говорится в Песни Песней: Поднимись, западный ветер, т. е. «изыди, дьявол», и приди, южный, т. е. «Дух Святой», повей на сад мой, т. е. на душу мою, и польются ароматы его, т, е. слезы. Этот сок — восстановление от грехов, подобный миндальному молочку — восстановлению от недугов. Молящийся ударяет себя в грудь и возводит благочестие к Богу. Но увы! Ныне благочестие молитвы искажается поддельным смешением со смолой тщеславия, как в лицемерах, камедью денег, как в ничтожных клириках, которые за деньги служат молебны и мессы. Истинное благочестие возгорается от огня божественной любви, искаженное же коптит от суеты, плавится от алчности.

Цит. по:

Св. Антоний Падуанский Проповеди. – М.: Изд-во Францисканцев, 1997 – С.142-143

Очень образным языком это описывает. Не боялся обличать клириков, даже очень важных, прелатов и кардиналов. Может быть некоторым хорошо известен отрывок, прочитаю, с какой яростью он обличал таких клириков, которые служили ради собственной наживы. Он говорил:

О, проповедники слепые, вы страшитесь соблазна слепых, отчего слепнет душа ваша Сами себе причиняете то, что дикая телица — охотнику. Согласно «Естественной истории», ‘дикая телица издалека мечет в преследующего ее охотника свои нечистоты, а пока охотник мешкает, она убегает’. Воистину, сегодня так же поступают некоторые прелаты — ‘Тучные телицы на горе самарийской’, ‘коровы, хорошие видом и тучные плотью, пасущиеся в топких местах’, — когда, в надежде избежать обличений проповедника, они швыряют ему нечистоты земных благ. У Иисуса сына Сирахова сказано о подобном: В грязных камнях будет погребен нерадивый’. А Господь сего ради говорит через Исайю: Вот Я подниму против них мидян, «т. е. проповедников», которые не ищут серебра и не пристрастны к золоту; стрелы их, ‘стрелы святой проповеди’, сразят юношей, т. е. любящих мир сей».

Цит. по:

Св. Антоний Падуанский Проповеди. – М.: Изд-во Францисканцев, 1997 – С.181

Он вообще в каждом слове видел образ, толковал его свободно, по-своему, поэтому некоторые символы, например, орел у него в зависимости от контекста в разных проповедях могут иметь как негативные, так и положительные символику и значение. Орла он сравнивает как с дьяволом, который возносится на крыльях очень высоко на крыльях «надменности и тщеславия», стремится быть выше других птиц. Но в тоже время он в другом месте может сравнивать орла с кающейся душой, говорит, что эти два крыла — сокрушение и исповедь, на них он летит в пустыню покаяния. Поэтому тоже символ евангелиста Иоанна.

Святой Антоний в этом был свободен, он просто использовал яркие образы, чтобы передать смысл. Ну вот например есть еще один яркий отрывок, зачитаю:

Об этой бездне говорит Псалом: Бездна бездну, т. е. распутство — новое распутство, призывает, словно жабы, ищущие друг друга. «Жаба обладает свойственным лишь ей голосом — кваканьем. Издавать такие звуки она способна только, если находится в воде. Чаще всего самец призывает таким образом самку для соития. Жаба возвышает голос, погрузив в воду нижнюю челюсть и подняв верхнюю, при этом глаза ее от напряжения сияют подобно светильникам». Теперь расскажем и о пауках, как они поступают, захотев соединиться: «Самка тянет к себе самца, а затем и он — самку, с помощью нитей паутины. Так оба они не переставая тянут нить, доколе не соединятся». Распутники же, словно жабы, пребывают в жиже плотских похотей, глаза их исполнены прелюбодеяния и воспламенены страстью, они словами и жестами побуждают друг друга к распутству. Как пауки, они притягивают друг друга с помощью нити, сотканной из слов и обещаний, доколе не соединятся в бездне собственной погибели.

Цит. по:

Св. Антоний Падуанский Проповеди. – М.: Изд-во Францисканцев, 1997 – С.167

Видно обладал очень хорошей наблюдательностью, поскольку я не знаю, где он мог такие образы почерпывать. В природе…? Ну навряд ли такие книжки были составлены по биологии, может вынес что, когда изучал в школе. Но думаю тоже, поскольку долго жил в пещере просто был хорошим созерцателем и наблюдателем природы, его окружающей, из этого извлекал такие живые образы.

Сегодня мы читали отрывок о явлении Младенца Иисуса, это событие явилось уже под конец его жизни, незадолго до смерти, он умер в 1231 году 13 июня, это была пятница. Его друг, герцог Тисо, он создал для него келью на ореховом дереве и удостоился видения Младенца. Удивительно, он вот, сказано было сегодня в тексте, «просто беседовал с младенцем», это был доверительный разговор. То, что он писал о Священном Писании, это был его доверительный разговор с Богом, Богом кротким, приходящем как младенец. И поэтому это стало самым распространенным образом Святого Антония. Если помните, в прошлом году я показывал вам изображение Эль Греко, где крохотный Младенец Иисус сидит на книге у Святого Антония. Сегодня хочу показать картину Мурильо:

Видение св. Антония

Поразительно, что сразу после смерти Святого Антония люди, конечно же, стекались толпами к его могиле, к месту его захоронения и поэтому был сразу же начат по инициативе епископа процесс его канонизации. Папа, поскольку его лично знал, согласился, благословил и поручил это дело одному кардиналу. Процесс пошел достаточно быстро, не прошло и года и Антония канонизировали. Практика римской церкви еще не знала такой быстрой канонизации до сих пор. Даже Франциск был канонизирован спустя два года после своей смерти. Святой Антоний спустя неполный год.

Еще знаете эту историю, что Бог подтвердил т.о. его горение Словом Божиим, тем, что когда в первый раз его останки были извлечены при святом Бонавентуре, бывшем на то время генералом Ордена, тогда при вскрытии увидели, что из всего тела сохранился нетленным язык. Т.о. материализовалось то, что святой Антоний нес Слово Божие, язык сохранился нетленным. Это спустя 30 лет. А затем второй раз было извлечение останков в 1981 году. В падуанской базилике отдельно хранятся — язык и голосовые связки, потому что они тоже сохранился целиком. Как раз тогда комиссия научная, которая собралась в 1981 году по извлечению этих останков она подтвердила, что голосовые связки тоже нетленные. И реликварий для их хранения сделан в виде бюста , как оплечье с рыцарским шлемом. Вот здесь находятся голосовые связки, а тоже в специальном отдельном реликварии язык.

Из зала: Есть какие-нибудь сведения о том, что он пел?

Отец Андрей Буко OFMConv: Наверняка пел. В фильме о нем, который посмотрим, увидите, что он поет. О нем пели. Вот тот гимн, который мы с вами поем «Si quaeris miracula», достаточно древний, я могу прочитать вам перевод, чтоб вы знали, что мы такое поем каждый вторник. На основе этого гимна создана песня «Если молишь чуда горестью объятый», но это парафраз. Потому что если дословно перевести этот гимн с латыни, он звучит так:

 

Если ты просишь чудес,

То смерть, ложь, невзгоды,

Демон, проказа исчезают,

Больные встают здоровыми.

 

Спадают волны, оковы,

Близких и вещи утерянные

Ищут и находят

Молодые и старики.

 

Опасности проходят,

Исчезает нужда.

Пусть об этом расскажут те, кто пережил это

Пусть свидетельствуют падуанцы.

 

Я нашел еще одну интересную вещь – о почитании Святого Антония на русских землях. Здесь, на территории современной России, он конечно не получил широко почитания и распространения. В Великих Луках есть приход в честь святого Антония. Была названа русско-литовская провинция когда-то его именем, именем Святого Антония. А в Полосне под Слуцком был воздвигнут в XVI веке храм в его честь тоже. И вот Новгород Волынский, Мирополе, Львов, Витебск – вот там распространялся его культ. А поскольку там было тоже много православных, сохранилось в русско-южном служебнике, в конце XVIII века, описание службы Святому Антонию Падуанскому на церковно-славянском языке. Называлась «Служба Святому Антонию с Падвы за молением святого аще исгибшее будет, вскоре обращеши», т.е. чтобы потерянное вновь нашлось. И вот тропарь глас восьмый звучит:

Православию наставниче, благочестия учителю, чистоте вселенний светильниче. Архиреом Богодухновенне удобрение. Антоние прумудры учением бо твоим вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Понятно, что там были земли унии и поэтому, я думаю, влияние оттуда берется, но такие службы существовали.

Вот наверно всё, что я хотел рассказать. Может быть не так уж и много о самом Слове Божием, но просто некоторые моменты, связанные с этим я подчеркнул, поэтому хоть чуть-чуть его личность, думаю, будет вам близка.

Молитесь, в потерянных вещах точно никому не отказывает, даже тем, кто скептически к этому относится. А так, думаю, слышит многие просьбы. Почему-то Господь одарил его этим даром, и видно угодно Богу исполнять желания молящихся по его заступничеству. Пусть и в вашей жизни творит чудеса!

Из зала: Спасибо!

Отец Андрей Буко OFMConv: А вот еще одно красивое место из проповеди святого Антония. Он говорил так о сердце на слова «Возлюби Господа всем сердцем твоим»:

Заметь эти четыре вещи: сердце, душу, силы и разум. «Место сердца — в середине груди человека; немного уклоняется оно влево, ибо отходит немного от середины между сосцами; и уклоняется к левому сосцу, и расположено в верхней части груди; не является ни большим по размерам, ни длинным по форме, но приближается к округлой форме, и оконечность его сужена и как бы заострена». О человек, расположение и форма сердца твоего говорят тебе, как должен ты любить Господа Бога твоего. Сердце твое находится в середине груди между двумя сосцами. Два сосца означают два воспоминания, а именно, о Воплощении Господнем и Его Страстях, от которых, словно от сосцов, питается душа. В правом сосце — память о Воплощении, в левом о Страстях разумеется. Между этими сосцами должно располагаться сердце твое, чтобы о чем бы ты помыслил, что бы ни исследовал, все это приводило бы тебя к размышлению о нищете и смирении Воплощения и горечи Страстей Господних. Поэтому говорит невеста в Песне Песней: Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, меж сосцов моих пребывает».

Цит. по:

Св. Антоний Падуанский Проповеди. – М.: Изд-во Францисканцев, 1997 – С.241

Всё, теперь точно всё.

Проповеди св. Антония

*

Благодарим о. Андрея Буко OFMConv за помощь в подготовке этого материала

***

Фотографии музея св. Антония в Лиссабоне можно посмотреть в этом блоге

 

Добавить комментарий