Анна Кудрик
10 сентября 2013 г.
— О. Станислав, многие из тех, кто будет участвовать в предстоящем радостном событии, хорошо помнят благословение монастырского храма, состоявшееся 13 сентября 2008 года. И в представлении многих мирян храм уже был освящён тогда апостольским нунцием архиепископом Антонио Меннини. Чем отличается освящение храма, которое произойдёт теперь от благословения?
Это две совершенно разные вещи. 13 сентября 2008 года во время паломничества реликвий святого Антония по России Архиепископ Антонио Меннини благословил храм, именно это описано в монастырской хронике. Освящение храма и алтаря совершается правящим епископом по особому чину. Так как храм уже был благословлён, то из чина освящения будет выпущен обряд передачи здания храма и ключей от храма епископу. Мы войдём в храм торжественной процессией. В начале литургии собравшийся народ и стены храма будут окроплены святой водой. Чтения этого дня также особенные, специально предназначенные для такого случая. После проповеди и исповедания символа веры поется литания всем святым, и затем в алтарь будут положены мощи св. Антония Чудотворца, доставленные из базилики Святого в Падуе. Затем епископ произносит молитву освящения храма и приступает к помазанию алтаря и стен храма, каждения алтаря, стен храма и народа. Потом совершится Евхаристия. Если освящаемый храм новый, то во время Евхаристии дарохранительница открыта и нет зажженной лампадки – в ней еще нет преждеосвящённых даров, поэтому и не горит лампада. Освящение храма особым образом выражает намерение навсегда посвятить это здание Богу, предназначить его исключительно для богослужений и ни для чего другого, подчёркивает мысль о том, что здание церкви олицетворяет Церковь как собрание верующих, вместе составляющих мистическое Тело Христа. Как видите, разница между простым благословением храма и тем, что предстоит во время освящения, очень велика.
— Но храм не будет приходским, он останется монастырским?
Да, храм остается монастырским, и будет монастырским, даже если попечению францисканцев будет поручен приход. В этом случае на основании договора между францисканцами и епископом храм служит приходу, но остается монастырским. Но об этом сейчас речи не идёт. Ни в одном городе России сегодня нет такого количества приходских католических храмов, как в Петербурге – здесь их семь, причём два из них – святого Станислава и Успения Пресвятой Девы Марии – находятся очень близко от монастыря. Но здесь ежедневно будет совершаться Евхаристия, и в ней могут участвовать все желающие. Монастырский храм не значит храм только для монахов – как и приходские церкви, он открыт для всех. Кроме Евхаристии будут совершаться и другие богослужения и таинства.
— Но крещений и венчаний в нём не может быть?
Может, но только с разрешения настоятеля того прихода, к которому принадлежат жених с невестой или крещаемый. Все такие случаи регулируются каноническим правом. У нас уже бывали и крещения и венчания, конечно, всегда с согласия настоятеля прихода.
— О. Станислав, известно, что первый францисканец приехал в Санкт-Петербург, когда город ещё только строился в 1719 году. Это был о. Гийом Кийто, окормлявший католиков, которых было много среди строителей нашего города. В последующие годы сюда приезжало и здесь служило немало францисканцев. В связи с этим, можно ли считать, что в 1996 году францисканцы сюда вернулись?
Здесь, в Санкт-Петербурге не было францисканского монастыря. Поэтому можно говорить не о возвращении, а, скорее, о преемственности в отношении тех братьев, которые прежде несли здесь служение.
Следствием раздела Польши и присоединения части ее территории к России во время царствования Екатерины II стало то, что подданными Российской империи оказалось большое число католиков. На землях, отошедших к России, было много католических монастырей, в том числе и францисканских.
Подавляющее большинство францисканских монастырей находилось в западных землях. На территории современной Российской Федерации существовало в это время только два таких монастыря: один – отцов бернардинов в Смоленске, другой – францисканцев конвентуальных в Сокольниках – селении, расположенном в окрестностях Невеля, в нынешней Псковской области. Он был основан прелатом Казимиром Сутоцким и располагался в селе Сокольники. Это был большой монастырь – там было более десяти монахов, которые открыли при монастыре школу. Священниками монастыря совершалась Евхаристия в 19 филиальных капеллах. В 1832 году монастырь был закрыт, вероятно, в связи с январским восстанием в Польше в 1831 года.
Кроме того, среди наших братьев-конвентуальных были военные капелланы. Мы знаем также, что через Москву в начале 30-х гг. проезжал святой Максимилиан Кольбе.
В приходах на территории СССР в советское время служили четыре конвентуальных францисканца – о. Аркадий Валтош в Гродно, о. Камил Волымянский в Литве, о. Рафаил Керницкий во Львове, о. Одорик Беня вначале в Волыни, а затем, после ареста, заключения и освобождения из лагеря – в Казахстане и Новосибирской области. Мне посчастливилось встретиться с двумя из них.
В 1991 году, я впервые встретил епископа Рафаила Керницкого. Он приезжал на Кальварию Пацлавскую, когда я был в новициате. Помню, как Папа Иоанн Павел II в конце Святой Мессы в Любачове (Польша) сказал о нём: «Кто его не знает – о. Рафаила, хранителя Львовского собора?» Действительно, за исключением времени, проведённого в лагерях, он служил в кафедральном соборе Львова. Когда я познакомился с ним, он был уже совсем пожилым. Очень добрый, сердечный, радостный, настоящий Божий человек. Этот священник многое делал для верующих Украины, в том числе и для греко-католиков. В этом году в мае начался процесс его беатификации.
Ещё один наш брат – о. Одорик – служил в Казахстане. Тогда каждый священник, служивший на территории СССР, каждую минуту рисковал быть схваченным, отправленным в тюрьму или лагерь, или даже расстрелянным, и всё же, каждый из них делал в таких трудных условиях необыкновенно много. С о. Одориком я, можно сказать, тоже встретился, но эта встреча состоялась уже после его смерти – в 1991 году он приехал в Польшу, на встречу с Папой Иоанном Павлом II. Во время этой поездки в Пшемысле он умер и был похоронен на Кальварии Пацлавской, на монастырском кладбище. Так уж получилось, что мы с тремя другими братьями копали для него могилу. Вместе с другими братьями, после заупокойной мессы я нёс его гроб. Потом сложилось так, что везде, где в советское время подпольно работали наши братья, деятельность ордена продолжилась – приехали новые монахи. Во Львове, в Вильнюсе в Казахстане, Гродно – везде францисканцы продолжают сегодня служение. Что касается России, то миссии конвентуальных францисканцев открылись в 1993 году в Москве и в Черняховске (в Калининградской области), с этого момента начались те двадцать лет служения францисканцев в России, которые мы празднуем в этом году. А в Санкт-Петербург братья приехали в 1996 году.
— Имеет ли служение францисканцев в Петербурге какие-то особенности? Есть ли в вашей деятельности здесь, какие-то направления, которых нет в других монастырях ордена на территории России?
Здесь у нас есть здание монастыря и храм. Ежедневно мы служим Святую Мессу, совершаем Литургию часов, и другие богослужения, в которых участвуют миряне. В прошлом году мы ввели ночные бдения перед выставленными Святыми Дарами. В храме есть орган, и богослужения сопровождаются музыкой и пением. Мы можем оказывать помощь приходам в организации встреч, в проведении духовных упражнений, конференций и семинаров. Всегда рады пригласить к себе наших братьев и сестёр из других монашеских конгрегаций, возможности для этого у нас есть. Важная часть нашей деятельности – духовные упражнения с францисканцами, принять участие в которых могут все желающие. Они рассчитаны на три полных дня – темы и расписание до конца нынешнего года уже определены и есть на нашем сайте.
Каждый вторник совершается богослужение в честь святого Антония Падуанского, и после него бывают традиционные встречи, на которых делаются сообщения на богословские, философские, исторические, общекультурные темы. Недавно прошла целая серия встреч, объединённых общей темой призвания к посвящённой жизни. Во время этих встреч члены монашеских общин Петербурга рассказывали о себе, об особенностях своей харизмы. Это было очень полезно и интересно для всех участников, в том числе, и для монашествующих, поскольку мы многое узнали друг о друге. Сейчас, когда мы переживаем Год веры, были также встречи, раскрывающие смысл членов Символа Веры.
Просветительская деятельность всегда была важной частью францисканской харизмы, и мы стремимся следовать этой традиции, предлагая самые разные темы для этих встреч, получивших название «Вторники у францисканцев». Открыта для всех желающих монастырская библиотека и читальный зал. Электронный каталог библиотеки можно найти в Интернете.
Мы хотели бы помочь каждому яснее определиться, помочь найти своё личное призвание и своё место в Церкви, путь к Богу. Каждый монашеский орден имеет свою особую харизму и, думаю, может сделать здесь много хорошего и полезного реализуя именно её. Надеемся, что после торжественного освящения храма и алтаря о нас узнает больше людей, и больше людей захотят участвовать в наших программах.
Нельзя не сказать и о другом важном предназначении нашего монастыря – он используется как дом формации – здесь проходят препостулат юноши, желающие вступить в орден, и здесь живут братья, которые учатся в Католической высшей духовной семинарии «Мария — Царица Апостолов».
— В связи с этим, хочется задать следующий вопрос: многие считают, что сегодня мир нацелен на две вещи – физическое бессмертие и потребление. Если проанализировать публикации в Интернете, то складывается впечатление, что у современного человека две цели – жить вечно и иметь как можно больше. Интересна ли, в связи с этим, современному человеку францисканская харизма? Есть ли те, кто по-прежнему, выбирает для себя бедность?
Интерес к францисканскому образу жизни был всегда, мы это знаем из истории. Ещё не был официально утверждён Устав ордена, а вокруг Франциска уже собрались братья. И так продолжается уже на протяжении многих веков. Есть времена, когда призваний больше, есть, когда меньше, это похоже на то, как волна то накатывает на берег, то уходит, но призвания всегда есть. Мы переживали разные времена. В Европе в последнее время призваний было немного, гораздо больше в Латинской Америке, Африке, Азии. Это касается всех конгрегаций и францисканцев в том числе. Некоторые большие провинции в Западной Европе пришлось закрыть. Сейчас мы видим возрождение интереса примерно во Франции, Англии. Здесь в России тоже призваний к монашеству и священству немного, но это не страшно, надо иметь терпение, надо благодарить Бога за тех, которых Он нам даёт. Да, в этом году в семинарии учебный год начнут пятнадцать семинаристов. Если смотреть на ту нужду, которую Россия имеет в священниках, можно сказать, что эти пятнадцать – капля в море, но, я хочу сказать, будем благодарить Бога за этих пятнадцать. У нас в этом году один брат будет учиться в семинарии, двое уезжают в постулат в Гнезно (Польша), и один или двое начнут препостулат. Будем благодарны за то, что они у нас есть, будем терпеливыми.
Интерес к францисканству, несомненно, есть. Мир нуждается в святом Франциске. Посмотрим на феномен Папы Франциска. Не случайно он выбрал это имя, не случайно 4 октября он будет в Ассизи – городе святого Франциска. Для нас всех это повод по-новому взглянуть на свою жизнь, на бедность, на проблему нуждающихся. Думаю, что многие молодые люди, глядя на Папу, задумаются над смыслом своей жизни, спросят себя в чём состоит их призвание – только ли в том, чтобы иметь как можно больше материальных благ, или всё же в том, чтобы достигнуть жизни вечной? Не надо ждать, что результат этих раздумий будет виден сразу, не надо ожидать резких и скорых перемен, но они будут, они уже есть. Всемирный День Молодёжи показал, что верующей, серьёзной молодёжи много, что пример Папы Франциска много значит для всего современного мира. Другой пример: сегодня, когда Папа объявил день молитвы и поста в намерении предотвращения войны в Сирии мы видим, что многие присоединились к нам, христиане других конфессий и не только христиане. Это о многом говорит. Мы верим, что Бог в каждый момент существования мира призывает пророков, необходимых именно здесь и сейчас и, думаю, что Папа Франциск именно такой пророк, который нужен современному миру. Для нас, францисканцев, это очень много значит. Мы должны ещё раз посмотреть на свою жизнь, на свою харизму, понять как должны жить, как поступать, чтобы быть свидетелями Христа в этом мире, на том месте, где живём и работаем.
Фото Евгения Мартыновича, а также из сообщества «Друзья святого Антония» «В Контакте»